Организация и контроль самостоятельной работы

М.А. Зорина

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Методические указания по подготовке и выполнению контрольных работ

Бузулук

УДК 336

ББК 65.262.3

З -86

Рецензент: доцент кафедры экономических и учетных дисциплин БГТИ (филиала) ОГУ, канд.экон.наук Ю.И. Давидян

Зорина, М.А.

Государственный и муниципальный долг: методические указания по подготовке и выполнению контрольных работ / М.А. Зорина; Бузулукский гуманитарно - технологический институт (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2016. – 24 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов направления подготовки 38.03.01 Экономика, содержат методические советы и рекомендации к заданиям, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам и методические рекомендации по написанию письменных, научно - исследовательских работ студентов, условия для промежуточной и итоговой аттестации студентов, условия контрольных работ.

УДК 336

ББК 65.262.3

© Зорина М.А., 2016

© БГТИ (филиал) ОГУ, 2016.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Организация и контроль самостоятельной работы………………………..
Условия контрольных работ для студентов факультета заочного обучения………………………………………………………………………….  
Список рекомендуемой литературы…………………………………………
Список использованных источников………………………………………….
Приложение А Образец титульного листа контрольной работы…………….
   
   
   
   
   

Введение

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно-воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов.

Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности.

Методические рекомендации подготовлены с учетом положений письма Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года № 14-55-906 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:

- способность занимать в обучении активную позицию;

- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

- привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;

- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

Организация и контроль самостоятельной работы

Для успешного выполнения самостоятельной работы студентов необходимо планирование и контроль со стороны преподавателей.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентами на лекциях, семинарских занятиях, и, следовательно, преподаватель должен заранее выстроить систему самостоятельной работы, учитывая все ее формы, цели, отбирая учебную и научную информацию и средства (методических) коммуникаций, продумывая роль студента в этом процессе и свое участие в нем.

Вопросы для самостоятельной работы студентов, указанные в рабочей программе дисциплины, предлагаются преподавателями в начале изучения дисциплины. Студенты имеют право выбирать дополнительно интересующие их темы для самостоятельной работы.

Содержание деятельности преподавателя и студента при выполнении самостоятельной работы представлено в таблице [1].

Таблица 1 - Самостоятельная работа

Основные характерис-тики   Деятельность преподавателя   Деятельность студентов  
Цель выполнения СР Объясняет цель и смысл выполнения СР; - дает развернутый или краткий инструктаж о требованиях, предъявляемых к СР и способах ее выполнения; - демонстрирует образец СР - Понимает и принимает цель СР как личностно значимую; - знакомится с требованиями к СР  
Мотивация Раскрывает теоретическую и практическую значимость выполнения СР, тем самым формирует у студента познавательную потребность и готовность к выполнению СР; - мотивирует студента на достижение успеха - Формирует собственную познавательную потребность в выполнении СР; - формирует установку и принимает решение о выполнении СР
Управление Осуществляет управление путем целенаправленного воздействия на процесс выполнения СР; - дает общие ориентиры выполнения СР На основе владения обобщенным приемом сам осуществляет управление СР (проектирует, планирует, рационально распределяет время и т.д.)
Контроль и коррекция выполнения СР   - Осуществляет предварительный контроль, предполагающий выявление исходного уровня готовности студента к выполнению СР; - осуществляет итоговый контроль конечного результата выполнения СР   Осуществляет текущий операционный самоконтроль за ходом выполнения СР; - выявляет, анализирует и исправляет допущенные ошибки и вносит коррективы в работу, отслеживает ход выполнения СР; - ведет поиск оптимальных способов выполнения СР; - осуществляет рефлексивное отношение к собственной деятельности; - осуществляет итоговый самоконтроль результата СР
Оценка   На основе сличения результата с образцом, заранее заданными критериями дает оценку СР; - выявляет типичные ошибки, подчеркивает положительные и отрицательные стороны, дает методические советы по выполнению СР, намечает дальнейшие пути выполнения СР; - устанавливает уровень и определяет качество продвижения студента и тем самым формирует у него мотивацию достижения успеха в учебной деятельности На основе соотнесения результата с целью дает самооценку СР, своим познавательным возможностям, способностям и качествам

Не умаляя значения аудиторной самостоятельной работы, в данных методических рекомендациях акцентируется внимание на проблемах, связанных с внеаудиторной самостоятельной работой и ее организацией. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она включает в себя:

- подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;

- самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

- написание рефератов, докладов, эссе;

- подготовку ко всем видам практики и выполнение предусмотренных ими заданий;

- выполнение письменных контрольных и курсовых работ;

- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к комплексным экзаменам и зачетам;

- подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы (проекта);

- работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;

- участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;

- участие в научной и научно-методической работе кафедры;

- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;

- другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.

Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов:

- определение цели самостоятельной работы;

- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы. Контрольная работа предлагается студентам для выработки умения дать полный ответ на вопрос изучаемого курса, лаконичный, аргументированный, с выводами. Как правило, она выполняется студентами, обучающимися по заочной форме обучения.

Написание ее требует самостоятельности и ответственного отношения, способности работать с литературой по проблеме, знаний истории и теории вопроса, основных теоретических постулатов.

Вариант контрольной работы выбирается студентом.

Работа должна быть грамотно оформлена, листы пронумерованы, воспроизводить структуру и последовательность заданий; содержать список использованной литературы (приводится в конце работы), ссылки на цитируемые источники, а также дату и подпись. В письменной работе необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя и дальнейшей подготовки к собеседованию перед ее защитой. Успешное выполнение контрольной работы учитывается при выставлении экзаменационной оценки.

Объем работы не должен превышать 12-15 страниц печатного или рукописного текста.

Контрольная работа должна быть структурирована следующим образом:

- титульный лист (Приложение А);

- основная часть работы;

- список использованной литературы.

Оформление контрольной работы:

Поля: вверху, снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1 см.

Сноски: Если используется цитата из журнала: автор, название статьи // название журнала, год издания, номер журнала, страницы на которых расположена статья.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями к оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ.

Контрольная работа может включать в себя решение задач.

При оформлении контрольной работы необходимо выписать условия задачи. Указать формулы, которые будут использоваться при решении задачи, представить условия в графической форме, если это необходимо.

Затем отразить сам процесс решения с указанием ответа.

Контрольная работа может быть в форме тестовых заданий. Титульный лист оформления контрольной работы представлен в приложении А.

Условия контрольных работ

Вариант контрольной работы для каждого студента определяется в соответствии с начальной буквой фамилии студента.

Таблица 1 – Распределение вариантов контрольной работы среди студентов

№ варианта Первая буква в фамилии студента
А, Р, З
И, Ш, Ч
Б, С, П
К, Щ, Ж
В, Т, Ц
Л, Ю О
Г, У, Е
М, Я
Д, Ф
Н, Х

Вариант 1

1. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет:

а) ее ничтожность;

б) ее недействительность;

в) наложение административной санкции;

г) нет правильного ответа.

2. На экономический рост влияют следующие показатели:

а) ВВП, инфляция;

б) ВНП;

в) тарифы естественных монополий;

г) нет верного ответа.

3. Определить тип кредиторов по внешним займам:

а) МВФ;

б) МБРР;

в) органы денежно-кредитного регулирования;

г) коммерческие банки.

4. Классификация займов на процентные, выигрышные, целевые:

а) по форме займа;

б) по методу размещения;

в) по форме выплаты доходов.

5.Письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлении срока с лица, выдавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем денежной суммы – это:

а) опцион;

б) вексель;

в) фьючерс.

Теоретический вопрос:

- Характеристика типичной еврооблигации.

- Порядок предоставления государственных гарантий

Задача № 1

Определите предельный объем дефицита, долга и расходов на его обслуживание по субъекту РФ, если известно, что в соответствии с Законом о бюджете субъекта РФ объем собственных доходов бюджета составляет 56785 млн.руб., отчисления от федеральных налогов и сборов – 41500 млн.руб., безвозмездные поступления из федерального бюджета предполагается в размере 6500 млн.руб., объем расходов данного бюджета составляет 110890 млн.руб..

Задача № 2

Оцените эффективность вложений в ГКО, если номинал облигации 1000 руб., цена покупки – 850 руб., ГКО выпущена сроком на 6 месяцев. Инвестор приобрел 150 облигаций и продал их за месяц до погашения по цене 920 рублей за штуку. Определите доходность ГКО, если инвестор будет держать их до момента погашения.

