Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям с применением инновационных методов обучения и организации самостоятельной работы студентов
Виды учебной работы на практических занятиях, предусмотренных рабочей программой дисциплины «Инвестиционная оценка и управление стоимостью бизнеса», предусматривают собеседование в рамках дискуссий, с представлением докладов, презентаций, проведение тестирования на предмет усвоения программы дисциплины.
Перед началом подготовки к практическому занятию студентам следует внимательно ознакомиться с вопросами к собеседованию. Это позволит наиболее эффективно спланировать процесс подготовки.
Подготовку к собеседованию студентам необходимо начинать с работы над конспектом прослушанной ими лекции по данной теме. После этого необходимо изучить законодательные и нормативные акты, рекомендованную учебную литературу. В процессе изучения в целях более глубокого усвоения материала студентам рекомендуется составлять краткие тезисы ответов на вопросы, представлять информацию в виде графических схем и таблиц, которые будут способствовать лучшему восприятию информации, а также структурировать свой ответ отвечающему.
При изложении ответов на поставленные вопросы студенту необходимо четко формулировать теоретические положения, давать обоснованные ответы на дополнительные вопросы, приводить различные точки зрения авторов, а также свою собственную на различные ситуации. После обсуждения вопросов темы и завершения дискуссий преподаватель подводит итоги, анализирует ответы студентов и выставляет им оценки.
При выставлении оценки учитываются следующие критерии: теоретическая подготовленность студента к занятию, активность в процессе пары и содержательность устных ответов.
Внедрение инновационных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки бакалавров в современном вузе и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода. Формирование, заявленных в ФГОС компетенций, предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется целями и задачами основной образовательной программы, особенностью контингента, содержанием конкретной дисциплины и в целом в учебном процессе должен составлять не менее определенного процента от объема аудиторных занятий в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки.
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.
Успешность самостоятельной работы в первую очередь определяется степенью подготовленности студента. По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями. Психологические предпосылки развития самостоятельности студентов заключаются в их успехах в учебе, положительном к ней отношении, заинтересованности и увлеченности предметом, пони мании того, что при правильной организации самостоятельной работы приобретаются навыки и опыт творческой деятельности. При изучении всех тем курса предусматривается самостоятельная работа студента. Примерное распределение часов по темам и видам учебной работы представлено в таблицах 1-4.
Таблица 1. Примерное распределение часов по темам и видам учебной работы для очной формы обучения
Названия разделов и тем | Всего часов по учебно му плану* | Виды учебных занятий по очной форме обучения, часы | Аудиторные занятия, проводимые в интерактивной форме, час | ||
аудиторные занятия, из них | самостоя-тельная работа | ||||
лекции | практические занятия | ||||
1. Предмет, метод, цели и задачи оценки стоимости бизнеса. Организация проведения оценочных работ | - | ||||
2.Правовое регулирование деятельности по оценке предприятий | |||||
3.Методические приемы оценки стоимости предприятия (бизнеса). Учет фактора времени при оценке стоимости предприятия | |||||
4.Подготовка информации для проведения работ по оценке стоимости бизнеса | |||||
5.Доходный подход к оценке стоимости предприятия. Метод дисконтированных денежных потоков | |||||
6.Методы капитализации доходов | |||||
7.Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса | |||||
8.Имущественный (затратный) подход к оценке бизнеса — метод накопления активов. Оценка ликвидационной стоимости | |||||
9.Оценка приносящей доход недвижимости. Экономическое содержание метода капитализации дохода | |||||
ИТОГО |
Таблица 2. Примерное распределение часов по темам и видам учебной работы для заочной формы обучения
Названия разделов и тем | Всего часов по учебно му плану* | Виды учебных занятий по заочной форме обучения, часы | Аудиторные занятия, проводимые в интерактивной форме, час | ||
аудиторные занятия, из них | самостоя-тельная работа | ||||
лекции | практические занятия | ||||
1. Предмет, метод, цели и задачи оценки стоимости бизнеса. Организация проведения оценочных работ | |||||
2.Правовое регулирование деятельности по оценке предприятий | |||||
3.Методические приемы оценки стоимости предприятия (бизнеса). Учет фактора времени при оценке стоимости предприятия | |||||
4.Подготовка информации для проведения работ по оценке стоимости бизнеса | |||||
5.Доходный подход к оценке стоимости предприятия. Метод дисконтированных денежных потоков | |||||
6.Методы капитализации доходов | |||||
7.Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса | |||||
8.Имущественный (затратный) подход к оценке бизнеса — метод накопления активов. Оценка ликвидационной стоимости | |||||
9.Оценка приносящей доход недвижимости. Экономическое содержание метода капитализации дохода | |||||
ИТОГО | 108[1] |
