Факторы формирования выручки от реализации продукции. Состав и виды показателей продукции.

Объем произведенной продукции включает стоимость:

1. готовых изделий, выработанных за отчетный период всеми подразделениями юридического лица (как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика), предназначенных для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и непроизводственным подразделениям своего предприятия;

2. работ и услуг промышленного характера, выполненных по заказу со стороны, для своего капитального строительства и непр-ных подразделений предприятия. К ним относятся ремонт, модернизация и ТО оборудования, механизмов и приборов – по заказам со стороны. Для своего предприятия в состав продукции включают стоимость капитального ремонта оборудования, а стоимость текущего ремонта включают в себестоимость продукции. Также включают отдельные операции по частичной обработке материалов по доведению их до полной готовности;

3. это работы по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном году не завершено. Под продукцией с длительным производственным циклом понимается продукция, по которой расчеты с заказчиком ведутся по отдельным платежным этапам (по технологически планово-учетным единицам);

4. полуфабрикатов своей выработки, отпущенных на сторону, своему капитальному строительству и непроизводственным службам своего предприятия.

Действует 2 варианта методики анализа выручки от продаж:

1. если выручка определяется по отгрузке продукции (преимущественно), то выручка составит:

РП = ГП н.г. + ТП – ГП к.г.

ТП – товарная продукция, которая включает стоимость произведенных изделий, работ промышленного характера, но не включает НЗП и инструменты собственного изготовления.

2. если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то:

РП = ГП н.г. + ТП + ОТ н.г. – ОТ к.г. – ГП к.г.

ОТ – остатки отгруженной продукции на начало и конец года, не оплаченные покупателем;

ГП – остатки готовой продукции на складах на начало и конец года.

На объем выручки от продаж оказывают сильное влияние:

1. эф-ть использования ОС – это влияние происходит через показатели Фо, Фв = ОС / Ч, Фr = Прибыль / ОС.

2. показатель использования трудовых ресурсов, которые позволяют установить обеспеченность предприятия ими и их использование

ПТ = Объем продукции / Численность

Темп роста ПТ (производительности труда) должен опережать темп роста зарплаты.

3. обеспеченность предприятия сырьем, материалами, трудовыми ресурсами. Эта обеспеченность оказывает влияние на объем продаж и значит и на показатель прибыли.

Влияние факторов по обеспеченности трудовыми ресурсами, ОС, оборотными средствами, материалами и т.д. можно выполнить по трехфакторной или пятифакторной модели рентабельности.

ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Вся информация о прибыли представлена в Ф2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».

Основные показатели в Ф2:

- валовая прибыль (029),

- прибыль от продаж (050),

- прибыль до налогообложения (140),

- чистая прибыль (190).

Выручка от продаж оказывает прямое воздействие на показатель прибыли. Таким образом, на уровень прибыли влияют как внутренние факторы, так и внешние.

Внешние факторы:

1. цены – это цены на потребляемое сырье и материалы,

2. тарифы на энергию и перевозки,

3. природные условия,

4. уровень социально-экономического развития,

5. инфраструктура расположения предприятия.

Внутренние факторы:

1. качество продукции,

2. конкурентоспособность продукции,

3. цены,

4. наличие и эф-ть использования ОС и ОбС, трудовых ресурсов и т.д.

Качество прибыли

Прибыль, которая получена в Ф2 (номинальная прибыль) отличается от той ее реальной величины, которая может быть подкреплена реальным притоком денежных средств.

На величину прибыли существенное влияние оказывают элементы учетной политики предприятия, которая разрабатывается на предприятии и утверждается руководителем предприятия. Наиболее сильное влияние оказывают следующие элементы затрат:

1. выбор метода оценки потребленных запасов (сырья, материалов, топлива).

Действующими положениями оценку израсходованных материальных ресурсов разрешается отражать в учете одним из следующих методов оценки:

А) по средней фактической себестоимости приобретения материальных ресурсов,

Б) по методу ЛИФО,

В) по методу ФИФО.

2. выбор порядка списания затрат по ремонту ОС на себестоимость продукции;

3. выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования. Чаще у нас применяется – пропорционально основной зарплате пр-ных рабочих или пропорционально производственной себестоимости;

4. изменение сроков погашения расходов будущих периодов;

5. создание резервов предстоящих расходов;

6. выбор порядка начисления амортизации по ОС (применение ускоренной амортизации).

Существуют показатели качества прибыли:

1. динамика рентабельности продаж по чистой прибыли (высокое ее значение свидетельствует о высоком качестве прибыли);

2. рентабельность продаж по отдельным видам продукции (нормальная средняя рентабельность приблизительно 20%);

3. запас финансовой прочности;

4. коэффициент платежеспособности (0,95÷1,05)

= (Остаток денежных средств н.г. + Поступления за отчетный период) / Расход (направление денежных средств)

5. состояние расчетов с кредиторами = Просроченная КЗ / Всего КЗ.

Рентабельность предприятий – это относительный показатель. Существует 2 группы показателей рентабельности:

1. R продаж = Прибыль (050, 140, 190 Ф2) / Объем продаж (010 Ф2)

2. R активов или капитала

2.1.R всех активов = Прибыль / Активы (300 ср.год.)

2.2.R собственного капитала = Прибыль / Собственный капитал

Рентабельность, рассчитанная с учетом долгосрочных обязательств = Прибыль / (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства (590 ср.год.))

Применение тех или иных показателей R зависит от целей и задач, поставленных в анализе деятельности предприятия. Администрацию предприятия интересует R всех активов, собственников предприятия – R собственного капитала.

Известно, что существуют 3 и 5-факторные модели рентабельности. Их применяют, когда необходимо выяснить влияние отдельных факторов на уровень рентабельности.

R оборотных активов = Прибыль / Оборотные активы (290 ср.год.)

Наши рекомендации