Организация и контроль самостоятельной работы
М.А. Зорина
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ
Методические указания по подготовке и выполнению контрольных работ
Бузулук
УДК 336
ББК 65.262.3
З -86
Рецензент: доцент кафедры экономических и учетных дисциплин БГТИ (филиала) ОГУ, канд.экон.наук Ю.И. Давидян
Зорина, М.А.
Государственный и муниципальный долг: методические указания по подготовке и выполнению контрольных работ / М.А. Зорина; Бузулукский гуманитарно - технологический институт (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2016. – 24 с.
Методические рекомендации предназначены для студентов направления подготовки 38.03.01 Экономика, содержат методические советы и рекомендации к заданиям, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам и методические рекомендации по написанию письменных, научно - исследовательских работ студентов, условия для промежуточной и итоговой аттестации студентов, условия контрольных работ.
УДК 336
ББК 65.262.3
© Зорина М.А., 2016
© БГТИ (филиал) ОГУ, 2016.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… | |
Организация и контроль самостоятельной работы……………………….. | |
Условия контрольных работ для студентов факультета заочного обучения…………………………………………………………………………. | |
Список рекомендуемой литературы………………………………………… | |
Список использованных источников…………………………………………. | |
Приложение А Образец титульного листа контрольной работы……………. | |
Введение
В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно-воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности.
Методические рекомендации подготовлены с учетом положений письма Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года № 14-55-906 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:
- способность занимать в обучении активную позицию;
- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
- привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Организация и контроль самостоятельной работы
Для успешного выполнения самостоятельной работы студентов необходимо планирование и контроль со стороны преподавателей.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентами на лекциях, семинарских занятиях, и, следовательно, преподаватель должен заранее выстроить систему самостоятельной работы, учитывая все ее формы, цели, отбирая учебную и научную информацию и средства (методических) коммуникаций, продумывая роль студента в этом процессе и свое участие в нем.
Вопросы для самостоятельной работы студентов, указанные в рабочей программе дисциплины, предлагаются преподавателями в начале изучения дисциплины. Студенты имеют право выбирать дополнительно интересующие их темы для самостоятельной работы.
Содержание деятельности преподавателя и студента при выполнении самостоятельной работы представлено в таблице [1].
Таблица 1 - Самостоятельная работа
Основные характерис-тики | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Цель выполнения СР | Объясняет цель и смысл выполнения СР; - дает развернутый или краткий инструктаж о требованиях, предъявляемых к СР и способах ее выполнения; - демонстрирует образец СР | - Понимает и принимает цель СР как личностно значимую; - знакомится с требованиями к СР |
Мотивация | Раскрывает теоретическую и практическую значимость выполнения СР, тем самым формирует у студента познавательную потребность и готовность к выполнению СР; - мотивирует студента на достижение успеха | - Формирует собственную познавательную потребность в выполнении СР; - формирует установку и принимает решение о выполнении СР |
Управление | Осуществляет управление путем целенаправленного воздействия на процесс выполнения СР; - дает общие ориентиры выполнения СР | На основе владения обобщенным приемом сам осуществляет управление СР (проектирует, планирует, рационально распределяет время и т.д.) |
Контроль и коррекция выполнения СР | - Осуществляет предварительный контроль, предполагающий выявление исходного уровня готовности студента к выполнению СР; - осуществляет итоговый контроль конечного результата выполнения СР | Осуществляет текущий операционный самоконтроль за ходом выполнения СР; - выявляет, анализирует и исправляет допущенные ошибки и вносит коррективы в работу, отслеживает ход выполнения СР; - ведет поиск оптимальных способов выполнения СР; - осуществляет рефлексивное отношение к собственной деятельности; - осуществляет итоговый самоконтроль результата СР |
Оценка | На основе сличения результата с образцом, заранее заданными критериями дает оценку СР; - выявляет типичные ошибки, подчеркивает положительные и отрицательные стороны, дает методические советы по выполнению СР, намечает дальнейшие пути выполнения СР; - устанавливает уровень и определяет качество продвижения студента и тем самым формирует у него мотивацию достижения успеха в учебной деятельности | На основе соотнесения результата с целью дает самооценку СР, своим познавательным возможностям, способностям и качествам |
Не умаляя значения аудиторной самостоятельной работы, в данных методических рекомендациях акцентируется внимание на проблемах, связанных с внеаудиторной самостоятельной работой и ее организацией. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она включает в себя:
- подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;
- самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;
- написание рефератов, докладов, эссе;
- подготовку ко всем видам практики и выполнение предусмотренных ими заданий;
- выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к комплексным экзаменам и зачетам;
- подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы (проекта);
- работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;
- участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;
- участие в научной и научно-методической работе кафедры;
- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;
- другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов:
- определение цели самостоятельной работы;
- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы. Контрольная работа предлагается студентам для выработки умения дать полный ответ на вопрос изучаемого курса, лаконичный, аргументированный, с выводами. Как правило, она выполняется студентами, обучающимися по заочной форме обучения.