Таблица 3. Примерное распределение часов по темам и видам учебной работы для заочной формы обучения на базе СПО
Названия разделов и тем | Всего часов по учебно му плану* | Виды учебных занятий по заочной форме обучения на базе СПО, часы | Аудиторные занятия, про-водимые в интерактивной форме, час | ||
аудиторные занятия, из них | самостоя-тельная работа | ||||
лекции | практические занятия | ||||
1. Предмет, метод, цели и задачи оценки стоимости бизнеса. Организация проведения оценочных работ | |||||
2.Правовое регулирование деятельности по оценке предприятий | |||||
3.Методические приемы оценки стоимости предприятия (бизнеса). Учет фактора времени при оценке стоимости предприятия | |||||
4.Подготовка информации для проведения работ по оценке стоимости бизнеса | |||||
5.Доходный подход к оценке стоимости предприятия. Метод дисконтированных денежных потоков | |||||
6.Методы капитализации доходов | |||||
7.Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса | |||||
8.Имущественный (затратный) подход к оценке бизнеса — метод накопления активов. Оценка ликвидационной стоимости | |||||
9.Оценка приносящей доход недвижимости. Экономическое содержание метода капитализации дохода | |||||
ИТОГО |
Таблица 4. Примерное распределение часов по темам и видам учебной работы для заочной формы обучения на базе ВПО
Названия разделов и тем | Всего часов по учебно- му плану* | Виды учебных занятий по заочной форме обучения на базе ВПО, часы | Аудиторные занятия, про-водимые в интерактивной форме, час | ||
аудиторные занятия, из них | самостоя-тельная работа | ||||
лекции | практические занятия | ||||
1. Предмет, метод, цели и задачи оценки стоимости бизнеса. Организация проведения оценочных работ | |||||
2.Правовое регулирование деятельности по оценке предприятий | |||||
3.Методические приемы оценки стоимости предприятия (бизнеса). Учет фактора времени при оценке стоимости предприятия | |||||
4.Подготовка информации для проведения работ по оценке стоимости бизнеса | |||||
5.Доходный подход к оценке стоимости предприятия. Метод дисконтированных денежных потоков | |||||
6.Методы капитализации доходов | |||||
7.Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса | |||||
8.Имущественный (затратный) подход к оценке бизнеса — метод накопления активов. Оценка ликвидационной стоимости | |||||
9.Оценка приносящей доход недвижимости. Экономическое содержание метода капитализации дохода | |||||
ИТОГО |
Программой дисциплины «Инвестиционная оценка и управление стоимостью бизнеса» предусмотрены следующие инновационные образовательные технологии, применяемые в рамках семинарских занятий (таблица 5).
Таблица 5. Инновационные образовательные технологии, применяемые в рамках семинарских занятий по дисциплине
Темы с применением инновационных методов обучения | Виды инновационных форм, формируемые компетенции |
1.Предмет, метод, цели и задачи оценки стоимости бизнеса. Организация проведения оценочных работ | Проведение «Круглого стола» по теме «Предмет, метод, цели и задачи оценки стоимости бизнеса. Организация проведения оценочных работ. Собеседование (УО-1). ОК-1, ПК-3,4,5. |
3.Методические приемы оценки стоимости предприятия (бизнеса). Учет фактора времени при оценке стоимости предприятия | Дискуссия на тему «Методические приемы оценки стоимости предприятия (бизнеса). Учет фактора времени при оценке стоимости предприятия». Обсуждение дополнительных вопросов, раскрываемых в форме докладов. Собеседование (УО-1). ОК-1, ПК-1,2,3. |
6.Методы капитализации доходов | Дискуссия на тему «Методы капитализации доходов». Обсуждение дополнительных вопросов, раскрываемых в форме докладов. Собеседование (УО-1). ОК-1,8 ПК-1,3,7,9,13. |
7.Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса | Проведение круглого стола по теме «Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса». Собеседование (УО-1). ОК-1,8, ПК-1,2,3,7,9. |
Интерактивные методы обучения – методы обучения, при которых сам процесс передачи информации построен на принципе активного двухстороннего взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность студента, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, инициативность студента, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ. Интерактивные методы включают: метод презентации, дискуссии, метод текущего контроля, метод тестирования и др.
Устный опрос (собеседование) - специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.
Круглый стол — наиболее эффективный способ для обсуждения острых, сложных и актуальных вопросов, обмена опытом и творческих инициатив. Идея круглого стола заключается в поиске решения по конкретному вопросу, а также в возможности вступить в научную дискуссию по интересующим вопросам.
Коллоквиум — форма учебного занятия, в ходе которого преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса, а также процесс самостоятельной работы студентов в течение семестра. На коллоквиум выносятся узловые, спорные или особенно трудные темы, а также самостоятельно изученный студентами материал. Он позволяет систематизировать знания.
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем.
Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющие собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, приглашенным экспертом, студентом, группой студентов. Доклады направлены на более глубокое изучение студентами лекционного материала или рассмотрения вопросов для дополнительного изучения.