Моральный риск в менеджменте
Возникновение и применение термина
Согласно зарубежным исследованиям термин возник в XVII веке в страховании и широко применялся в практике работы британских страховых компаний. В последующем понятие морального риска прочно вошло в страхование, как особую систему экономических отношений. Широко используется в теории страхования, в частности для обоснования необходимости введения франшизы. Наряду со страхованием понятие морального риска используется в теории контрактов, а также в финансах, менеджменте, других разделах экономики.
Условиями возникновения морального риска являются:
наличие базы для совместной деятельности (сотрудничество/обмен);
несовпадение, расхождение интересов;
отсутствие возможности достоверного контроля за соблюдением условий контракта;
неполная ответственность за совершаемые действия/бездействие.
Моральный риск в страховании
Проблема морального риска в страховании возникает в связи с тем, что получение страхового полиса снижает для страхователя стимулы к принятию мер предосторожности.
Для уменьшения влияния морального риска в страховании применяется метод разделения рисков между страховщиком и страхователем. Договор страхования предусматривает, чтобы страхователь взял на себя определенную часть расходов на покрытие ущерба. Это достигается путём использования абсолютной и относительной франшизы в договоре страхования.
Другой способ уменьшения морального риска состоит в том, что страхователь берёт на себя дополнительные обязательства проведения мероприятий, уменьшающих степень риска, и контролем за соблюдением этих мероприятий в течение всего срока действия договора страхования со стороны страховщика.
Моральный риск в финансах
Суть морального риска в финансовых отношениях состоит в недобросовестном исполнении стороной своих обязательств по финансовому договору.
Например, заёмщик взял кредит на одни цели, а использует заёмные средства на другие. Или предоставил кредитору неверные (ложные) данные для оценки им платежеспособности заёмщика.
Моральный риск в менеджменте
Моральный риск возникает не только на страховых или финансовых рынках.
Например, собственник предприятия как правило неспособен осуществлять полный контроль за деятельностью работников данного предприятия. Это возникает в силу информационной асимметрии, т.е. стороны по договору обладают разной возможностью получения информации в процессе реализации контракта. Например, после того, как собственник фирмы принял на работу менеджера, он может быть не в состоянии наблюдать, какие усилия прилагает менеджер к выполнению своих обязанностей. Эти проблемы имеют большое значение в ситуациях, когда один индивид нанимает другого для того, чтобы последний совершал некоторые действия как агент первого. Проблема такого составления контрактов получила название проблемы «принципал-агент», или «заказчик - исполнитель».
Традиционно в литературе различают два типа информационных проблем, которые возникают в ситуациях такого рода:
проблемы, являющиеся результатом скрытых действий;
проблемы, возникающие как следствие скрытой информации.
Случай скрытых действий предполагает неспособность собственника наблюдать за тем, насколько усердно работает наёмный менеджер. Примером скрытой информации является ситуация, когда менеджер владеет не доступной для собственника информацией об альтернативных возможностях развития фирмы.
18. Известны три базовых типа структуры контракта — классический,неоклассический и имплицитный контракты. Классический контракт, в котором четко и исчерпывающе определены все условия взаимодействия, производен от контракта о продаже. Имплицитный контракт, наоборот, исключает четкое определение условий взаимодействия, стороны контракта рассчитывают на их спецификацию в самом ходе реализации контракта, откуда, собственно, и происходит термин «имплицитный (не оговоренный до конца) контракт». Такой контракт производен от контракта о найме. Наконец, неоклассический, или гибридный, «отношенческий» контракт, объединяющий в себе элементы как контракта о продаже, так и контракта о найме. Неоклассическое контрактное право и доктрина «оправдания» позволяют сторонам контракта не придерживаться
Классический | Неоклассический | Имплицитный | ||||
Характеристика сторон контракта | Легкость нахождения замены каждому из участников Результат не зависит от состава участников. Стороны одинаково нейтральны к риску | Высокая степень взаимной зависимости сторон контракта ввиду трудностей с нахождением равноценной замены. Стороны нейтральны к риску | Двухсторонняя зависимость участников сделки результат полностью зависит от их способности к совместной деятельности. Одна сторона нейтральна к риску, другая — противник риска | |||
Форма контракта | Контракт в стандартной форме, в котором полностью оговорены все детали его выполнения 18 | Форма контракта специально разрабатывается «под сделку». Контракт не полностью специфицирован, а оставляет возможность для корректировки | Основные положения контракта могут вообще не специфицироваться эксплицитно. Контракт сводится к передаче одной стороной права контроля своих действий другой стороне | |||
Отношения между сторонами | Стороны сохраняют полную автономию | Стороны сохраняют автономию | Властные отношения: делегирование права контроля деятельности | |||
