Фин.контроль может быть внешним и внутренним

Осуществление внешнего контроля начинается с разработки макроэкономической политики, определения допустимого размера расходов, в процессе контроля регулируются правила использования систем учёта, нормы и принципы осуществления расходов, разрабатываются виды и формы финансовой отчётности.

Внутренний контроль является частью организационной структуры самого учреждения и поэтому может применятся на основе его решений.

Содержание и принципы финансового планирования.

Финансовое планирование - это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования, их объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц и страны в целом.
В финансовом планировании важным является применение принципов научного обоснования показателей плана и обеспечения их стабильности, а также использование прогрессивных норм и нормативов с привлечением электронно-вычислительной техники.

Финансовое планирование является составной частью народнохозяйственного планирования. связанной с общим управлением финансами. Оно предусматривает определение основных задач деятельности субъектов хозяйствования на перспективу.

Основными функциями финансового планирования являются:

- определение основных направлений финансовой политики, которые осуществляются органами законодательной и исполнительной власти в государстве;

- установление количественных и качественных параметров общественного производства на плановый период;

- выбор рациональных путей финансового обеспечения предсказуемого уровня экономического и социального развития на основе эффективного использования имеющихся в обществе ресурсов;

- установление рациональных форм мобилизации финансовых ресурсов.

К общегосударственным финансовым планам относятся:

1. баланс финансовых ресурсов и расходов государства;

2. сводный бюджет Украины.

3. гос.бюджет Украины.

4. Бюджет пенс. фонда.

К территориальным планам относятся:

1. бюджет АР Крым.

2. Все виды местных бюджетов.

К фин. планам отдельных предпринимательских структур относятся:

1. фин. планы предприятий и учреждений всех форм собственности.

2. сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.

3. сметы доходов и расходов общественных организаций, благотворительных фондов.

Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового состояния государства, информационной базой перспективного планирования.

Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, образующиеся в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (прибыль, амортизационные отчисления, налоги и обязательные сборы в государственные целевые фонды и т.п.).
Финансовые планы это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Их особенностью является то, что они состоят исключительно в денежной форме.

Финансовые планы составляются отдельными предприятиями, учреждениями, объединениями, ведомствами (баланс доходов и расходов, смета, бизнес-план, платежный календарь) в разрезе отдельных территорий (местные бюджеты) и на уровне государства в целом (Государственный бюджет, сводный бюджет, баланс финансовых ресурсов и затрат государства).
По продолжительности действия такие планы делятся на:
- Перспективные финансовые планы (составляются на период, больший 1-го года);

- Текущие (составляются на один год);

- Оперативные (состоят на квартал, месяц).

Принципами финансового планирования являются:
- Научная обоснованность (проведение расчетов финансовых показателей на основе определенных методик, с учетом лучшего опыта, использованием средств вычислительной техники, экономико-математических методов, которые предусматривают многовариантность расчетов и выбор оптимального);

- Единство финансовых планов (заключается в единстве финансовой политики, единой методологии расчета финансовых показателей);

- Непрерывность (взаимосвязь перспективных, текущих и оперативных финансовых планов);

- Стабильность (неизменность показателей финансовых планов).

При составлении финансовых планов используют соответствующие методы:

нормативный, балансовый, экономико-математический, метод коэффициентов и метод экономического анализа.

Метод коэффициентов предусматривает распространение установленных ранее тенденций на будущий период или распространения выборочных данных на другую часть совокупности исследуемых объектов. Например, в плановом периоде объемы реализации продукции должны увеличиться на 20%. Нужно определить величину ожидаемой прибыли. Для этого вычисляем коэффициент изменения объемов реализации (1,2) и умножаем на величину прибыли за предыдущий период.

Этот метод чрезвычайно прост в применении, но он имеет существенный недостаток: вместе с коэффициентом на следующий период механически переносятся все негативные явления, которые имели место в предыдущем периоде.
Метод коэффициентов используется при индексации основных средств, дооценке товарно-материальных ценностей в связи с инфляцией, при планирования прибыли и величины собственных оборотных средств.
Нормативный метод в финансовом планировании предусматривает расчет финансовых показателей на основе установленных норм и нормативов. Это нормативы образования фондов денежных средств, нормы амортизационных отчислений, нормативы распределения прибыли, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях и т.д.

Нормативный метод является более эффективным в условиях, когда нормы и нормативы отвечают следующим требованиям:
- Они должны быть научно обоснованными;

- Прогрессивными, то есть ориентированными на лучший опыт;

- Стабильными.

Балансовый метод предполагает соответствие расходов источникам их покрытия и увязку всех разделов финансового плана, в результате чего достигается сбалансированность плана. В современных условиях этот метод приобретает особое значение, потому что расходы предприятий зависят от заработанных средств, и предприятия должны рассчитывать только на собственные поступления, а не на помощь государства или министерства.
Баланс доходов и расходов - это текущий финансовый план, который составляется на предприятии и рассчитывается на год с разбивкой по кварталам.
Платежный календарь- это оперативный финансовый план, который составляется на квартал с разбивкой по месяцам или на месяц и с разбивкой по декадах.
Платежный календарь конкретизирует текущий финансовый план, уточняет его показатели, дает более четкое представление о состоянии платежей и расчетов в периоде анализируемого. С помощью платежного календаря постоянно контролируется платежеспособность предприятия.
Бизнес-план - это план реализации определенного проекта или сделки, требующие вложения средств.

