Прединвестиционные исследования
Лекция 17
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие инвестиционной стратегии и ее факторов
Инвестиционная стратегия — это комплекс долгосрочных целей, наиболее принципиальных установок и намерений в области капиталовложений и вложений в финансовые активы, развития производства, формирования оптимальной структуры направлений инвестирования и источников их финансирования, а также совокупность действий по их достижению.
Инвестиционная стратегия реализуется в разработке плана и программы осуществления инвестиционной деятельности, исходя из сложившейся ситуации на данном этапе развития предприятия.
Цели инвестиционной стратегии:
■ максимизации прибыли от инвестиционной деятельности;
■ минимизации инвестиционных рисков;
■ обеспечению улучшения состояния предприятия за счет эффективной инвестиционной деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
■ исследование внешней инвестиционной среды и прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка;
■ технические и маркетинговые исследования с целью предсказания последствий инвестиций;
■ поиск новых, более прибыльных инвестиционных возможностей;
■ оценку привлекательности инвестиционных проектов и отбора более эффективных;
■ оценку инвестиционных качеств финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных;
■ разработку капитального бюджета;
■ формирование оптимальной структуры инвестирования;
■ подготовка решений о своевременном выходе из неэффективных инвестиционных проектов и реинвестирование капитала.
На выбор инвестиционной стратегии предприятия влияют следующие факторы:
■ общая стратегия развития, которая предусматривает наличие главной цели развития;
■ стадия жизненного цикла предприятия;
■ финансовое состояние предприятия на основе оценки его финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, эффективности;
■ наличие временно свободных денежных средств.
Таким образом, разработка инвестиционной стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия в условиях изменения внешних и внутренних факторов, определяющих это развитие.
Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия:
1) определение периода формирования инвестиционной стратегии;
2) формирование стратегических целей инвестиционной деятельности;
3) разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности с позиций определения направлений инвестирования и источников их финансирования;
4) конкретизация инвестиционной стратегии по инвестиционным программам и срокам;
5) оценка разработанной инвестиционной стратегии;
6) пересмотр стратегии в зависимости от изменения внешних условий и состояния предприятия.
Раскроем содержание каждого этапа формирования инвестиционной стратегии.
Прединвестиционные исследования
Инвестиционное проектирование - комплекс работ, целью которого является эффективное вложение финансовых и материальных ресурсов в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.
В соответствии с ФЗ от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционным проектомназывается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).
Цикл инвестиционного проекта – это егоразвитие от первоначальной идеи до реализации.
В современных условиях цикл инвестиционного проекта включает три фазы:
1) прединвестиционную;
- анализ возможностей (поиск инвестиционной концепции);
- подготовка обоснования проекта (предварительного и окончательного);
- оценка проекта и принятие решений по проекту. Инвестиционная фаза заключается в осуществлении следующих стадий:
- определение юридических, финансовых и организационных основ проекта;
- приобретение и передача технологии;
- детальное проектирование, контрактация;
- строительство;
- предпроизводственный маркетинг;
- набор и обучение персонала;
- ввод объекта в эксплуатацию.
2) инвестиционную - требует больших затрат, не может развиваться за счет собственных поступлений, необходимо внешнее финансирование.;
3) эксплуатационную (операционную) - включает в себя время с момента начала производства продукции и услуг.
На эксплуатационной фазе возникают проблемы, связанные с применением технологии, работой оборудования или недостаточной производительностью труда из-за нехватки квалифицированного персонала. Эти проявления связаны с прогнозами, сделанными в прединвестиционнои фазе, и ошибками, допущенными на инвестиционной фазе.
С целью устранения этих недостатков и привлечения дополнительных капиталов может быть разработан проект реабилитации.
Проект реабилитации включает в себя следующие стадии:
■ диагностирование;
■ краткосрочные мероприятия по реабилитации, не требующие больших затрат;
■ долгосрочные мероприятия, требующие больших затрат;
■ оценка проекта реабилитации и увеличение финансирования;
■ реабилитационная деятельность.