Период, на который заключается контракт | Краткосрочный | Средне- и долгосрочный | Долгосрочный. Период действия контракта может быть вообще не оговорен-он действует, пока для одной из сторон выгоднее делегировать право контроля, чем пользоваться им самостоятельно | |||
Способ адаптации к непредвиденным обстоятельствам | Перезаключение контракта на новых условиях | Переговоры, согласование позиций, взаимные уступки на основе «всего опыта взаимодействия сторон, накопленного за время их отношений» 19 | Подчинение одной из сторон контракта решениям другой (относительно выполнения задачи х из совокупности X) | |||
Классический | Неоклассический | Имплицитный | ||||
Стимулы к выполнению условий контракта | Сильные, вознаграждение сторон привязано к выполнению конкретных задач, зафиксированных в контракте | Средние, использование доктрины «оправдания» позволяет сторонам ссылаться на непредвиденные обстоятельства в качестве препятствий выполнению обязательств | Слабые: одна из сторон контракта получает фиксированное вознаграждение за сам факт делегирования права контроля | |||
Санкции за неисполнение условий контракта | Легальные, зафиксированные в самом контракте | Потеря репутации, созданной за период длительного взаимодействия сторон 20 | Наложение административного взыскания, менее выгодные условия компенсации за делегированное право контроля | |||
Инстанция, в которой разрешаются конфликты | Суд | Третья сторона21: арбитражный суд, третейский суд- | Решение диспутов происходит без привлечения какой-либо третьей стороны Решение диспутов на основе использования власти | |||
Факторы, ограничивающие эффективность процедуры разрешения конфликтов | Ограниченность информации, которая находится в распоряжении суда. Цена доступа к закону не равна нулю | Репутация третейского или арбитражного судьи. Ограниченность полномочий, которые делегируются третьей стороне (за исключением арбитража). Цена внелегальности отлична от нуля | Издержки на осуществление административного контроля. Любой конфликт потенциально содержит в себе возможность использования сторонами не только «голоса» (властных отношений), но и «выхода», т. е. отзыва делегированного права контроля 22 | |||
Примеры | Контракт купли-продажи | Франчайзинг Регулирование естественных монополий. Долгосрочные контракты между транспортными, энергетическими и сырьевыми компаниями 23 | Контракт между работодателем и наемным работником Весь комплекс внутрифирменных отношений | |||
19. Индивидуальное частное предприятие характеризуется тем, что его собственником является одно лицо, которое единолично им распоряжается, присваивая весь доход предприятия и неся полную материальную ответственность за результаты своей предпринимательской деятельности.
Из данной характеристики видно, что такое предприятие является сферой индивидуальногопредпринимательства. На нем одно лицо выполняет все функции предпринимателя, прежде всего функции собственника предприятия и управляющего.
Индивидуальные частные предприятия являются наиболее уязвимым субъектом рыночных отношений. Многие из них сталкиваются с угрозой разорения. Например, в США каждое четвертое индивидуальное частное предприятие разоряется, не просуществовав и пяти лет. Тем не менее, общая численность малыхпредприятий в этой стране и в других странах не сокращается, а растет, что свидетельствует о наличии у них существенных достоинств. Отметим некоторые из них.
1. Индивидуальные частные предприятия легко организуемы. Их создание не требует больших капиталов. Во многих странах очень проста процедура их регистрации. Часто достаточно получить от местных органов власти лицензию на производство какого-то товара или оказание услуг и зарегистрировать предприятие.
2. На индивидуальных частных предприятиях существует высокий побудительный мотив (стимул) вести дело эффективно, поскольку, с одной стороны, весь доход предприятия идет его собственнику, а с другой на него возлагаются все убытки, понесенные в ходе предпринимательской деятельности.
3. Собственник индивидуального частного предприятия обладает полной хозяйственной самостоятельностью, соответственно, на нем можно полней проявить предпринимательские способности.
4. Индивидуальные частные предприятия характеризуются высокой производственной и сбытовой оперативностью. Собственник сам принимает решения и сам их реализует, ни с кем их не согласовывая. В условиях острой конкуренции на рынке такая оперативность имеет большое значение.
5. Индивидуальное частное предприятие обычно имеет тесные связи с потребителями своей продукции. Это позволяет лучше знать их потребности, происходящие в них изменения и, соответственно, быстро реагировать на них, что также дает преимущества в конкурентной борьбе. (Не случайно такиепредприятия особенно распространены в розничной торговле, в сфере бытовых услуг).
6. На индивидуальных частных предприятиях обеспечивается полная конфиденциальность ведения бизнеса. Это означает, что все секреты фирмы знает только ее хозяин и ему нет необходимости, в отличие от собственников крупных фирм, нести расходы на защиту коммерческих тайн. Не случайно, такие предприятияотносят к очень закрытым.
Наряду с перечисленными достоинствами индивидуальные частные предприятия имеют и недостатки. Причем многие недостатки являются своеобразным продолжением достоинств. Отметим наиболее существенные из них.