Написание ее требует самостоятельности и ответственного отношения, способности работать с литературой по проблеме, знаний истории и теории вопроса, основных теоретических постулатов.
Вариант контрольной работы выбирается студентом.
Работа должна быть грамотно оформлена, листы пронумерованы, воспроизводить структуру и последовательность заданий; содержать список использованной литературы (приводится в конце работы), ссылки на цитируемые источники, а также дату и подпись. В письменной работе необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя и дальнейшей подготовки к собеседованию перед ее защитой. Успешное выполнение контрольной работы учитывается при выставлении экзаменационной оценки.
Объем работы не должен превышать 12-15 страниц печатного или рукописного текста.
Контрольная работа должна быть структурирована следующим образом:
- титульный лист (Приложение А);
- основная часть работы;
- список использованной литературы.
Оформление контрольной работы:
Поля: вверху, снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1 см.
Сноски: Если используется цитата из журнала: автор, название статьи // название журнала, год издания, номер журнала, страницы на которых расположена статья.
Список использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями к оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ.
Контрольная работа может включать в себя решение задач.
При оформлении контрольной работы необходимо выписать условия задачи. Указать формулы, которые будут использоваться при решении задачи, представить условия в графической форме, если это необходимо.
Затем отразить сам процесс решения с указанием ответа.
Контрольная работа может быть в форме тестовых заданий. Титульный лист оформления контрольной работы представлен в приложении А.
Условия контрольных работ
Вариант контрольной работы для каждого студента определяется в соответствии с начальной буквой фамилии студента.
Таблица 1 – Распределение вариантов контрольной работы среди студентов
№ варианта | Первая буква в фамилии студента |
А, Р, З | |
И, Ш, Ч | |
Б, С, П | |
К, Щ, Ж | |
В, Т, Ц | |
Л, Ю О | |
Г, У, Е | |
М, Я | |
Д, Ф | |
Н, Х |
Вариант 1
1. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет:
а) ее ничтожность;
б) ее недействительность;
в) наложение административной санкции;
г) нет правильного ответа.
2. На экономический рост влияют следующие показатели:
а) ВВП, инфляция;
б) ВНП;
в) тарифы естественных монополий;
г) нет верного ответа.
3. Определить тип кредиторов по внешним займам:
а) МВФ;
б) МБРР;
в) органы денежно-кредитного регулирования;
г) коммерческие банки.
4. Классификация займов на процентные, выигрышные, целевые:
а) по форме займа;
б) по методу размещения;
в) по форме выплаты доходов.
5.Письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлении срока с лица, выдавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем денежной суммы – это:
а) опцион;
б) вексель;
в) фьючерс.
Теоретический вопрос:
- Характеристика типичной еврооблигации.
- Порядок предоставления государственных гарантий
Задача № 1
Определите предельный объем дефицита, долга и расходов на его обслуживание по субъекту РФ, если известно, что в соответствии с Законом о бюджете субъекта РФ объем собственных доходов бюджета составляет 56785 млн.руб., отчисления от федеральных налогов и сборов – 41500 млн.руб., безвозмездные поступления из федерального бюджета предполагается в размере 6500 млн.руб., объем расходов данного бюджета составляет 110890 млн.руб..
Задача № 2
Оцените эффективность вложений в ГКО, если номинал облигации 1000 руб., цена покупки – 850 руб., ГКО выпущена сроком на 6 месяцев. Инвестор приобрел 150 облигаций и продал их за месяц до погашения по цене 920 рублей за штуку. Определите доходность ГКО, если инвестор будет держать их до момента погашения.