Инвестиционный бизнес-план
Бизнес-план является неотъемлемой частью делового планирования как непрерывного процесса развития организации. Необходимость разработки инвестиционного бизнес-плана российскими предприятиями была вызвано рядом причин:
■ адаптацией зарубежного опыта разработки инвестиционных проектов к отечественным условиям. Это определило обязательную типизацию методологии и документации, используемых в области бизнеса;
■ использованием персональных компьютеров, что определило необходимость и возможность создания программного обеспечения разработки и анализа инвестиционных проектов. Коммерческие и стандартные функциональные, а также подготовленные самими разработчиками проектов программы применяются во многих расчетах;
■ оценкой бизнес-плана собственниками финансовых ресурсов или их заемщиками и заимодателями с позиций возврата вложенных средств и получения прибыли или иного положительного эффекта.
Бизнес-план - компактный документ, который позволяет предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда следует сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности проекта.
Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени заинтересованности своего участия в нем. Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой и областью деятельности предприятия.
Структура бизнес-плана рекомендованная Минэкономразвития России:
1. Вводная часть.
2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.
3. Описание проекта.
4. Производственный план реализации проекта.
5. План маркетинга и сбыта продукции.
6. Организационный план реализации проекта.
7. Финансовый план реализации проекта.
8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта.
Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела.
Вводная частьбизнес-плана включает в себя:
■ титульный лист;
■ резюме;
■ меморандум о конфиденциальности.
На титульном листе помещается наименование предприятия — инициатора проекта, наименование проекта, место и время его разработки.
Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта, раскрывающее всю привлекательность и необходимость осуществления той или иной цели. Он должен быть кратким и вызывать интерес читающего. Резюме составляется в последнюю очередь, так как суммирует всю информацию, содержащуюся в проекте. В резюме представляются данные, которые должны позволить потенциальному инвестору понять, о чем идет речь, какова предполагаемая стоимость и рентабельность проекта.
Меморандум о конфиденциальности составляется с целью предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. В меморандуме может содержаться напоминание о том, что читающий берет на себя ответственность и гарантирует неразглашение содержащейся в плане информации без предварительного согласия автора. Меморандум может содержать требования о возврате бизнес-плана и запрет на копирование материала.
Обзор состояния отрасли (производства),к которой относится предприятие, призван решить две основные задачи:
1) изучить состояние и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования;
Для решения этой задачи в бизнес-плане целесообразно дать ретроспективный анализ текущего состояния дел в отрасли, развития отрасли за предшествующие 5—10 лет, описать возможные тенденции развития отрасли в целом, соответствующих производств в регионах, где планируется сбыт продукции, за рубежом.
2) осуществить прогноз объема производства продукции и услуг, которое может выпускать предприятие в условиях конкуренции.
Для решения этой задачи необходимо описать основных конкурентов на региональном, внутреннем и внешнем рынках по следующим позициям:
■ номенклатура и сбыт выпускаемой продукции;
■ рынки, на которых они работают, и доли на этих рынках;
■ конкурентоспособность их продукции;
■ ценовая политика и политика в области сбыта;
■ состояние производственной базы.
Анализ указанных данных позволит определить конкурентные преимущества вашего предприятия или выявить его недостатки, определить методы конкурентной борьбы с предприятиями-конкурентами. Результаты анализа будут одним из критериев, на основании которого потенциальный инвестор сможет судить о возможностях предприятия вести успешную конкуренцию с аналогичными предприятиями.
Описание проектазаключается в том, чтобы кратко и ясно изложить суть и основные положения проекта.
