Порядок проведения сертификации СК

1.Цели и подготовка к сертификации СК

2.Этапы проведения работ по сертификации СК

Сертификация системы менеджмента качества — дей­ствие третьей, независимой от сертифицируемой организа­ции и потребителей стороны, имеющее целью установление (подтверждение) соответствия представленной к проверке идентифицированной системы менеджмента качества требо­ваниям международного стандарта ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

Сертификация систем менеджмента качества осуществ­ляется исходя из следующих основных принципов:

— добровольности (сертификация может осуществлять­ся только по инициативе заявителя);

— недопущения любой дискриминации участников сер­тификации (например, неоправданного завышения цен по конкретному заявителю, намеренной задержки сроков выпол­нения работ, необоснованного отказа в приеме заявки и т. п.);

— объективности оценок и воспроизводимости их резуль­татов (обеспечиваются независимостью и компетентностью органа по сертификации, применением единых требований, правил и процедур оценки, вынесением оценок только на основе фактических данных, документированием результа­тов оценок и сертификации);

— конфиденциальности (неразглашения информации, полученной при проведении сертификации);

— достоверности доказательств заявителя по соответ­ствию сертифицируемой системы требованиям нормативных документов.

Сертификация систем менеджмента качества проводится в целях:

— подтверждения соответствия системы качества и ее элементов требованиям, установленным в нормативных до­кументах;

— подтверждения заявленных производителями возмож­ностей стабильно выпускать продукцию установленного ка­чества на протяжении определенного периода времени в за­данных объемах, обеспечения уверенности потребителей в этом;

— способствования сертификации продукции (сертифи­кация системы менеджмента качества может осуществляться как в рамках обязательной сертификации продукции, если это предусмотрено способом (формой, схемой) подтвержде­ния соответствия, так и в рамках добровольной сертифика­ции продукции в интересах заявителя).

При подготовке системы менеджмента качества к серти­фикации необходимо выполнение следующих этапов:

— открытие внутреннего проекта по подготовке систе­мы менеджмента качества к сертификации;

— формирование рабочей группы и назначение лица, ответственного за координацию работ;

— проведение внутреннего аудита и оценка соответствия процессов системы менеджмента качества и ее документации требованиям стандарта ИСО 9001:2000;

— выбор органа по сертификации;

— заключение с ним договора на проведение работ по сертификации.

2.

Сертификация системы менеджмента качества проводится в четыре этапа, включающие организацию работ (предсер-гификационный этап) и три этапа сертификации:

1 этап — предварительная оценка системы;

2 этап — проверка и оценка системы;

3 этап — инспекционный контроль.

Перечень этапов сертификации, их содержание и после­довательность действий приведены в таблице.

Содержание этапов сертификации систем менеджмента качества

Содержание работ Исполнитель
Предсертификационный этап
1. Подготовка системы и ее документации к серти­фикации Заявитель
2. Подача заявки на проведение сертификации Заявитель
3. Заключение договора на проведение первого эта­па сертификации Заявитель, орган по сертификации
1 этап - Предварительная оценка системы менеджмента качества
1. Предварительный анализ документов организации Орган по сертификации
2. Изучение дополнительных сведений о качестве из дополнительных источников Орган по сертификации
3. Заключение договора на проведение второго эта­па сертификации Заявитель, орган по сертификации
2 этап - Проверка и оценка системы менеджмента качества
1. Проведение подготовительных мероприятий, со­ставление программы проверки Орган по сертификации
2. Проведение предварительного совещания Орган по сертифика­ции, заявитель
3. Непосредственное обследование проверяемой организации и ее системы менеджмента качества Орган по сертификации
4. Подготовка отчета и акта по результатам проверки Орган по сертификации
5. Проведение заключительного совещания Орган по сертифика­ции, заявитель
6. Выдача сертификата соответствия на систему ме­неджмента качества Орган по сертификации
3 этап - Инспекционный контроль
1. Подтверждение ранее установленного соответст­вия системы требованиям стандарта Орган по сертификации

Предсертификационный этапначинается с подачи орга­низацией заявки на сертификацию системы менеджмента ка­чества. Орган по сертификации регистрирует заявку и уве­домляет организацию о принятии заказа. Организация-зая­витель оплачивает установленный регистрационный взнос, после чего заявителю направляется комплект форм доку­ментов для проведения предварительной оценки системы (бланк декларации-заявки, исходные данные для предвари­тельной оценки, сведения об организации, техническая до­кументация, показатели, характеризующие качество изго­товления продукции) и перечень документов, которые необ­ходимо представить для сертификации системы (деклара­ция-заявка, политика в области качества, список руковод­ства по качеству и др.).

Этап завершается письменным уведомлением заявителя о принятии заказа на сертификацию системы менеджмента качества или об отказе в сертификации. При положительном решении заключается договор на проведение первого этапа сертификации, назначается главный эксперт и формируется комиссия.

1 этап. Предварительная оценкасистемы менеджмента качества осуществляется с целью определения степени го­товности проверяемой организации к сертификации и целе­сообразности дальнейшего проведения соответствующих ра­бот. Она заключается в предварительном анализе системы менеджмента качества по документам проверяемой органи­зации. Также комиссии может потребоваться изучить допол­нительные сведения из независимых источников (сервисных служб, гарантийных мастерских). По результатам данного этапа выносится письменное заключение о возможности про­ведения следующего этапа сертификации с учетом готовнос­ти организации к нему и целесообразности его проведения, либо мотивируется решение о его невозможности или неце­лесообразности.

