Порядок проведения сертификации СК
1.Цели и подготовка к сертификации СК
2.Этапы проведения работ по сертификации СК
Сертификация системы менеджмента качества — действие третьей, независимой от сертифицируемой организации и потребителей стороны, имеющее целью установление (подтверждение) соответствия представленной к проверке идентифицированной системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).
Сертификация систем менеджмента качества осуществляется исходя из следующих основных принципов:
— добровольности (сертификация может осуществляться только по инициативе заявителя);
— недопущения любой дискриминации участников сертификации (например, неоправданного завышения цен по конкретному заявителю, намеренной задержки сроков выполнения работ, необоснованного отказа в приеме заявки и т. п.);
— объективности оценок и воспроизводимости их результатов (обеспечиваются независимостью и компетентностью органа по сертификации, применением единых требований, правил и процедур оценки, вынесением оценок только на основе фактических данных, документированием результатов оценок и сертификации);
— конфиденциальности (неразглашения информации, полученной при проведении сертификации);
— достоверности доказательств заявителя по соответствию сертифицируемой системы требованиям нормативных документов.
Сертификация систем менеджмента качества проводится в целях:
— подтверждения соответствия системы качества и ее элементов требованиям, установленным в нормативных документах;
— подтверждения заявленных производителями возможностей стабильно выпускать продукцию установленного качества на протяжении определенного периода времени в заданных объемах, обеспечения уверенности потребителей в этом;
— способствования сертификации продукции (сертификация системы менеджмента качества может осуществляться как в рамках обязательной сертификации продукции, если это предусмотрено способом (формой, схемой) подтверждения соответствия, так и в рамках добровольной сертификации продукции в интересах заявителя).
При подготовке системы менеджмента качества к сертификации необходимо выполнение следующих этапов:
— открытие внутреннего проекта по подготовке системы менеджмента качества к сертификации;
— формирование рабочей группы и назначение лица, ответственного за координацию работ;
— проведение внутреннего аудита и оценка соответствия процессов системы менеджмента качества и ее документации требованиям стандарта ИСО 9001:2000;
— выбор органа по сертификации;
— заключение с ним договора на проведение работ по сертификации.
2.
Сертификация системы менеджмента качества проводится в четыре этапа, включающие организацию работ (предсер-гификационный этап) и три этапа сертификации:
1 этап — предварительная оценка системы;
2 этап — проверка и оценка системы;
3 этап — инспекционный контроль.
Перечень этапов сертификации, их содержание и последовательность действий приведены в таблице.
Содержание этапов сертификации систем менеджмента качества
Содержание работ Исполнитель | |
Предсертификационный этап | |
1. Подготовка системы и ее документации к сертификации | Заявитель |
2. Подача заявки на проведение сертификации | Заявитель |
3. Заключение договора на проведение первого этапа сертификации | Заявитель, орган по сертификации |
1 этап - Предварительная оценка системы менеджмента качества | |
1. Предварительный анализ документов организации | Орган по сертификации |
2. Изучение дополнительных сведений о качестве из дополнительных источников | Орган по сертификации |
3. Заключение договора на проведение второго этапа сертификации | Заявитель, орган по сертификации |
2 этап - Проверка и оценка системы менеджмента качества | |
1. Проведение подготовительных мероприятий, составление программы проверки | Орган по сертификации |
2. Проведение предварительного совещания | Орган по сертификации, заявитель |
3. Непосредственное обследование проверяемой организации и ее системы менеджмента качества | Орган по сертификации |
4. Подготовка отчета и акта по результатам проверки | Орган по сертификации |
5. Проведение заключительного совещания | Орган по сертификации, заявитель |
6. Выдача сертификата соответствия на систему менеджмента качества | Орган по сертификации |
3 этап - Инспекционный контроль | |
1. Подтверждение ранее установленного соответствия системы требованиям стандарта | Орган по сертификации |
Предсертификационный этапначинается с подачи организацией заявки на сертификацию системы менеджмента качества. Орган по сертификации регистрирует заявку и уведомляет организацию о принятии заказа. Организация-заявитель оплачивает установленный регистрационный взнос, после чего заявителю направляется комплект форм документов для проведения предварительной оценки системы (бланк декларации-заявки, исходные данные для предварительной оценки, сведения об организации, техническая документация, показатели, характеризующие качество изготовления продукции) и перечень документов, которые необходимо представить для сертификации системы (декларация-заявка, политика в области качества, список руководства по качеству и др.).
Этап завершается письменным уведомлением заявителя о принятии заказа на сертификацию системы менеджмента качества или об отказе в сертификации. При положительном решении заключается договор на проведение первого этапа сертификации, назначается главный эксперт и формируется комиссия.