Вариант 2

1.Орган, осуществляющий управление государственным долгом:

а) Центральный банк РФ;

б) Правительство РФ;

в) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

2.Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ подлежат регистрации в:

а) ФК РЦ России;

б) Министерство финансов РФ;

в) органе управления субъекта РФ.

3.Государственная гарантия может быть:

а) разной формы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

б) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязательно в письменной форме;

в) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в письменной форме

4.Определить тип кредиторов по внешним займам:

а) МВФ;

б) МБРР;

в) органы денежно-кредитного регулирования;

г) коммерческие банки.

5 Снижение или повышение процентной ставки дохода:

а) конверсия;

б) консолидация;

в) унификация.

Теоретический вопрос:

- Характеристика рынка еврооблигаций.

- Административные методы управления долгом

Задача № 1

Определите предельный размер дефицита, долга и расходов на обслуживание долга для бюджета муниципального образования, если доходы на предстоящий финансовый год в соответствии с решением о бюджете планируются в размере 1560 тыс.руб., в том числе финансовая помощь составит 17%, расходы планируются в размере 1675 тыс.руб..

Задача № 2

Оцените эффективность вложений в ГКО, если номинал облигации 1000 руб., цена покупки – 750 руб., ГКО выпущена сроком на 3 месяцев. Инвестор приобрел 120 облигаций и продал их за месяц до погашения по цене 900 рублей за штуку. Определите доходность ГКО, если инвестор будет держать их до момента погашения.

Вариант 3

1.Осущетсвление государственных и имущественных займов ведет к:

а) получению процентов;

б) образованию государственного и муниципального долга;

в) погашению долга и получению процентов.

2.Установлен ли предельный срок погашения долговых обязательств РФ?

а) предельный срок не установлен;

б) не может превышать 30 лет;

в) установлен до 25 лет.

3.По форме займы могут быть:

а) безоблигационные, облигационные;

б) целевые, облигационные;

в) добровольные, принудительные.

4. Прекращение обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существующего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения – это:

а) дефолт;

б) новация;

в) аннулирование долга.

5.Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ подлежат регистрации в:

а) ФК РЦ России;

б) Министерство финансов РФ;

в) органе управления субъекта РФ.

Теоретический вопрос:

- Аукцион как метод размещения еврооблигаций.

- Экономические методы управления долгом

Задача № 1

Определите в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем дефицита, долга и расходов на его обслуживание по муниципальному образованию, используя нижеприведенные данные.

Наименование разделов Сумма, тыс. руб.
Доходы, всего:
в том числе  
- налоговые
- неналоговые
- финансовая помощь из вышестоящего бюджета
Расходы, всего:
Дефицит

Проанализируйте, соответствует ли требованиям Бюджетного кодекса РФ указанный в условиях дефицит бюджета.

Задача № 2

Оцените эффективность вложений в ГКО, если номинал облигации 1000 руб., цена покупки – 850 руб., ГКО выпущена сроком на 6 месяцев. Инвестор приобрел 150 облигаций и продал их за месяц до погашения по цене 920 рублей за штуку. Определите доходность ГКО, если инвестор будет держать их до момента погашения.

Вариант 4

1. Методы управления государственным долгом:

а) рефинансирование, реструктуризация, аннулирование долга;

б) конверсия, консолидация, унификация;

в) все верно;

г) все неверно.

2. Внешние источники финансирования дефицита бюджета:

а) государственные займы в иностранной валюте;

б) кредиты правительств иностранных государств, банков и компаний;

в) кредиты в валюте РФ;

г) кредиты международных организаций, предоставленные в иностранной валюте;

д) бюджетные ссуды;

е) а, б, в.

3.Государственная гарантия может быть:

а) разной формы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

б) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязательно в письменной форме;

в) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в письменной форме.

4. Как отразится на российской валюте падение курса доллара по отношению к евро?

а) удешевление рубля;

б) не отразится;

в) рубль станет дороже.

5. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет:

а) ее ничтожность;

б) ее недействительность;

в) наложение административной санкции;

г) нет правильного ответа.

Теоретический вопрос:

- Классификация типов еврооблигаций.

- Синдикат как метод размещения еврооблигаций

Задача № 1

Определите предельный размер дефицита, долга и расходов на обслуживание долга для бюджета муниципального образования, если доходы на предстоящий финансовый год в соответствии с решением о бюджете планируются в размере 1340 тыс.руб., в том числе финансовая помощь составит 27%.

