Алоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений с государством.
Какое-либо встречное удовлетворение для налогоплательщика здесь не предусматривается. В свою очередь, сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Это может быть предоставление прав, выдача лицензий, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных или иных юридически значимых действий. Таким образом, уплата сборов подразумевает определенную эквивалентность отношений с государством. Разумеется, эта эквивалентность условная, поскольку речь не идет о равнозначном обмене рыночного, гражданско-правового типа. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Сущность сбора - компенсация затрат государства на предоставления таких услуг плательщику сбора. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства их предоставления, в том числе и в судебном порядке.
2. В отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Не случайно законодатель именует налог "платежом", а сбор - "взносом". Причем в дефиниции сбора, закрепленной в статье 8 НК, какое-либо упоминание о денежной форме платежа отсутствует.
3. Цель налогообложения - покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно статье 8 НК налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В определении сбора подобное указание отсутствует, поскольку целевое назначение сбора несколько иное - компенсировать издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.
4. Требование определенности применительно к налогам и сборам существенно различается. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все прямо перечисленные в статье 17 НК элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях - налоговые льготы. При установлении же сборов, согласно п. 3 статьи 17 НК, их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. То есть не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора. В Определении от 08.02.2001 N 14-О Конституционный Суд отметил, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.
5. Налог предполагает определенную регулярность, систематичность уплаты. Именно поэтому важнейшим элементом налога является налоговый период - промежуток времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях. Большое значение играет здесь свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.
6. Уплата налога основывается на соразмерности налогообложения. Согласно п. 1 статьи 3 НК при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Таким образом, размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика, с изменением налоговой базы он пропорционально или прогрессивно изменяется. Условно говоря, "богатые" и "бедные" платят разные налоги. Размер же сбора должен быть одинаков для всех плательщиков, в отношении которых совершаются одинаковые юридически значимые действия, поскольку этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабами оказываемых услуг. Это справедливо, ведь если услуга одна и та же, то и плата за нее должна быть одинакова. "Обложение пошлинами и сборами базируется на принципе возмещения полезных затрат за счет индивидуальных взносов. Пошлины распределяются согласно обязанности каждого, а не по индивидуальной платежеспособности. В ином случае равенство всех перед законом было бы нарушено".
7. Неуплата налога влечет принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к ответственности, предусмотренной НК. При неуплате сбора государство просто отказывает плательщику в предоставлении публично-правовых услуг, без применения какого-либо рода санкций. Центральным налоговым правонарушением является состав, закрепленный в статье 122 НК "Неуплата или неполная уплата сумм налога". Речь идет именно о налоговых платежах. Неуплата или неполная уплата сбора не может повлечь применение ответственности, предусмотренной статьей 122 НК. Исключение составляет ситуация, когда суд установит, что на самом деле речь идет об обязательном, индивидуально безвозмездном платеже, поименованном как "сбор", но подпадающем под определение налога, данное в п. 1 статьи 8 НК. Неуплата такого сбора при наличии указанных в статье 122 НК обстоятельств действительно влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей.[3]
Сборы и неналоговые платежи. Значительные трудности возникают при отграничении сборов от неналоговых доходов, закрепленных в абз. 3 п. 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ. Речь идет о доходах от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти и местного самоуправления. Федеральным законом от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" обязательные платежи данного рода отнесены к доходам от оказания услуг или компенсации затрат государства. Указанный Закон выделяет также административные платежи и сборы, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций. Таким образом, неналоговые платежи также неоднородны: часть из них представляет собой плату гражданско-правового типа, другие уплачиваются в связи с реализацией публично-правовых задач и функций.
Большинство таких неналоговых платежей обладают признаками сборов как налоговых платежей. Многие прямо именуются сборами. Например, консульский сбор, взимаемый за оформление заграничного паспорта; регистрационные сборы за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем; исполнительский сбор, взимаемый в случае неисполнения в установленный срок исполнительного документа без уважительных причин, или различного рода сборы, взимаемые ГИБДД. Очевидно, наименование обязательного платежа еще не является бесспорным свидетельством его правовой природы. Например, исполнительский сбор представляет собой не что иное, как санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Существуют и обратные примеры, когда сборы, вводимые как неналоговые платежи, соответствуют всем признакам налогов и сборов. Так, оценивая конституционность введения Правительством РФ сбора за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, Конституционный Суд указал, что основные характеристики этого сбора (плательщики сбора, объект обложения, ставка сбора и порядок ее дифференциации, включение сбора в доход федерального бюджета) свидетельствуют о том, что фактически он представляет собой один из видов налога - акциз (косвенный налог, включаемый в цену товара, продукции) и по своей природе является федеральным налогом.
Практическая значимость вопроса о правовой идентификации сборов и неналоговых платежей обусловлена тем, что выбор отраслевого законодательства, применимого к отношениям по исчислению и уплате обязательных платежей, определяется их правовой природой. Иными словами, к неналоговым платежам законодательство о налогах и сборах не применяется. Кроме того, если установление налоговых платежей - прерогатива исключительно законодательных органов власти, то нормативное регулирование неналоговых доходов вправе осуществлять и государственные органы исполнительной власти. Актуальность дифференциации налоговых и неналоговых платежей обусловлена и действием закрепленного в абз. 3 п. 5 статьи 3 НК правового принципа, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК.
отграничение сборов от сходных платежей неналогового характера реально провести лишь по одному критерию - нормативному. При этом сбором как налоговым платежом следует называть обязательный взнос, закрепленный законодательством о налогах и сборах. То есть для признания обязательного платежа сбором требуется его прямое включение законодателем в систему налогов и сборов. Все иные бюджетные доходы налоговыми не являются. В этом смысле справедлива дефиниция А.В. Брызгалина: неналоговый платеж - обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством. Рассматривая правовую природу уже упоминавшегося исполнительского сбора, Конституционный Суд пришел к формальному выводу: такой сбор в перечне налогов и сборов, которые устанавливаются, изменяются или отменяются НК, не указан, и, следовательно, он не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции РФ .
Если сбор - категория публичного права, то платежи за услуги бюджетных учреждений находятся в сфере комплексного правового регулирования. Речь идет прежде всего о сочетании публичных и частно-правовых элементов. На двойственную природу деятельности бюджетных учреждений неоднократно указывалось в литературе. "Находясь в общей системе государственного управления, они оказывают услуги в иерархическом режиме, установленном вышестоящим государственным органом. С другой стороны, эти институты связаны двусторонними отношениями с клиентами, имеющими право на получение соответствующих услуг". Предоставляя выписку из домовой книги, производя технический осмотр автомобиля, составляя план земельного участка, проводя экспертизу по заказу частных лиц, оказывая почтовые или иные платные услуги населению, бюджетные учреждения действуют, с одной стороны, как государственно-властные субъекты, наделенные компетенцией, а с другой - как юридические лица, участвующие в рыночно-обменных отношениях. Государство и частное лицо выступают здесь, с некоторыми оговорками, как равноправные контрагенты. Поэтому к таким отношениям вполне применимы нормы гражданского права. Если частное лицо считает, что платная услуга бюджетной организацией оказана ненадлежащим образом, оно вправе использовать гражданско-правовые средства защиты своих прав, в том числе предусмотренные Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В целом вопрос об отграничении налоговых и неналоговых платежей носит дискуссионный характер и еще нуждается в доктринальной проработке. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сбор за осуществление земельным комитетом и кадастровым бюро государственных функций относит к разновидности налогового платежа, однако какими-либо аргументами такой вывод не обосновала. В иных случаях отграничить налоговые и неналоговые платежи бывает еще труднее.