Сельскохозяйственное страхование
Сельское хозяйство — отрасль, наиболее подверженная воздействию стихийных сил природы, поэтому оно в большей степени нуждается в страховой защите. Выделяют следующие виды страхования:
- сельскохозяйственных культур;
- многолетних насаждений;
- поголовья животных;
- зданий, сооружений, машин, инвентаря и оборудования сельскохозяйственных предприятий.
Страхование сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.
Страховыми организациями заключаются договоры добровольного страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям всех организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На страхование принимаются:
- урожай сельскохозяйственных культур, в том числе плодово-ягодных, виноградных и других многолетних насаждений;
- деревья (кусты) плодово-ягодных и других искусственных многолетних древесно-кустарниковых насаждений.
Урожай может быть застрахован на случай гибели или повреждения от засухи, недостатка тепла, излишнего увлажнения, вымокания, заморозка, вымерзания, града, бури, урагана, наводнения и т. д.
К необычным метеорологическим природным явлениям (на случай гибели или повреждения), от которых страхуется урожай, относятся продолжительные дожди и ветры, снег, иней, туман, ледяная корка, оползни и т. д.
При страховании сельскохозяйственных культур возмещаются потери от уменьшения количества полученной основной продукции по сравнению со средним урожаем с одного гектара за последние пять лет. Размер ущерба исчисляется исходя из закупочной цены, устанавливаемой в договоре страхования.
Урожай сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений по желанию страхователя может быть застрахован только на случай полной гибели посевов или части площади культуры. Размер ущерба определяется исходя из страховой суммы на 1 га и размера площади погибших посевов культуры.
Страхователям, заключившим договоры страхования сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений в течение трех лет подряд и за это время не получавшим страховое возмещение, при заключении нового договора предоставляется скидка с взноса в установленном размере.
Заключение договора подтверждается выдачей страхователю страхового полиса установленной формы.
При гибели поголовья животных размер ущерба определяется из их балансовой (инвентарной) стоимости на день гибели. В случае вынужденного забоя животных из суммы ущерба вычитается стоимость годного в пищу мяса и шкурки.
Страхованию подлежат находящиеся в личной собственности граждан строения (дачи, хозяйственные постройки), животные (крупный рогатый скот, лошади и т. д. ). Страхование строений и животных проводится на случай их уничтожения или повреждения по тем же причинам, что и для сельскохозяйственных предприятий.
Размер ущерба при уничтожении сельскохозяйственной продукции, материалов, сырья и другого имущества, не относящегося к основным средствам сельскохозяйственного предприятия, определяется следующим образом: балансовая стоимость на момент страхового случая минус стоимость оставшегося имущества плюс расходы по спасанию и приведению товарно-материальных ценностей в порядок.
При страховании урожая сельскохозяйственных культур ущерб определяется:
- при полной гибели урожая:
(4.2) |
где Т — ущерб, руб.;
— средняя урожайность за пять предшествующих лет;
Пs — посевная площадь, га;
Цр — цена рыночная, руб.
- при частичной гибели урожая:
T = (Уср — Уф) x Пs x Цдс, (4.3)
Где Уф — фактическая урожайность;
Уср — средняя урожайность за пять предшествующих лет;
Пs — посевная площадь, га;
Цдс — цена, принятая в расчетах при заключении договора страхования.
В случае пересева ущерб равен ущербу при полной гибели плюс величина расходов по пересеву минус стоимость урожая вновь посеянных культур.
При страховании животных на сельскохозяйственных предприятиях любых форм собственности ущербом при гибели служит балансовая стоимость животных. Ущерб при гибели рабочих лошадей, верблюдов, ослов и мулов определяется за вычетом амортизации. При вынужденном забое крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, лошадей, верблюдов, оленей, домашней птицы ущерб определяется в размере разницы между их балансовой стоимостью и суммой, полученной от реализации пригодного в пищу мяса.
Транспортное страхование
Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасных рисков, возникающих на различных путях перевозки — морским, речным, воздушным транспортом.
Объектами страхования могут выступать как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы.
Страхование грузов — один из наиболее распространенных видов страхования. Страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, являющиеся грузоотправителями или грузополучателями.
Страхование, предусматривающее страховую защиту только грузов, называется страхованием карго.
Страхование груза подразумевает страховую защиту в процессе его перемещения (перевозки) из одного пункта в другой, как правило, на всех стадиях перевозочного процесса. Схема перевозки может, в частности, включать:
- погрузку груза со склада продавца, например, в автомобиль;
- доставку груза на автомобиле на станцию, в порт отправления;
- разгрузку автомобиля и погрузку груза на водное или воздушное судно, в железнодорожный вагон или специальный магистральный транспорт;
- непосредственно перевозку груза водным или воздушным, железнодорожным или автомобильным транспортом;
- перевалку груза в установленных пунктах маршрута транспортировки (при необходимости с хранением груза на промежуточных складах), доставку и передачу груза получателю на станции (в порту) с оформлением документов приема-сдачи груза, осуществлением необходимых денежных расчетов.
От принятой схемы перевозки груза зависит момент времени, с которого риск возможных убытков от страхового случая с грузом переходит от отправителя товара (имущества) к получателю.
Страхование воздушных судов — это вид авиационного страхования, к которому относится большой круг специфических рисков, возникающих при эксплуатации средств воздушного транспорта и подразделяемых на страхование:
- самих средств авиатранспорта (страхование каско);
- гражданской ответственности владельцев авиатранспортных средств перед пассажирами и третьими лицами.
Под каско самолета подразумеваются: фюзеляж, крыло, шасси, двигатели, электрогидравлические системы, навигационное и другое специальное оборудование, любое дополнительное оборудование, установленное внутри или на корпусе самолета, запасные части.
Следует отметить, что развитие авиационной промышленности, совершенствование авиационных конструкций, развитие космической техники привели к значительному увеличению суммарной ответственности страховщиков по одному самолету, в особенности реактивному пассажирскому.
Объектом страхования воздушных судов может быть имущественный интерес, связанный с владением или эксплуатацией воздушного судна. По условиям авиационного страхования (каждая из страховых организаций может изменить и дополнить их по соглашению сторон) объектом служит само авиатранспортное средство, включая запасные части со всеми видами специального оборудования, находящимися на борту, при условии, что оно связано с обеспечением полетов.
Страхованием не покрываются убытки, произошедшие вследствие:
- умысла или небрежности страхователя или его сотрудников;
- несоблюдения требований эксплуатации средств авиатранспорта или противопожарной защиты (запрещающих к перевозке горючих (воспламеняющихся) или взрывчатых веществ и материалов);
- известной страхователю или его представителю непригодности воздушного судна к летной эксплуатации до выпуска судна в полет;
- эксплуатации воздушного судна в целях и условиях, не предусмотренных его назначением и не указанных в страховом полисе;
- использования воздушного судна вне согласованного и не указанного в страховом полисе района эксплуатации, если только это не вызвано действием непреодолимой силы, и т. д.
Страхование космической техники (ракеты-носителя, разгонного блока, космического аппарата и др.) производится на различных этапах ее нахождения: на стадии производства, транспортировки на территорию космодрома, предстартовой подготовке, запуска, эксплуатации и возвращения на Землю.
Срок страхования устанавливается, как правило, на один год с момента ввода техники в эксплуатацию. Однако возможно продление договора на новый срок с необходимым изменением условий страхования. При наступлении страхового случая размер возмещения зависит от того, насколько техника теряет свои функциональные возможности в рамках программы эксплуатации.