Вариант 2
1.Орган, осуществляющий управление государственным долгом:
а) Центральный банк РФ;
б) Правительство РФ;
в) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
2.Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ подлежат регистрации в:
а) ФК РЦ России;
б) Министерство финансов РФ;
в) органе управления субъекта РФ.
3.Государственная гарантия может быть:
а) разной формы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;
б) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязательно в письменной форме;
в) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в письменной форме
4.Определить тип кредиторов по внешним займам:
а) МВФ;
б) МБРР;
в) органы денежно-кредитного регулирования;
г) коммерческие банки.
5 Снижение или повышение процентной ставки дохода:
а) конверсия;
б) консолидация;
в) унификация.
Теоретический вопрос:
- Характеристика рынка еврооблигаций.
- Административные методы управления долгом
Задача № 1
Определите предельный размер дефицита, долга и расходов на обслуживание долга для бюджета муниципального образования, если доходы на предстоящий финансовый год в соответствии с решением о бюджете планируются в размере 1560 тыс.руб., в том числе финансовая помощь составит 17%, расходы планируются в размере 1675 тыс.руб..
Задача № 2
Оцените эффективность вложений в ГКО, если номинал облигации 1000 руб., цена покупки – 750 руб., ГКО выпущена сроком на 3 месяцев. Инвестор приобрел 120 облигаций и продал их за месяц до погашения по цене 900 рублей за штуку. Определите доходность ГКО, если инвестор будет держать их до момента погашения.
Вариант 3
1.Осущетсвление государственных и имущественных займов ведет к:
а) получению процентов;
б) образованию государственного и муниципального долга;
в) погашению долга и получению процентов.
2.Установлен ли предельный срок погашения долговых обязательств РФ?
а) предельный срок не установлен;
б) не может превышать 30 лет;
в) установлен до 25 лет.
3.По форме займы могут быть:
а) безоблигационные, облигационные;
б) целевые, облигационные;
в) добровольные, принудительные.
4. Прекращение обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существующего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения – это:
а) дефолт;
б) новация;
в) аннулирование долга.
5.Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ подлежат регистрации в:
а) ФК РЦ России;
б) Министерство финансов РФ;
в) органе управления субъекта РФ.
Теоретический вопрос:
- Аукцион как метод размещения еврооблигаций.
- Экономические методы управления долгом
Задача № 1
Определите в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем дефицита, долга и расходов на его обслуживание по муниципальному образованию, используя нижеприведенные данные.
Наименование разделов | Сумма, тыс. руб. |
Доходы, всего: | |
в том числе | |
- налоговые | |
- неналоговые | |
- финансовая помощь из вышестоящего бюджета | |
Расходы, всего: | |
Дефицит |
Проанализируйте, соответствует ли требованиям Бюджетного кодекса РФ указанный в условиях дефицит бюджета.
Задача № 2
Оцените эффективность вложений в ГКО, если номинал облигации 1000 руб., цена покупки – 850 руб., ГКО выпущена сроком на 6 месяцев. Инвестор приобрел 150 облигаций и продал их за месяц до погашения по цене 920 рублей за штуку. Определите доходность ГКО, если инвестор будет держать их до момента погашения.
Вариант 4
1. Методы управления государственным долгом:
а) рефинансирование, реструктуризация, аннулирование долга;
б) конверсия, консолидация, унификация;
в) все верно;
г) все неверно.
2. Внешние источники финансирования дефицита бюджета:
а) государственные займы в иностранной валюте;
б) кредиты правительств иностранных государств, банков и компаний;
в) кредиты в валюте РФ;
г) кредиты международных организаций, предоставленные в иностранной валюте;
д) бюджетные ссуды;
е) а, б, в.
3.Государственная гарантия может быть:
а) разной формы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;
б) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязательно в письменной форме;
в) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в письменной форме.
4. Как отразится на российской валюте падение курса доллара по отношению к евро?
а) удешевление рубля;
б) не отразится;
в) рубль станет дороже.
5. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет:
а) ее ничтожность;
б) ее недействительность;
в) наложение административной санкции;
г) нет правильного ответа.
Теоретический вопрос:
- Классификация типов еврооблигаций.
- Синдикат как метод размещения еврооблигаций
Задача № 1
Определите предельный размер дефицита, долга и расходов на обслуживание долга для бюджета муниципального образования, если доходы на предстоящий финансовый год в соответствии с решением о бюджете планируются в размере 1340 тыс.руб., в том числе финансовая помощь составит 27%.