В этом разделе освещаются следующие вопросы:
■ чем занимается или будет заниматься предприятие (приводятся данные о размере и перспективах предприятия, профиле деятельности, особенностях производимых товаров и услуг и другие сведения, обеспечивающие конкурентные преимущества этого предприятия);
■ какой ожидается спрос на предполагаемые товары и услуги, прогноз их реализации на несколько лет (здесь представляются основные тенденции развития рынка, слабые стороны предприятий-конкурентов, планы роста и расширения деятельности);
■ величина доходов от реализации продукции или предоставления услуг, величина затрат и валовой прибыли, уровень рентабельности, срок окупаемости вложений (в этой части бизнес-плана следует представить экономику предприятия: данные по прибыли, ожидаемую рентабельность, доходность на инвестируемый капитал, временные рамки достижения точки безубыточности и превышения наличных поступлений над платежами);
■ сколько средств необходимо вложить в проект для его реализации (коротко указать сумму необходимого финансирования и направления использования капитала); и почему предприятие добьется успеха быстрого проникновения на новые рынки товаров и услуг (в этом разделе указываются конкурентные преимущества предприятия в данный период и возможные преимущества после реализации предлагаемого проекта, слабые стороны конкурентов и другие условия).
В производственном планепредставляется информация по обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны.
В производственном плане необходимо сделать следующее:
■ изложить цели долгосрочной стратегии предприятия;
■ описать структуру планируемого производства, его сырьевую базу и технологическую схему производственного процесса, источники энерго-, тепло-, водоснабжения;
■ представить данные о кадровом обеспечении производства, программу подготовки и переподготовки кадров;
■ описать план вывода предприятия на полную проектную мощность;
■ представить информацию о состоянии работ по проекту и возможностях производства.
Чтобы охарактеризовать состояние работ по проекту, требуется указать следующие данные:
■ степень освоения предполагаемой к производству продукции;
■ правовое обеспечение проекта;
■ выполненные работы по проекту;
■ наличие производственных площадей;
■ необходимость закупки оборудования;
■ наименование поставщиков, сроки поставки и стоимость оборудования;
■ виды источников энергии;
■ характеристику сырьевой базы;
■ характеристику инфраструктуры производства (включая внутренний и внешний транспорт);
■ экологическую ситуацию по сбросам в водный бассейн и выбросам в воздушную среду.
План маркетинга и сбыта продукцииявляется одним из наиболее значимых и сложных в бизнес-плане. Результаты исследования рынка — это база для разработки долгосрочной маркетинговой и ценовой стратегии предприятия, его текущей политики. Они определяют потребности в людских и материальных ресурсах.
Ввиду важности и сложности этого раздела целесообразно готовить его в первую очередь и по возможности проверить данные о рынке, его объемах и темпах роста по дополнительным, альтернативным источникам.
Исследование рынка в бизнес-плане включают в себя три блока:
1. Анализ спроса на товары и услуги на выбранном рынке и тенденции его развития.
2. Описание структуры рынка, его основных сегментов, анализ форм и методов сбыта.
3. Исследование условий конкуренции на выбранных для работы сегментах рынка.
От оценок сбыта, сделанных в данном разделе, зависят все последующие разделы плана. Объем реализации товаров и услуг, спрогнозированный в результате выполненного исследования рынка, оказывает непосредственное влияние на план производства, план маркетинга и сумму инвестируемого капитала, который потребуется предприятию. Данные, полученные в ходе анализа конкурентной обстановки, в значительной степени предопределяют стратегию сбыта и ценовую стратегию предприятия на выбранных сегментах рынка.
В организационном плане реализации проектаизлагается структура и политика управления, дается краткая характеристика состава команды управления. При описании организационной структуры предприятия следует рассмотреть:
■ основные подразделения предприятия и его функции;
■ распределение обязанностей персонала управления;
■ методы взаимодействия подразделений между собой;
■ заинтересованность предприятия в конечных результатах;
■ новые виды работ, вытекающие из целей предприятия;
■ необходимую квалификацию персонала.
В бизнес-плане приводятся подробные данные на каждого руководителя предприятия, наиболее крупных держателей акций, участников команды разработчиков проекта, руководимого участка работы.