Бизнес-план составляется в случаях:

- Приватизации;

- Продажи контрольного пакета акций иностранному инвестору;

- При создании совместных предприятий с участием государства;

- При предоставлении предприятию кредитными учреждениями долгосрочных займов (для обоснования возврата кредитов).

В первых главах бизнес-плана подается общее описание проекта, указывается его цель, производственные характеристики будущего предприятия, принципы и методы руководства им.

Заключительные разделы бизнес-плана - финансовые. В них подаются расчеты прибыли и рентабельности от реализации сделки или проекта, обосновываются сроки и источники возврата займов, а также сроки окупаемости затрат.
Сметы доходов и расходов составляют учреждения социальной сферы, то есть бюджетные организации.

Смета содержат два основных раздела:

И.Доходы:
- Поступления средств из общего фонда бюджета;

- Поступления из других источников (плата за обучение, за лечение, арендная плата, плата за проживание в общежитии, доходы от подсобных хозяйств и т.п.); II. Расходы:

- Зарплата работника бюджетных учреждений;

- Начисление на заработную плату;

- Приобретение предметов снабжения и материалов;

- Оплата услуг по содержанию учреждения;

- Командировки;

- Оплата коммунальных услуг и энергоносителей;

- Капитальные расходы;

-другие.
Бюджет как финансовый план всегда состоит из двух частей:

доходной и расходной.

И. Доходы:

- Налоги;

- Отчисления в государственные целевые фонды, присоединенные в бюджет;
- Неналоговые поступления (стоимость конфискованного имущества, поступления от внешнеэкономической деятельности, средства от выпуска государственных ценных бумаг).

II. Расходы:

- На народное хозяйство (капитальные вложения, дотации);

- На социальную защиту населения;

- На оборону;

- На управление;

- На содержание социальной сферы;

- На экологию;

- На создание государственных резервов;

- На другие цели.

Особенностью Государственного бюджета как финансового плана является то, что он единственный имеет силу закона.
Баланс финансовых ресурсов и затрат государства составляется с целью определения объемов финансовых ресурсов страны и направлений их использования. Отличие баланса от сводного бюджета заключается в том, что, кроме централизованных финансовых ресурсов, мобилизуемых через финансовую систему, в нем отражаются и децентрализованные финансовые ресурсы, сосредоточенные у субъектов хозяйствования и населения.
Баланс финансовых ресурсов и расходов государства является финансовой программой экономического и социального развития государства. В нем предусматриваются возможности финансового обеспечения темпов и пропорций развития экономики государства в прогнозируемом периоде. Также баланс финансовых ресурсов и затрат государства служит информационной и аналитической основой для разработки и обоснования финансовой политики государства.
Целью разработки баланса финансовых ресурсов государства является определение размеров государственных финансовых ресурсов, сбалансирование доходов и расходов государства, проверка экономического обоснования расчетов государственного бюджета, баланса денежных доходов и расходов населения, платежного баланса и других финансовых балансов.

Основными направлениями совершенствования финансового планирования в современных условиях являются:
- Обеспечение стабильных условий хозяйствования и, как следствие, стабильного поступления налогов и сборов в бюджет;

- Повышение роли перспективного финансового планирования;

- Широкое применение экономических нормативов, экономико-математических методов, электронно-вычислительной техники в финансовом планировании.

. 3. Управление финансами и его составные элементы

Управление - это целенаправленная деятельность, связанная с влиянием управляющего субъекта на управляемый объект для достижения определенных целей и результатов.
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе экономической и финансовой.
Управление финансами - это составная часть управления экономикой. Его осуществляет специальный финансовый аппарат с помощью специфических приемов и методов.
Объектами управления выступают финансовые отношения, в том числе и те, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств. Важнейшие объекты управления - это финансы предприятий, организаций и учреждений, финансы домохозяйств, общегосударственные финансы.
Субъектами управления выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов, в т.ч. финансовых, а также финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат.
Управленческая деятельность включает следующие функциональные элементы:
- Планирование, в ходе которого каждый субъект хозяйствования оценивает свое финансовое состояние, обнаруживает резервы увеличения финансовых ресурсов и направления их эффективного использования;
- Оперативное управление как комплекс мероприятий, проводимых на основе оперативного анализа конкретной финансовой ситуации. Цель оперативного управления- добиться максимального эффекта при минимальных затратах путем своевременного изменения финансовых отношений и маневрирования финансовыми ресурсами;
- Контроль, который пронизывает все стадии управленческой деятельности и в то же время имеет большое самостоятельное значение. В процессе контроля сравниваются фактические результаты с запланированными и выявляются резервы.
Различают стратегическое и оперативное управление финансами.
Стратегическое управление -
это управление финансами на перспективу, которое выражается в установлении объемов финансовых ресурсов на перспективу для реализации целевых программ, связанных с подъемом экономики Украины, проведением ее структурной перестройки, конверсии оборонных отраслей. укрепление агропромышленного комплекса, решения социальных проблем.
Его осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Президент.
Оперативное управление финансами осуществляют Министерство финансов Украины; дирекции внебюджетных фондов и страховых организаций; финансовые службы министерств, предприятий и организаций.
В современных условиях остро стоит проблема поиска альтернативных методов управления и влияния на субъекты хозяйствования, которые отвечали бы рыночной экономике.


