В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или ва­люты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним.

Государственным внутренним долгомназываются обязатель­ства государства перед внутренними кредиторами, а внешним - обя­зательства перед иностранными кредиторами.

Долговые обязательства могут существовать в форме:

Ø Кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени РФ как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами и МФО

Ø Государственных займов, осуществляемых путём выпуска ценных бумаг от имени РФ

Ø Договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней

Ø Договоров о предоставлении государственных гарантий

28. Задачи и виды управления государственным долгом

Существование государственного долга подразумевает необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга

В процессе управления государственным долгом решаются следующие общие задачи:

- удержание величины внутреннего и внешнего государствен­ного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без причинения значительного ущерба фи­нансированию программ социально-экономического развития;

- минимизация стоимости долга для заёмщика (н-р, на основе увеличения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бу­маг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов);

- сохранение у российского государства репутации первокласс­ного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обя­зательств перед инвесторами;

- поддержание стабильности и предсказуемости рынка госу­дарственного долга;

- достижение эффективного и целевого использования заимст­вованных государством средств.

Управление государственным долгом РФ осуществляет Правительство РФ, а долгом субъекта РФ – органы его исполнительной власти. Непосредственно в кредитные отношения от имени РФ вступает Министерство Финансов РФ, которое выпускает ГЦБ, определяет их доходность, сроки выпуска и погашения, обеспечивает единую систему учёта и регистрации государственных заимствований.

Ежегодно в Законе о федеральном бюджете РФ устанавливаются предельные объе­мы государственного внутреннего и внешнего долгов.

Основными методами управления государственным долгом являются:

Ø Реструктуризация

Ø Рефинансирование

Ø Пролонгация

Ø Конверсия

Ø Консолидация

Реструктуризация – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств с заменой их новыми, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит её на более поздний срок.

Рефинансирование- погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов (н-р, досрочная замена одних обязательств на другие с более длительным сроком погашения), т.е. предполагает осуществление заимствования с целью использования полученных средств для погашения задолженности по ранее произведённым заимствованиям.

Пролонгация долга– основанная на соглашении отсрочка исполнения долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг.

Конверсия– предполагает обмен долговых обязательств на акции, облигации, товары, финансовые активы и проч.

Консолидация долга– переоформление задолженности посредством объединения различных долговых обязательств.

Одним из условий эффективного управления государственным долгом РФ является достоверный учёт и контроль за его состоянием в режиме реального времени. Однако пока учёт долговых обязательств в значительной степени разобщён, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.

29. Назначение, формирование и использование Пенсионного фонда РФ

Среди фондов социального назначения одним из самых важных и значимых по своим количественным параметрам является Пенсионный фонд РФ, который начал своё функционирование в 1991г. (до того пенсионное обеспечение осуществлялось за счёт средств Государственного бюджета СССР).

Пенсионный фонд РФ – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определённой профессиональной деятельности.

В настоящее время доходы Пенсионного фонда формируются за счёт:

ü Страховых взносов

ü Средств федерального бюджета

ü Сумм пеней и иных финансовых санкций

ü Доходов от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования

ü Добровольных взносов ю/л и ф/л

ü Иных источников, не запрещённых законодательством

Расходы Пенсионного фонда РФ можно разделить на следующие группы:

Ø по обязательному пенсионному страхованию (трудовые пенсии, 89% всех расходов);

Ø по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет, социальные пенсии, 6%);

Ø Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР.

Современное российское законодательство выделяет два основных вида пенсии – трудовые пенсии и государственные пенсии. При этом критерием такого выделения является источник финансирования: если государственные пенсии выплачиваются за счёт средств федерального бюджета, то трудовые – в значительной части, за счёт средств обязательного пенсионного страхования.

Государственные пенсии назначаются:

• федеральным государственным служащим (работники гражданской авиации, работники, занятые на подземных и горных работах, работники, связанные с педагогической деятельностью, лечебной и иной работой по охране здоровья)

• военнослужащим;

• гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

• участникам Великой Отечественной войны;

Трудовые пенсии в Российской Федерации могут быть трёх видов:

ü по старости

ü по инвалидности

ü по случаю потери кормильца

Трудовые пенсии в РФ состоят из следу­ющих составных частей:

1) базовой — фиксированной части, устанавливаемой в твердой
сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии

2) страховой – дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счёте в форме расчётного пенсионного капитала

3) накопительной – части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица. Эта часть пенсии есть только у граждан 1967 года рождения и моложе.

За счёт средств Пенсионного фонда будет выплачиваться материнский капитал.

30. Назначение, формирование и использование Фонда социального страхования РФ

Фонд социального страхования РФ – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей. Создан в 1990 году в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.90г. в целях управления средствами государственного социального страхования России.

Доходная часть ФСС РФ формируются посредством:

ü страховых взносов

ü страховых взносов работодателей по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

ü Средств федерального бюджета

ü Доходов от размещения временно свободных средств Фонда

ü Добровольных взносов ю/л и ф/л

ü Иных источников, не запрещённых законодательством

Расходы ФСС РФ связаны с обязанностью по выплате пособий:

Ø по временной нетрудоспособности

Ø по беременности и родам

Ø по рождению ребёнка

Ø по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет

Ø на погребение

На пособия по временной нетрудоспособности Размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам зависит от средней заработной платы застрахованного за последние 2 календ года перед наступлением нетрудоспособности.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.

Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Выплачивается в размере 40% средней з/п, рассчитанной за 12 месяцев до наступления права на пособие.

Пособие на погребение выплачивается одному из родственников, взявшему на себя обязанность осуществить погребение. Выплата пособия производится организацией, где работал умерший.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель)

Особенностью функционирования ФСС является использование принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего выплату пособий и оплату путёвок непосредственно в организации за счёт начисленных сумм.

31. Назначение, формирование и использование Фондов обязательного медицинского страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования – это денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированных государством медицинской помощи населению.

Для реализации государ­ственной политики в области ОМС созданы федеральный и террито­риальный ФОМС как обязательные медицинские учреждения. Основное назначение Территориальный ФОМС – финансовое обеспечение программ ОМС в субъектах РФ. Федеральный ФОМС предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы в области ОМС.

Важнейшие финансовые ресурсы, формирующие бюджет фонда (ФОМС и ТФОМС):

ü Отчислений от ЕСН (в с/х в ФОМС – 1,1%, в ТФОМС – 1,2%)

ü Отчислений от единого налога по специальным налоговым режимам

ü Добровольные взносы ю/л и ф/л

ü Доходов от размещения временно свободных средств Фонда

ü Поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население

ü Поступлений из пенсионного фонда РФ на ОМС неработающих пенсионеров

Основная часть средств ФФОМС направляется:

Ø На выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС - ≈ 90% (с-ва предоставляются на основе полученных от территориальных фондов заявок);

Ø на финансирование целевых программ - ≈ 10%

Ø на управленческие расходы (компьютеризация, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, проведение совещаний и конференций, м/н сотрудничество, содержание аппарата управления).

Движение средств в системе ОМС представлено на следующем рисунке:

ФОМС
Страхователь
1

           
   
 
   
 

Лечебные учреждения
Страховая медицинская организация
больной
2 5

1. – страховые взносы 3. – страховой полис 5. - деньги по счёту

2. - договор 4. - счет для оплаты 6. - окончательный расчёт

Наши рекомендации