Финансовый план реализации проектаготовится после того, как подготовлены план маркетинга и производственный план. Финансовый план должен включать краткий обзор условий, в которых будет действовать предприятие. Он должен содержать такие данные, как объем продаж, валовой прибыли, затраты на оборудование, оплату труда и другие затраты, а также подробный оперативный анализ доходов и расходов, формирования чистой прибыли предприятия. Этот раздел бизнес-плана может быть составлен только после того, как определены рамки (границы) проекта, а также непредвиденные расходы и инфляция.
Рамки (границы) проекта подразумевают определение:
■ всех видов деятельности, которые должны быть представлены на заводской площадке;
■ дополнительных операций, связанных с производством, извлечением природных ресурсов, очисткой сточных вод и выбросов;
■ внешнего транспорта и складов для сырья и материалов и готовой продукции;
■ внешних дополняющих видов деятельности (жилищных, профессиональной подготовки, общеобразовательных программ, сооружения рекреационных объектов).
Этапы составления финансового плана:
1этап — прогноз объемов продаж. Рассчитываются объемы и стоимость продаж на соответствующих рынках для каждого года.
2этап — расчет затрат на реализуемую продукцию и услуги. Расчеты осуществляются на основе прогноза объемов продаж, действующих нормативов, ценовой политики и условий реализации.
3 этап — описание контрагентов, их надежности, распределение контрактов во времени, затраты по контрагентам.
4 этап — расчет обеспеченности сырьем, энергией, водой (технической и питьевой), запасными частями и эксплуатационными материалами на первые пять лет, а также обеспеченность трудовыми ресурсами.
5 этап — прогноз издержек (условно-постоянных, условно-переменных и суммарных) по годам.
6 этап — расчет планируемой прибыли. Составляется план ожидаемой прибыли, вычисляется чистая прибыль или потери для каждого года.
7 этап — анализ точки критического объема реализации. Критический объем представляет собой выручку, которая точно покрывает операционные затраты на производство продукции и услуг. Эта величина выручки называется точкой безубыточности. Необходимо произвести анализ критического объема продукции.
8 этап — описание источников финансирования.
Если для финансирования проекта планируется использовать кредит, то в бизнес-плане приводится расчет порядка и сроков получения и возврата ссуды, а также выплаты процентных платежей.
В результате проведенных расчетов в бизнес-плане составляются три базовые формы финансовой отчетности: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств и балансовый отчет.
Отчет о прибыли иллюстрирует соотношение доходов, получаемых в процессе производственной деятельности предприятия (проекта) в течение периода осуществления проекта, с расходами, понесенными в этот же период и связанными с получением доходов, необходим для оценки эффективности текущей (хозяйственной) деятельности.
В отчете о движении денежных средств представлена информация об образовании источников финансовых ресурсов и об использовании этих финансовых ресурсов.
В балансовом отчете в целях удобства анализа в проектной практике используется баланс в агрегированной, т.е. в укрупненной форме. Назначение баланса инвестиционного проекта заключается в иллюстрировании динамики изменения структуры имущества проекта (активов) и источников его финансирования (пассивов). Баланс предоставляет возможность расчета общепринятых показателей финансового состояния проекта, оценки ликвидности, коэффициентов оборачиваемости, маневренности, общей платежеспособности и др.
При оценке финансовой состоятельности инвестиционных проектов рассчитываются финансовые коэффициенты, характеризующие каждый плановый период, затем проводят анализ коэффициентов во времени и выявляют тенденции в их изменении.
Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта, занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами.
В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России следует оценивать следующие виды эффективности инвестиционных проектов:
■ эффективность проекта в целом;
· общественную (социально-экономическую) эффективность
· коммерческую эффективность
■ эффективность участия в проекте
· эффективность предприятий-участников;
· эффективность инвестирования в акции предприятия (для акционеров акционерных обществ);
· эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям-участникам (народно-хозяйственную, региональную, отраслевую);
· бюджетную эффективность.
Основные показатели, используемые для расчетов эффективности инвестиционного проекта.