1 этап. Предварительная оценкасистемы менеджмента качества осуществляется с целью определения степени готовности проверяемой организации к сертификации и целесообразности дальнейшего проведения соответствующих работ. Она заключается в предварительном анализе системы менеджмента качества по документам проверяемой организации. Также комиссии может потребоваться изучить дополнительные сведения из независимых источников (сервисных служб, гарантийных мастерских). По результатам данного этапа выносится письменное заключение о возможности проведения следующего этапа сертификации с учетом готовности организации к нему и целесообразности его проведения, либо мотивируется решение о его невозможности или нецелесообразности.
При положительном решении заключается договор на проведение второго этапа сертификации.
2 этап. Проверка и оценка системы менеджмента качестваначинается с проведения подготовительных мероприятий. К ним относятся:
— составление программы проверки;
— распределение обязанностей между членами комиссии;
— подготовка рабочих документов;
— согласование программы с проверяемой организацией. Программу проверки утверждает главный эксперт. Она должна содержать следующие разделы:
— цели, область проверки и сроки ее проведения;
— состав комиссии;
— перечень нормативных документов, на соответствие которым проводится проверка системы менеджмента качества;
— объекты проверки (процессы, система производства, продукция) и закрепление по ним экспертов и представителей проверяемой организации;
— перечень проверяемых подразделений организации;
— состав проводимых мероприятий по проверке и сроки их проведения;
— требования к конфиденциальности (неразглашению информации, полученной в ходе проверки);
— адреса рассылки акта, составляемого по результатам проверки.
Проведение проверки предусматривает проведение предварительного совещания, непосредственного обследования проверяемой организации, составление акта проверки по его результатам, а также проведение заключительного совещания.
Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подразделяются на значительные и малозначительные.
Значительное несоответствие — отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо документа или элемента системы менеджмента качества. Как примеры значительных несоответствий можно привести следующие:
— не определены или не оформлены политика в области качества и документированные процедуры;
— система менеджмента качества не соответствует политике в области качества;
— отсутствуют необходимые элементы или процедуры системы менеджмента качества;
— отсутствует система контроля и испытаний продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
— не выполняются в необходимом объеме требования документированных процедур;
— не соблюдаются требования стандарта, на соответствие которому проводится проверка системы;
— действующие порядок и формы регистрации данных по качеству продукции и деятельности по его обеспечению не обеспечивают базу для анализа эффективности функционирования системы менеджмента качества.
Малозначительное несоответствие — единичный недочет в документации или элементе системы менеджмента качества. Примером малозначительного несоответствия может служить функционирование разработанного и внедренного элемента, по которому требуется незначительное усовершенствование.
Результатом проверки и оценки системы менеджмента качества может быть один из трех вариантов:
— система полностью соответствует требованиям стандарта и других документов, на соответствие которым осуществлялась проверка;
— система в целом соответствует требованиям стандарта и других документов, на соответствие которым осуществлялась проверка, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия;
— обнаружены значительные несоответствия.
Система признается соответствующей стандарту при полном отсутствии значительных несоответствий или при наличии менее десяти малозначительных.
Проверка завершается представлением заявителю отчета о ее результатах, составляемого под руководством главного эксперта, ответственного за его полноту и достоверность. Отчет содержит следующие разделы:
— общие сведения об органе по сертификации и проверяемой организации;
— цели и область проверки;
— ссылки на нормативные документы, соответствие требованиям которых подтверждалось;
— программу проверки;
— наблюдения, замечания, заключения о выявленных несоответствиях;
— оценку степени соответствия деятельности и документации системы менеджмента качества требованиям стандарта;
— рекомендованное решение по сертификации. Результаты проверки, выводы и рекомендации комиссии
оформляются в виде акта. В нем указывается, насколько проверяемая система менеджмента качества соответствует стандарту, выносятся рекомендации об устранении в установленные сроки малозначительных несоответствий.
При положительных результатах проверки орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 и разрешения на право маркирования продукции знаком соответствия.
Срок действия сертификата системы менеджмента качества, как правило, составляет три года. Документы по проверке хранятся в органе по сертификации в течение срока действия сертификата и пяти лет после его окончания.
3 этап. Инспекционный контрольза сертифицированной системой менеджмента качества осуществляется органом, выдавшим сертификат, в течение срока его действия с целью подтверждения установленного при сертификации соответствия системы менеджмента качества требованиям.
Плановый инспекционный контроль проводится с периодичностью не реже одного раза в год, а в случаях появления
претензий к качеству продукции, существенных изменений организационной структуры и кадрового состава организации, существенного усовершенствования или модернизации выпускаемых изделий, технологии производства может осуществляться внеплановый инспекционный контроль.
При положительных результатах инспекционного контроля подтверждается действие ранее выданного сертификата соответствия системы менеджмента качества и разрешения (лицензии) на использование знака соответствия. В случае выявления существенных нарушений или изменений орган, выдавший сертификат, вправе приостановить его действие до их устранения либо отозвать сертификат.