1. Неопределенность сроков жизни индивидуального частного предприятия, обусловленная его сильной зависимостью от одного человека. Болезнь собственника и даже его уход в отпуск могут расстроить работу предприятия. С его смертью предприятие может прекратить свое существование. (Здесь достаточно хорошо видно, как иногда достоинство переходит в недостаток).
2. Индивидуальные частные предприятия не всегда пользуются доверием со стороны крупных фирм и особенно банков. Последние неохотно предоставляют им ссуды, а если предоставляют, то под повышенные проценты. Такое недоверие, прежде всего, обусловлено неопределенностью сроков существования такихпредприятий.
3. Из-за малых размеров индивидуальных частных предприятий на них слабо используется внутрипроизводственная кооперация и разделение труда, которые являются факторами роста производительности труда и снижения индивидуальной стоимости производимых товаров. Соответственно, малым предприятиямтрудно конкурировать с крупными, имеющими более низкие затраты на производство такой же продукции.
4. Малые размеры капитала индивидуальных частных предприятий не позволяют им быстро расширять производство в ответ на увеличение спроса на производимую продукцию, так как капитал медленно накапливается, а на ссуды не всегда приходится рассчитывать.
5. Большая самостоятельность собственников индивидуальных частных предприятий оборачивается тем, что на них накладывается бремя полной материальной ответственности за всю коммерческую деятельность. Так что в случае возникновения большой задолженности собственник может лишиться не только имуществапредприятия, но и личного имущества. Предприниматель в полном смысле становится заложником своего бизнеса.
20. Партнерства (товарищества) и общества могут быть трех типов: с полной, ограниченной и смешанной ответственностью.
Первый тип предприятия характеризуется как полное партнерство (товарищество) или общество. В нем все партнеры несут полную ответственность по обязательствам предприятия, включая ответственность личным имуществом.
Опасность лишиться личного имущества, с одной стороны, и желание получать доход на вложенный в предприятие капитал с другой, привели к возникновению партнерств (товариществ) и обществ с ограниченной ответственностью. Данный тип предприятия характеризуется тем, что его члены несут ответственность в пределах своего вклада в имущество предприятия. Подобная ограниченность должна отражаться в названии предприятия, например, ООО «Гермес».
Третий тип партнерства (товарищества) и общества характеризуется смешанной ответственностью. Это означает, что его собственники делятся на два вида: первые несут полную ответственность по обязательствам предприятия, а вторые ограниченную их вкладом в капитал предприятия. Такие предприятия могут иметь разные названия: смешанные товарищества (общества), товарищества (общества) на вере, коммандитные товарищества (общества).
Партнерские предприятия обладают заметными преимуществами по сравнению с индивидуальными частными предприятиями.
Прежде всего эти преимущества связаны с применением на них более крупных капиталов. Это находит отражение в больших масштабах производства и в возникновении преимуществ крупномасштабного производства, включая те, что связаны с внутрипроизводственной кооперацией. Крупный капитал позволяет обеспечивать более быстрое расширение производства в ответ на рост спроса на продукцию предприятия. К тому же партнерские предприятия вызывают к себе большее доверие к партнерским предприятиям со стороны других фирм и банков. Последние охотнее предоставляют им ссуды.
На партнерских предприятиях возникает также эффект взаимодополнения партнеров, который обеспечивается тем, что партнеры распределяют между собой предпринимательские функции с учетом своих индивидуальных особенностей: личных способностей, профессиональных знаний и навыков. Нередко партнерства возникают именно как объединение специалистов разного профиля. Например, юридическая фирма объединяет специалистов в разных отраслях юриспруденции.
Поскольку в партнерстве материальная ответственность распределяется на несколько человек, она не так на них «давит», партнеры могут себе обеспечить нормальный режим работы, иметь отпуска, уходить на больничный. При этом на таких предприятиях сохраняется достаточно высокая мотивация к эффективной деятельности партнеров, так как распределение доходов отражает не только их пай, но и вклад в виде личного участия в работе партнерства (товарищества).
Имеют партнерские предприятия и недостатки.
Их оперативность не столь высока, как у индивидуальных частных предприятий, так как многие вопросы приходится согласовывать между партнерами, на что уходит время.
На таких предприятиях не исключена возможность возникновения недоверия между партнерами, которое отрицательно влияет на работу предприятий.
Как и индивидуальные предприятия, партнерства имеют неопределенный срок существования, так как выход одного партнера из предприятия нередко приводит к прекращению деятельности предприятия.
Подобно тому, как недостатки индивидуальных частных предприятий привели на определенном этапе к возникновению партнерских предприятий, так и недостатки партнерских предприятий обусловили возникновение предприятий другой организационно-экономической формы, получивших название акционерных обществ.