4. Финансовый контроль: содержание, принципы и виды

Финансовый контроль - это деятельность уполномоченных органов, направленная на обеспечение выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, а также на анализ их эффективности и разработку предложений по их усовершенствованию. Финансовый контроль отражает практическую реализацию присущей финансам контрольной функции. Он представляет собой контроль со стороны государства за процессом создания и движения финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы. Сферой деятельности финансового контроля является процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
Принципы финансового контроля:

- Независимость (исключение материальной или моральной заинтересованности проверяющего.
- Гласность (результаты проверок публикуются для широкой общественности);
- Превентивность (предупредительный характер финансового контроля);
- Действенность (по результатам контрольной проверки всегда принимаются определенные меры.
- Регулярность (контроль проводится согласно требованиям действующего законодательства);
- Объективность (контроль проводится согласно требованиям действующего законодательства);
- Всеобъемлющий характер (по возможности финансовый контроль должен охватывать все стороны финансово-хозяйственной деятельности).
Финансовый контроль проводится на макро-и микро-уровнях. Объектом финансового контроля на макроуровне являются государственные финансы. Субъектами финансового контроля являются государственные органы власти и управления.
Финансовый контроль на микроуровне - это контроль на уровне субъектов хозяйствования всех форм собственности. Объектом контроля на этом уровне является финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений. Предметом контроля являются финансовые показатели, а именно прибыль, себестоимость, налоги, отчисления. Схематично классификацию финансового контроля можно изобразить следующим образом (Рис.7.2).
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти и управления. Государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственный контроль осуществляют Кабинет Министров Украины, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Государственная контрольно-ревизионная служба, Государственная таможенная служба, местные государственные администрации и другие структуры.

Рис. 4.2. Классификация финансового контроля

Ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к подведомственных предприятий и организаций и проводит контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств.
Общественный финансовый контроль на сегодня в Украине осуществляют:
- Общественные организации (партии, движения, профсоюзы, следящие за выполнением условий трудового договора);
- Средства массовой информации;

- Отдельные специалисты (физические лица) на основе добровольности и без материальных отчислений.

Аудит - относительно новый для Украины вид финансового контроля. 22 апреля 1993 был принят Закон "Об аудиторской деятельности", который определил правовые основы осуществления аудиторской деятельности и был направлен на создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов собственника. Это независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих началах. Появление и развитие аудита в Украине обусловлен:
- Отмиранием неэффективного ведомственного контроля;

- Наличием предприятий новых форм собственности;

- Невозможностью общегосударственными органами финансового контроля охватить регулярными и глубокими проверками всех субъектов хозяйственной деятельности.
Зависимости от времени выделяют следующие формы финансового контроля:
- Предварительный, проводимой в осуществление финансовых операций (например, бухгалтерия предприятия перед тем, как выписать документы на расходование средств, проверяет целесообразность расходов и их соответствие потребностям согласно нормам);
- Текущий, проводимый в процессе осуществления финансовых операций (например, перечисление налогов, осуществления выплат.
- Следующий, который проводится после окончания определенных периодов (по итогам месяца, квартала, года).
Методы финансового контроля - это конкретные приемы проведения финансового контроля. Они делятся на:
- Натуральные, когда контроль проходит не по документам, а проверяется наличие товарно-материальных ценностей (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, контрольный запуск сырья в производство, проверка фактически выполненных работ);
- Документальные, когда контроль проходит по документам.

В органы, осуществляющие финансовый контроль в Украине, относятся:
- Счетная палата Верховной Рады Украины;

- Кабинет Министров Украины;

- Министерство финансов (Государственная контрольно-ревизионная служба, государственное казначейство);

- Государственная налоговая служба;

- Отраслевые министерства;

- Фонд государственного имущества (контролирует процессы, связанные с приватизацией.
- Национальный банк Украины (осуществляет контроль за денег в обращении, соблюдением кассовой дисциплины, а также контроль при выдаче, проверке обеспечения и взыскания ссуд.
- Государственные комитеты (Государственный комитет по ценам; Государственный комитет статистики; Государственный антимонопольный комитет; Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации; Государственный комитет по делам защиты прав потребителей; Государственная служба занятости и социальной политики);
- Другие (Пенсионный фонд, органы охраны окружающей природной среды, органы санитарно-эпидемиологического надзора, органы пожарного надзора.

Наши рекомендации