Эволюция взглядов на роль государства в экономике
На рубеже XIX-XX вв. финансовая наука определила свой предмет как финансы государства.
Первые трактаты по государственному управлению появились в эпоху меркантилизма в Германии начала XVII века. Наука государственного управления получила название «наука о полиции». Термин «полиция» трактовался как искусство государственного управления, а деятельность государства именовалась − полицейской. Наука о полиции включала все внутренние функции государства, в том числе и управление государственным хозяйством.
Идеи полицейской деятельности государства позднее развивались во Франции и в Германии. Учеными этих стран были поставлены вопросы благосостояния государства и вопросы о функциях государственного управления.
Развитие философии и политэкономии конца XVIII века позволило сделать шаг вперед в учении о государстве. От государства стали требовать, чтобы оно признало неприкосновенным личное достоинство гражданина, его права и свободы. В различных странах Европы, а позднее в России стала разрабатываться концепция правового государства. Изменения, которые впоследствии произошли в государственном управлении, повлияли и на предмет науки о нем. Прежнее название «полиция» утратило свое значение, стал употребляться термин «административная деятельность». Теоретической основой концепции правового государства послужили экономические теории физиократов, У.Петти, А.Смита, Д.Рикардо и взгляды И.Канта.
Учение меркантилистов, отводившее государству неограниченную власть и в сфере экономической, где оно, регламентируя жизнь и деятельность подданных, содействуя развитию промышленности и торговли, должно было сделать их богатыми и счастливыми, господствовало в условиях зарождающегося капитализма. Новые формы организации промышленности требовали поддержки, но, когда они «выросли и окрепли», система регламентации и опеки стала для них обременительной и вызвала протест. Государство не должно мешать действию законов, создающих естественный порядок, наиболее выгодный человеческому роду, устанавливающий естественное право всех людей. Государство должно содействовать распространению понимания этих законов организацией просвещения, должно соблюдать и охранять их, но попытки его вмешиваться в сложный механизм общественной жизни лишь портят благой порядок, установленный Богом. Стремящееся регулировать все отношения подданных правительство оказалось неспособным удовлетворительно справиться с этой задачей. Содержание двора поглощало огромные суммы, дефицит бюджета стал хроническим явлением, долги Франции достигали огромных размеров, казна была пуста. В таких условиях необходимой предпосылкой прогресса должно было стать сужение сферы деятельности государства, ограничение его вмешательства в экономическую жизнь, что нашло отражение в учении физиократов. Правительство должно убирать преграды на пути, предоставляя полную свободу конкуренции. Возможность осуществлять свои желания в условиях «свободной и безграничной конкуренции» создает гармонию, наилучший порядок, возможный на земле. Это применимо не только к внутренней жизни государства, но и к отношениям с другими странами. Естественная торговая политика - это свободная и безграничная конкуренция, доставляющая каждой нации наиболее возможное число покупателей и продавцов, чтобы им обеспечить самую выгодную цену в продажах и покупках. Таковы взгляды физиократов на роль государства, вводящие совершенно новое понимание его задач и целей.
Экономическое учение А.Смита представляет собой вторую фазу развития «теории свободной конкуренции», начало которой было положено физиократами. Цели и задачи государства А. Смит понимает так же, как физиократы. Государство должно как можно меньше вмешиваться в деятельность частных лиц, ибо оно не в состоянии изменить естественные законы, на которых основана эта деятельность. А. Смит считал подлинными обязанностями государства охрану мира, защиту личности и собственности, делая исключения для тех случаев, когда государственная деятельность целесообразнее частной: государственные расходы на строительство железных дорог, народные школы, религиозные учреждения и публичные сооружения.
Последующий этап в развитии политической экономии связан с постепенным отходом от взглядов А. Смита на роль государства в экономике. Последний из представителей английской классической политэкономии Д.С. Милль понимал, что система свободной конкуренции не может обеспечить решения целого ряда экономических проблем, которые не гарантируют индивиду достаточной прибыли. В своей книге он анализирует экономическую роль государства и возлагает на него функции, без которых невозможен экономический и социальный прогресс. Государство должно взять на себя расходы по созданию инфраструктуры, развитию науки и т.д. Большое значение Милль предавал государственной системе соц. обеспечения и налогообложения.
Швейцарский экономист Ж. Сисмонди говорил: «правительство должно быть защитником слабого против сильного, оно должно быть защитником того, кто не может защищаться собственными силами». В соответствии с провозглашенным принципом Ж. Сисмонди считал, что государство должно выполнять четыре функции:
1) наведение общественного порядка, правосудия, обеспечение прав личности и собственности;
2) общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой;
3) народное просвещение, благодаря чему дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство;
4) национальная защита, обеспечивающая участие в выгодах, доставляемых общественным порядком.
Со второй половины XIX века в Германии начинают развиваться новые идеи в финансовой науке под влиянием учения о государстве, философии, права и политэкономии. Был сделан поворот к историческому и органичному взгляду на государство. Концепция правового государства наиболее полно и систематизировано была разработана немецким экономистом Л. Штейном в рамках учения об управлении. Предметом учения об управлении в узком смысле является «внутреннее управление государства», которое «представляет собой совокупность тех сторон государственной деятельности, которые доставляют отдельному человеку условия для его индивидуального развития, не достижимые его собственной энергией и усилиями».
В соответствии с концепцией правового государства итальянский экономист Ф. Нитти определял государство как естественную форму социальной кооперации, и для человека невозможно никакое развитие без этой первоначальной и наиболее важной формы кооперации. Ф. Нитти считал, что, кроме государства, некому решать задачи общенационального характера - «задачи защиты, цивилизации, правосудия, благосостояния». Автор пришел к выводу, что к началу XX в. была сформулирована идея о своеобразном разделении труда между государством и частным хозяйством в сфере экономики. Ф. Нитти так оценивал характер этого взаимодействия: фундамент экономики - частное хозяйство, государство - своеобразная надстройка экономики. Он четко определил роль государства в экономике. Без государства экономика не получит дополнительных стимулов, но его деятельность регламентируется законами рыночного хозяйства.