Чистый доход (ЧД, Net Value, NV) представляет собой разницу между накопленными денежными доходами по проекту и накопленными расходами, т.е. чистый доход — это сальдо накопленного денежного дохода. Чистый доход можно рассчитать по формуле
где NV — чистый доход;
Р — доходы по годам, генерируемые инвестициями;
IС — инвестиции по годам;
k = 1, 2, 3 ... п — число стандартных периодов реализации проекта (лет, месяцев).
Для признания проекта эффективным необходимо, чтобы чистый доход был положительной величиной.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД, интегральный эффект, Net Present Value, NPV) представляет собой разницу между накопленными дисконтированными доходами по проекту и накопленными дисконтированными инвестициями, иначе говоря, чистый дисконтированный доход есть сальдо накопленного дисконтированного дохода.
При разовых инвестициях NPV можно рассчитать по формуле
где NPV — чистый дисконтируемый доход;
Р — доходы по годам, генерируемые инвестициями;
r — ставка дисконтирования;
k = 1, 2,3 ... п — число стандартных периодов реализации проекта (лет, месяцев);
IС — сумма разовой инвестиции.
Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование ресурсов в течение п лет, то формула имеет вид
Если NPV > О, то проект можно принимать.
NPV = О, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
NPV < О, то проект следует отвергнуть.
Внутренняя норма доходности (ВНД, Internal Rate of Return, IRR) — такая норма дисконта, при которой дисконтированная стоимость притока реальных денег равна дисконтированной стоимости оттоков.
Экономический смысл IRR в том, что этот показатель характеризует максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом.
При помощи IRR можно отсеивать невыгодные проекты или ранжировать их по степени выгодности. Также она служит индикатором уровня риска. Чем в большей степени IRR превышает стоимость капитала, тем больше запас прочности проекта и тем менее страшны колебания рынка и ошибки при оценке величины будущих денежных поступлений.
Простой срок окупаемости (Payback period, PP) — это период от начального момента инвестирования до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование. Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний период времени в расчетном периоде, после которого чистый доход NV становится и остается в дальнейшем неотрицательным.
Срок окупаемости с учетом дисконтирования (DPP) — это период от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования. Моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Алгоритм расчета этого показателя тот же, что и при определении простого срока окупаемости, только используются показатели приведенного денежного потока.
Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина ПФ показывает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Поэтому ПФ называют еще капиталом риска. Следует иметь в виду, что реальный объем внешнего финансирования не обязан совпадать с ПФ и, как правило, превышает его за счет необходимости обслуживания долга.
Потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта (ДПФ) — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного дисконтированного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина ДПФ показывает минимальный дисконтированный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости.
Индекс доходности затрат — отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам).
Индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных Денежных оттоков.
Индекс доходности инвестиций (ИД) — отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. Он равен увеличенному на единицу отношению чистого дохода (ЧД, NV) к накопленному объему инвестиций. Этот показатель рассчитывается по формуле
где ИД — индекс доходности инвестиций;
ЧД — чистый доход;
IС — инвестиции по годам инвестиционного цикла;
Индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) — отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. ИДД равен увеличенному на единицу отношению чистого дисконтированного дохода (ЧДД, NPV) к накопленному дисконтированному объему инвестиций. Этот показатель можно рассчитать по формуле
где ИДД — индекс доходности дисконтированных инвестиций;
NPV — чистый дисконтированный доход;
IС — инвестиции по годам инвестиционного цикла;
r — ставка дисконтирования;
Риск проектаучитывается путем внесения поправок в норму дисконта. В величине поправки на риск учитываются три типа рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта:
1) страховой риск;
2) риск ненадежности участников проекта;
3) риск неполучения предусмотренных проектом доходов.
Поправка на каждый вид риска не вводится, если инвестиции застрахованы на соответствующий страховой случай.
Приведенная структура бизнес-плана не является обязательной. В зависимости от цели, масштаба, сложности инвестиционного проекта количество разделов, их содержание, глубина проработки материала могут меняться, что будет отражаться на структуре и содержании бизнес-плана.