Экономический кризис коммерческой организации. Сущность, симптомы проявления, формула кризиса.
Кризис – крайнее обострение противоречий в соц.-экон.системе (орг-ции), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде; серьезные нарушения в обычной экономической деятельности орг-и.
Экономический кризис - нарушение равновесия между производством и потреблением, дисбаланс между производством товаров и услуг и состоянием платежеспособного спроса.
Суть кризиса – в одновременном приближении к «двум пределам»: пределу уапрвления и пределу бедности.
Экономическая формула кризиса:
Денежные средства < Текущая хоз.потребность в оборотных средствах, Текущая фин.потребность в оборотных средствах.
Кризисы в развитии орг-и можно классифицировать по разным критериям. Например, по тому, в каких областях они представляют опасность для орг-и:
1) кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности орг-и. Необходимы срочные меры, иначе орг-я будет вынуждена уйти с рынка.
2)кризис успеха хар-ся явным негативным отклонением факт. состояния показателей деят-ти орг-и от запланированного состояния (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и пр.). Причинами возникновения такого кризиса могут быть ошибки в исследовании рынка, капвложениях, кадровой политике.
3) кризис стратегии менее заметен и не столь непосредственен. Хотя положение орг-и в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, его наступление необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии орг-и, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкур. борьбе. Наметившийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации.
Применительно к орг-ции кризисы могут быть клас-ны по причинам, их вызвавшим:
- технологический (производственный) – приводит к финансовым потерям из-за устаревших оборудования и технологии, не позволяющих выпускать качественную, конкурент-ю продукцию;
- социальный (социально-управленческий) возникает в рез-те появления между работниками конфликтов, в т.ч. между рабочими и администрацией, в аппарате управления. Конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
- финансовый, возникающий в рез-те нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой фин.проблемы орг-и;
- организационный возникает в рез-те несовершенства организац.стр-ры, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;
- информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой орг-и.
В конечном итоге эти кризисы, как правило, отражаются на финансах орг-и и между собой достаточно тесно связаны.
Этапы жизненного цикла организации. Содержание, цели, стратегии управления на каждом из этапов жизненного цикла.
Любая соц.-экон.система находится в одной из двух форм своего существования – функционирования и развития. Функционирование – поддержание жизнедеятельности системы, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики. Развитие – приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.
Кризис – крайнее обострение противоречий в соц.-экон.системе (орг-ции), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Ком.орг-ция в своей жизнедеятельности проходит определенные циклы. Каждый такой цикл завершается, как правило, переходом на новый уровень воспроизводственного процесса. При этом они могут не совпадать с ритмами общего развития экономики или развития других организаций. Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития соц.-экон.системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов.
В наиболее общем виде в жизненном цикле ком.орг-ции обычно выделяют пять фаз:
1) формирование: происходит инвестирование в организацию производства – приобретение оборудования, набор и подготовка кадров, закупка сырья и т.п. Организация несет убытки;
2) рост: орг-я начинает получать прибыль. Вложенные средства откликаются значительным приростом объема продаж, прибыли, производственных мощностей. Это наиболее прогрессирующая фаза жизненного цикла орг-и, ее «звездный час»;
3) равновесное функционирование: орг-я получает макс.прибыль («стрижет купоны»), без существенных инвестиций происходит процесс равномерного функционирования, получения стабильного дохода. Однако, в конце концов, изнашивается оборудование (физический износ), претерпевают моральный износ основные фонды и продукция, стареют кадры и орг-я приближается к спаду;
4) спад: если не предпринимать реконструкции и реорганизации, то орг-я постепенно стагнирует и переходит в следующую фазу, характеризующуюся убыточной деятельностью;
5) ликвидация: орг-я ликвидируется как юр.лицо. Ликвидация может происходить как вне судебной процедуры, так и в процедуре банкротства.
Однако наличие в орг-ции квалифицированного персонала, конструкторско-технологической базы и не полностью изношенного оборудования обеспечивают ей возможность начала нового жизненного цикла. Для этого на фазе спада необходимо изыскать и направить средства (произвести инвестиции) в реконструкцию и реорганизацию. Такой маневр позволит через некоторое время преодолеть кризисное состояние и сообщить орг-ции ускоряющее движение к очередному росту, но уже от более высокого уровня.