При положительном решении заключается договор на проведение второго этапа сертификации.

2 этап. Проверка и оценка системы менеджмента каче­стваначинается с проведения подготовительных мероприя­тий. К ним относятся:

— составление программы проверки;

— распределение обязанностей между членами комиссии;

— подготовка рабочих документов;

— согласование программы с проверяемой организацией. Программу проверки утверждает главный эксперт. Она должна содержать следующие разделы:

— цели, область проверки и сроки ее проведения;

— состав комиссии;

— перечень нормативных документов, на соответствие которым проводится проверка системы менеджмента каче­ства;

— объекты проверки (процессы, система производства, продукция) и закрепление по ним экспертов и представите­лей проверяемой организации;

— перечень проверяемых подразделений организации;

— состав проводимых мероприятий по проверке и сроки их проведения;

— требования к конфиденциальности (неразглашению информации, полученной в ходе проверки);

— адреса рассылки акта, составляемого по результатам проверки.

Проведение проверки предусматривает проведение пред­варительного совещания, непосредственного обследования проверяемой организации, составление акта проверки по его результатам, а также проведение заключительного сове­щания.

Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подраз­деляются на значительные и малозначительные.

Значительное несоответствие — отсутствие, непримене­ние или полное нарушение какого-либо документа или эле­мента системы менеджмента качества. Как примеры значи­тельных несоответствий можно привести следующие:

— не определены или не оформлены политика в области качества и документированные процедуры;

— система менеджмента качества не соответствует по­литике в области качества;

— отсутствуют необходимые элементы или процедуры системы менеджмента качества;

— отсутствует система контроля и испытаний продук­ции, подлежащей обязательному подтверждению соответ­ствия;

— не выполняются в необходимом объеме требования документированных процедур;

— не соблюдаются требования стандарта, на соответствие которому проводится проверка системы;

— действующие порядок и формы регистрации данных по качеству продукции и деятельности по его обеспечению не обеспечивают базу для анализа эффективности функцио­нирования системы менеджмента качества.

Малозначительное несоответствие — единичный недочет в документации или элементе системы менеджмента каче­ства. Примером малозначительного несоответствия может служить функционирование разработанного и внедренного элемента, по которому требуется незначительное усовершен­ствование.

Результатом проверки и оценки системы менеджмента качества может быть один из трех вариантов:

— система полностью соответствует требованиям стан­дарта и других документов, на соответствие которым осуще­ствлялась проверка;

— система в целом соответствует требованиям стандарта и других документов, на соответствие которым осуществля­лась проверка, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия;

— обнаружены значительные несоответствия.

Система признается соответствующей стандарту при пол­ном отсутствии значительных несоответствий или при нали­чии менее десяти малозначительных.

Проверка завершается представлением заявителю отче­та о ее результатах, составляемого под руководством глав­ного эксперта, ответственного за его полноту и достовер­ность. Отчет содержит следующие разделы:

— общие сведения об органе по сертификации и прове­ряемой организации;

— цели и область проверки;

— ссылки на нормативные документы, соответствие тре­бованиям которых подтверждалось;

— программу проверки;

— наблюдения, замечания, заключения о выявленных несоответствиях;

— оценку степени соответствия деятельности и документа­ции системы менеджмента качества требованиям стандарта;

— рекомендованное решение по сертификации. Результаты проверки, выводы и рекомендации комиссии

оформляются в виде акта. В нем указывается, насколько про­веряемая система менеджмента качества соответствует стан­дарту, выносятся рекомендации об устранении в установлен­ные сроки малозначительных несоответствий.

При положительных результатах проверки орган по сер­тификации принимает решение о выдаче сертификата соот­ветствия системы менеджмента качества требованиям меж­дународного стандарта ИСО 9001:2000 и разрешения на пра­во маркирования продукции знаком соответствия.

Срок действия сертификата системы менеджмента каче­ства, как правило, составляет три года. Документы по про­верке хранятся в органе по сертификации в течение срока действия сертификата и пяти лет после его окончания.

3 этап. Инспекционный контрольза сертифицирован­ной системой менеджмента качества осуществляется органом, выдавшим сертификат, в течение срока его действия с це­лью подтверждения установленного при сертификации соот­ветствия системы менеджмента качества требованиям.

Плановый инспекционный контроль проводится с перио­дичностью не реже одного раза в год, а в случаях появления

претензий к качеству продукции, существенных изменений организационной структуры и кадрового состава организации, существенного усовершенствования или модернизации выпус­каемых изделий, технологии производства может осуществ­ляться внеплановый инспекционный контроль.

При положительных результатах инспекционного конт­роля подтверждается действие ранее выданного сертифика­та соответствия системы менеджмента качества и разреше­ния (лицензии) на использование знака соответствия. В слу­чае выявления существенных нарушений или изменений орган, выдавший сертификат, вправе приостановить его дей­ствие до их устранения либо отозвать сертификат.

Наши рекомендации