Задача № 2

Оцените эффективность вложений в ГКО, если номинал облигации 1000 руб., цена покупки – 750 руб., ГКО выпущена сроком на 3 месяцев. Инвестор приобрел 120 облигаций и продал их за месяц до погашения по цене 900 рублей за штуку. Определите доходность ГКО, если инвестор будет держать их до момента погашения.

Вариант 5

1. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет:

а) ее ничтожность;

б) ее недействительность;

в) наложение административной санкции;

г) нет правильного ответа.

2. На экономический рост влияют следующие показатели:

а) ВВП, инфляция;

б) ВНП;

в) тарифы естественных монополий;

г) нет верного ответа.

3. Определить тип кредиторов по внешним займам:

а) МВФ;

б) МБРР;

в) органы денежно-кредитного регулирования;

г) коммерческие банки.

4. Классификация займов на процентные, выигрышные, целевые:

а) по форме займа;

б) по методу размещения;

в) по форме выплаты доходов.

5.Письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлении срока с лица, выдавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем денежной суммы – это:

а) опцион;

б) вексель;

в) фьючерс.

Теоретический вопрос:

- Характеристика типичной еврооблигации.

- Порядок предоставления государственных гарантий

Задача № 1

Определите предельный объем дефицита, долга и расходов на его обслуживание по субъекту РФ, если известно, что в соответствии с Законом о бюджете субъекта РФ объем собственных доходов бюджета составляет 56000 млн.руб., отчисления от федеральных налогов и сборов – 41500 млн.руб., безвозмездные поступления из федерального бюджета предполагается в размере 7500 млн.руб., объем расходов данного бюджета составляет 115290 млн.руб..

Задача № 2

Оцените абсолютный доход инвестора, если номинал облигации 1000 руб., цена покупки – 850 руб., ГКО выпущена сроком на 6 месяцев. Инвестор приобрел 150 облигаций и продал их за месяц до погашения по цене 920 рублей за штуку. Определите доходность ГКО, если инвестор будет держать их до момента погашения.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

- Государственный и муниципальный долг [Текст] : учеб.-методическое пособие / под ред. Л. И. Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 192 с : ил. - Библиогр.: с. 188-191. - ISBN 978-5-279-03080-4.

- Мохнаткина, Л.Б. Государственный и муниципальный долг: учебное пособие / Л.Б. Мохнаткина; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 223 с.

Дополнительная литература

- Российская Федерация. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // www.garant.ru

- Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ // www.garant.ru

- Денежно-кредитная и валютная политика // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 296 с.

- Федякина Л.Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. – М.: «Дело и Сервис», 1998 г. 304 с.

- Государственный долг: Учеб.пособие / Б.И. Алехин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 335 с.

- Хейфец Б.А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика / Б.А.Хейфец. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 387 с. ISBN 5-282-02294-X

- Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. Грязновой А.Г. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.

- Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. – М.: ЧеРо, 1998. – 176 с.

- Актуальные проблемы управления региональным долгом: теория и практика [Текст] : [монография] / А. В. Дорждеев [и др.]. - М.: Финансы, 2010. - 400 с. : ил. - Библиогр.: с. 329-335. - Прил.: с. 336-397. - ISBN 978-5-94513-028-9.

- Дорждеев, А. В. Институциональные аспекты управления региональным долгом [Текст] : монография / А. В. Дорждеев . - Волгоград : Издатель, 2008. - 256 с. - Библиогр.: с. 188-193. - Прил.: с. 194-256. - ISBN 5-9233-0686-7.

- Вавилов, А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления [Текст] : монография / А. Вавилов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Городециздат, 2003. - 400 с. - Библиогр.: с. 388. - ISBN 5-9258-0072-9.

Периодические издания

Журналы:

­ «Финансы»;

­ «Финансы и кредит»;

­ «Рынок ценных бумаг»;

­ «Вопросы экономики»;

­ «Мировая экономика и международные отношения»;

­ «Экономист»;

­ «США - Канада: экономика, политика, культура»;

­ Российский экономический журнал;

­ «Эксперт»

Интернет-ресурсы

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации // gks.ru

2 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // minfin.ru

3 Официальный сайт Центрального банка России // cbr.ru

4 Официальный сайт Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара) // www.iep.ru

5 Официальный сайт Международного валютного фонда // http://www.imf.org

6 Официальный сайт Всемирного банка // http://www.worldbank.org

Наши рекомендации