Возможность кризиса и повышение вероятности его наступления возникает в переходные периоды развития орг-и, в периоды между этапами цикла развития. Качественная определенность этапа развития орг-и характеризуется сочетанием внутренних и внешних признаков, выраженных в показателях функционирования фирмы, а переходный период отражает последовательные изменения в определенном направлении от этапа к этапу.
Реформирование и реструктуризация как метод антикризисного управления. Преобразование организационной структуры комерческой организации методами слияния и поглощения. Институт финансового и технико-технологического донорства. Преимущества и недостатки.
Реформирование – изменение принципов действия предприятия, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности (диверсификация производства; сокращение, оптимизация персонала).
Процесс реформирования отношений собственности на гос.предприятиях включает два этапа: разгосударствление и приватизацию, которые могут проводиться последовательно и/или параллельно.
Главная цель реформирования конкретного предприятия - создание внутренних и (частично) внешних условий для его стабильного функционирования и развития предприятия. Приоритетными объектами реформирования предприятия должны в первую очередь стать:
- система принятия решений;
- взаимоотношения между коллективом и менеджментом;
- взаимоотношения между менеджментом и государством;
- организационно-технологическая структура;
- структура управления предприятием и система его информационного обеспечения.
Реструктуризация - изменение произв, организ, социальной, финансовой и иных сфер деятельности должника в целях восстановления его рентабельной работы и повышения конкурент. Реструкт предусматривается в рамках процедуры санации.
Наиболее эффективными направлениями реструктуризации являются:
- Организационно-правовая реструктуризация;
- Реструктуризация управления предприятием;
- Реструктуризация финансов;
- Имущественная реструктуризация
Направления и характер реструктуризации зависят от ситуации, которой находится предприятие. К числу проблем, обусловливающих необходимость проведения реструкт, можно отнести следующие:
1. Низкая эффек управления, вызванная отсутствием четкой стратегии в деятельности, недостаточным знанием конъюнктуры рынка, отсутствием мотивации работников, неэффек фин менеджмента и т.д.
2. Низкий уровень ответств руководителей предприятия за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия.
3. Невостр на рынке произв товаров, низкий уровень их потреб качеств, выс уровень затрат на произв;
4. Конкуренция с зарубежными и местными производителями;
5. Наличие предприятий-монополистов;
6. Физический и моральный износ активов;
7. Наличие в структуре активов затратных объектов;
8. Ориентация только на успешный сбыт продукции в ущерб рентабельности, и т.п.
При высокой экономической эффективности реструктуризации существует факторы, противодействующие ее проведению:
- Социальные факторы. Резкий пересмотр политики занятости на предприятиях может негативно сказаться на структуре рабочих мест, вызвать увольнение, и как следствие, социальную напряженность.
- Недостаточная обеспеченность реформ нормативно-правовой и методической документацией, отсутствием квалифицированных специалистов по реструктуризации, плохое финансовое положение предприятий, сохраняющаяся изолированность отечественных предприятий от зарубежных рынков капитала.
В процессе санации предприятия выделяют 2-а основных направления – операционную и финансовую Р. Операционная Р – совокупность мероприятий, направленных на улучшение показателей текущей деятельности. Эти мероприятия связаны с совершенствованием управления предприятия: - установление контроля за приобретением ресурсов; - увеличение производительности; - сокращение персонала; - продажа лишнего оборудования; - модернизация производства; - разработка и внедрение системы и контроля качества продукции; - реализация непродуктивных активов; - реструктуризация долга; - снижение операционных издержек; и др. Финансовая Р – комплекс мер, направленных на изменение сроков, суммы долга и его погашения с целью предоставления времени для возобновления платежеспособности предприятия. При проведении Р мероприятия: Реструкт долга (предл акций в обмен на долг, передача контр пакета акций в обмен на инвестиции); реструк активов баланса (передача или продажа ОС); перепланирование долга (отсрочка выплаты долга, замораживание старых долгов).
В процессе реструкт возникает необх реорганизации предприятия. Формами реорганизации является слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Кроме того, для выживаемости условиями успеха и эффект является инновац деят и ее результаты. Поэтому для обеспечения своей текущей и перспективной конкурент предприятия обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техн политику- стратегия поведения данного субъекта хоз по отношению к процессу инноваций, включающая: разработку планов и программ инновационной деятельности;контроль за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;изучение проектов создания новых продуктов;проведение единой инновационной политики;обеспечение финансами и материальными ресурсами программ нововведения;обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом.