Аудиторские доказательства
Аудиторские доказательства–это информация, полученная аудитором в ходе проверки, а также результаты анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.
Единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите, а также к аудиторским процедурам, выполняемым с целью получения доказательств, устанавливаются Федеральным Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7/2011 «Аудиторские доказательства».
Источниками получения аудиторских доказательств выступают:
· первичные документы предприятий и третьих лиц,
· регистры бухгалтерского учета предприятия,
· результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия,
· устные высказывания сотрудников предприятия и третьих лиц,
· сопоставление одних документов предприятия с другими, а также документов предприятия с документами третьих лиц,
· результаты инвентаризации имущества предприятия, проводимые его сотрудниками,
· бухгалтерская отчетность.
Аудиторские доказательства должны быть достаточными (это количественная мера аудиторских доказательств) и надлежащего качества (качественная сторона, определяющая их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности). Аудитор сам определяет, что является достаточным и имеющим надлежащий характер аудиторским доказательством.
В табл.3 приведена классификация аудиторских доказательств.
Таблица 3
Классификация аудиторских доказательств
Признак | Вид |
По источникам получения | Внутренние Внешние Смешанные |
По формам представления | Документальные Устные Электронные Визуальные |
По способу подготовки | Собранные в ходе проверки Подготовленные аудитором |
По процедуре подготовки | Полученные в результате тестирования Полученные в результате проверки по существу |
Аудиторские доказательства могут быть получены на основе соответствующих процедур, таких как:
· детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;
· проверка по существу;
· проверка (тест) средств внутреннего контроля.
Пример теста средств внутреннего контроля приведен в табл.4.
Таблица 4
Тест состояния средств внутреннего контроля и учета основных средств
№ п/п | Вопросы тестирования | Варианты ответа | Примечание | Уровень эффективности и надежности средств системы внутреннего контроля | |
да | нет | ||||
Имеется ли в организации служба внутреннего контроля | х | Низкий | |||
Организован ли раздельный синтетический и аналитический учет в организации | х | Средний | |||
Применяются ли типовые формы аналитического учета основных средств | х | Высокий | |||
Все ли объекты основных средств отражены в аналитическом учете | х | Высокий | |||
Проводятся ли инвентаризации основных средств | х | Средний | |||
Создается ли для проведения инвентаризации комиссия | х | Низкий | |||
Осуществляется ли контроль за основными средствами со стороны руководства предприятия | х | Низкий | |||
Правильно ли начисляется износ по основным средствам | х | Средний | |||
Все ли объекты распределены по материально-ответственным лицам | х | Низкий | |||
Учитывается ли движение основных средств при начислении амортизации | х | Средний | |||
Применяется ли метод ускоренной амортизации по отдельным объектам основных средств | х | Средний | |||
Все ли объекты приняты в расчет при начислении амортизации | х | Высокий | |||
Все ли объекты распределены по материально-ответственным лицам | х | Средний | |||
Оформляется ли документально выбытие основных средств | х | Высокий | |||
Правильно ли исчисляется сумма НДС при поступлении, реализации и выбытии основных средств | х | Средний |
Процедуры проверки по существу включают в себя инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры.
Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также формы их представления (визуальной, документальной или устной).
Документирование аудита
Аудит должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочей документации аудитора.
Единые требования к составлению документации в процессе аудита устанавливаются Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита», утв. постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.2002г.
Необходимость документирования обусловлена рядом факторов:
· наличие документов является неоспоримым подтверждением факта проведения проверки,
· позволяет оптимизировать процесс проведения проверки, увеличивает производительность труда аудиторов,
· является средством контроля за работой аудиторов.
К рабочей документации аудита относятся:
· планы и программы аудита,
· описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов,
· объяснения, пояснения и заявления предприятий,
· копии, в том числе фотокопии документов,
· описания систем внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета.
· аналитические документы аудиторской организации и другие документы.
Рабочую документацию можно разделить на четыре основных типа:
· документы сверки (сальдо, обороты по счетам)
· документы проверки (соответствие данных первичных документов данным главной книги)
· анализ сальдо на конец периода
· комплект документов по анализу финансового состояния предприятия.
Рабочая документация должна содержать следующие обязательные реквизиты:
· наименование,
· наименование аудируемого предприятия,
· период, за который проводился аудит,
· дату выполнения аудиторской процедуры,
· содержание документа,
· личную подпись лица, создавшего документ и ее расшифровку,
· дату проверки документа,
· личную подпись лица, проверившего документ и ее расшифровку.
По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации не менее пяти лет.
Рабочие документы хранятся в папках или досье на клиента. Различают досье:
· текущие (содержит все документы и материалы, собранные в ходе проверки),
· постоянные (информация, важная в течение длительного времени),
· специальные (открывают в зависимости от обстоятельств).
Постоянное досье содержит информацию:
· организационную – (данные об акционерах, о директорах, о секретаре, местонахождение, копии устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации).
· информация о предприятии и о его деятельности (основные виды деятельности, история предприятия, сводка прошлых результатов, характеристика основного персонала, описание особенностей бух.учета и внутреннего контроля, схема организации управления и т.п.).
· подробности договора о сотрудничестве (копии договора о проведении проверки, подробности особых требований к аудиту и неаудиторских услуг),
· информация для аудита (контакты клиента, банковская информация, основной аудиторский персонал),
· важные соглашения – торговые договоры, договоры о продаже в рассрочку или аренде, договоры о ссудах
· информация об особенностях налогообложения клиента.