Состав квартального и годового бухгалтерских отчетов
Главный документ, по которому составляется отчетность является ПБУ 4/99 года.
В этих нормативных документах изложены принципы и базовые положения по составлению и представлению бухгалтерской отчетности. На их основе МФ России разработаны образцы форм бухгалтерской отчетности. При этом формы бухгалтерской отчетности носят рекомендательный характер и значит, что организации могут разрабатывать и вводить собственные формы на основе образцов форм бухгалтерской отчетности.
Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит:
-бухгалтерского баланса (форма №1);
-отчета о прибылях и убытках (форма №2).
Это, как правило, квартальная бухгалтерская отчетность, но при необходимости может быть и месячной, и составляется нарастающим итогом с начала года.
Организация может представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности и другие формы отчетности. Например: отчет о движении денежных средств; пояснительную записку и так далее.
В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:
1) бухгалтерский баланс – форма №1;
2) отчет о прибылях и убытках – форма №2;
3) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в состав которых входят:
-отчет об изменениях капитала – форма №3;
-отчет о движении денежных средств – форма №4;
-приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5;
-пояснительная записка.
4) итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности;
5) отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности: «Отчет о движении денежных средств» (форма №4), при отсутствии соответствующих данных не представлять «Отчет об изменениях капитала» (форма №3) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5). Им рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности «Отчет о целевом использовании полученных средств» (форма №6).
Общественными организациями, не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества никаких оборотов по продаже товаров (работ, услуг) промежуточная бухгалтерская отчетность не представляется. Указанными организациями в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляются.
Пользователи БФО
Цели и концепции управленческого учета, организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства
Цель управленческого учета - обеспечить информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производств.
Для управленческого учета кроме данных учетной системы информацией служит: норма расхода материалов, технологических отходов, исследования о ситуации на рынке, отчеты о проведении научно – исследовательских работ, совершенствование конструкции, техники, использование нового оборудования и т.д.
Ведение управленческого учета носит необязательный характер, все зависит от решения руководства. Нормы и правила управленческого учета устанавливаются самим предприятием.
Управленческий учет включает информацию по отдельным подразделениям, отделам, цехам, рабочим местам. Объектом может выступать определенная задача, определенная область деятельности, вид изделия и заказа.
В управленческом учете структура отсутствует или зависит от пользователя, основные критерии: затраты, доход либо свой набор категорий.
Результаты управленческого учета могут быть представлены в произвольной форме, отчетность разрабатывается внутри предприятия.
В управленческом учете отчеты могут иметь более мелкую периодичность: дни, смены. Вырабатываются рекомендации на будущее на основе анализа происшедших явлений. Информация как правило в таком учете носит вероятностный характер.
Цели и задачи управленческого учета
1. Сбор и предоставление информации, связанной с учетом для управленческих решений.
2. Оказание информационной помощи менеджерам в принятии управленческого решения.
3. Организация учета не только по продукции, затратам, услугам, но и центрам затрат.
4. Планирование, прогнозирование экономической информации.
5. Контроль выполнения бюджетов и регулирование деятельности предприятия.
6. Выбор эффективных путей развития предприятия, выбор номенклатуры, соотношение структуры выполненных изделий, принятие дополнительного заказа.
Функции управленческого учета
1. Планирование, то есть описание вариантов действий, включающих постановку целей, формулировку задач, разработка смет расходов.
2. Контроль ( проверка выполнения плана). Наиболее приемлемая методика – сверка бухгалтерских отчетов со сметами расходов.
3. Оценка, под которой понимается заключительный процесс анализа всей системы принятия решения.
4. Организационная работа, предполагающая изменение методики организации учета, начиная с изменения учетной политики, целей управленческого учета.
Управленческий учет – процесс выявления, измерения, накопления, анализ, переработка и передача информации управленческому персоналу.
Виды производств и их влияние на учет затрат
Выделяют производственные предприятия и предприятия занимающиеся непроизводственной деятельностью.
Область управленческого учета распространяется на все предприятия, занимающиеся производством, это:
- добывающие отрасли,
- обрабатывающие
К добывающим отраслям относится производство, в котором осуществляется извлечение различных продуктов природы из недр земли, вод и воздуха.
Для большинства отраслей характерна небольшая длительность циклов производства и отсутствия НЗП.
Обрабатывающие предприятия, занимающиеся переработкой сырья в зависимости от характера технологического процесса могут быть:
- производства, где готовый продукт получают путем обработки сырья последовательно,
- производства, где готовая продукция получается путем соединения отдельных частей.
Типы производства в зависимости от объема выпускаемой продукции:
- единичное
- серийное
- массовое
В зависимости от того какой тип производства и предприятий строится управленческий учет и на каждом предприятии он разрабатывается индивидуально.