Задача № 2
Оцените эффективность вложений в ГКО, если номинал облигации 1000 руб., цена покупки – 750 руб., ГКО выпущена сроком на 3 месяцев. Инвестор приобрел 120 облигаций и продал их за месяц до погашения по цене 900 рублей за штуку. Определите доходность ГКО, если инвестор будет держать их до момента погашения.
Вариант 5
1. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет:
а) ее ничтожность;
б) ее недействительность;
в) наложение административной санкции;
г) нет правильного ответа.
2. На экономический рост влияют следующие показатели:
а) ВВП, инфляция;
б) ВНП;
в) тарифы естественных монополий;
г) нет верного ответа.
3. Определить тип кредиторов по внешним займам:
а) МВФ;
б) МБРР;
в) органы денежно-кредитного регулирования;
г) коммерческие банки.
4. Классификация займов на процентные, выигрышные, целевые:
а) по форме займа;
б) по методу размещения;
в) по форме выплаты доходов.
5.Письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлении срока с лица, выдавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем денежной суммы – это:
а) опцион;
б) вексель;
в) фьючерс.
Теоретический вопрос:
- Характеристика типичной еврооблигации.
- Порядок предоставления государственных гарантий
Задача № 1
Определите предельный объем дефицита, долга и расходов на его обслуживание по субъекту РФ, если известно, что в соответствии с Законом о бюджете субъекта РФ объем собственных доходов бюджета составляет 56000 млн.руб., отчисления от федеральных налогов и сборов – 41500 млн.руб., безвозмездные поступления из федерального бюджета предполагается в размере 7500 млн.руб., объем расходов данного бюджета составляет 115290 млн.руб..
Задача № 2
Оцените абсолютный доход инвестора, если номинал облигации 1000 руб., цена покупки – 850 руб., ГКО выпущена сроком на 6 месяцев. Инвестор приобрел 150 облигаций и продал их за месяц до погашения по цене 920 рублей за штуку. Определите доходность ГКО, если инвестор будет держать их до момента погашения.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
- Государственный и муниципальный долг [Текст] : учеб.-методическое пособие / под ред. Л. И. Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 192 с : ил. - Библиогр.: с. 188-191. - ISBN 978-5-279-03080-4.
- Мохнаткина, Л.Б. Государственный и муниципальный долг: учебное пособие / Л.Б. Мохнаткина; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 223 с.
Дополнительная литература
- Российская Федерация. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // www.garant.ru
- Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ // www.garant.ru
- Денежно-кредитная и валютная политика // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 296 с.
- Федякина Л.Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. – М.: «Дело и Сервис», 1998 г. 304 с.
- Государственный долг: Учеб.пособие / Б.И. Алехин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 335 с.
- Хейфец Б.А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика / Б.А.Хейфец. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 387 с. ISBN 5-282-02294-X
- Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. Грязновой А.Г. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.
- Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. – М.: ЧеРо, 1998. – 176 с.
- Актуальные проблемы управления региональным долгом: теория и практика [Текст] : [монография] / А. В. Дорждеев [и др.]. - М.: Финансы, 2010. - 400 с. : ил. - Библиогр.: с. 329-335. - Прил.: с. 336-397. - ISBN 978-5-94513-028-9.
- Дорждеев, А. В. Институциональные аспекты управления региональным долгом [Текст] : монография / А. В. Дорждеев . - Волгоград : Издатель, 2008. - 256 с. - Библиогр.: с. 188-193. - Прил.: с. 194-256. - ISBN 5-9233-0686-7.
- Вавилов, А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления [Текст] : монография / А. Вавилов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Городециздат, 2003. - 400 с. - Библиогр.: с. 388. - ISBN 5-9258-0072-9.
Периодические издания
Журналы:
«Финансы»;
«Финансы и кредит»;
«Рынок ценных бумаг»;
«Вопросы экономики»;
«Мировая экономика и международные отношения»;
«Экономист»;
«США - Канада: экономика, политика, культура»;
Российский экономический журнал;
«Эксперт»
Интернет-ресурсы
1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации // gks.ru
2 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // minfin.ru
3 Официальный сайт Центрального банка России // cbr.ru
4 Официальный сайт Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара) // www.iep.ru
5 Официальный сайт Международного валютного фонда // http://www.imf.org
6 Официальный сайт Всемирного банка // http://www.worldbank.org