Факторы формирования выручки от реализации продукции. Состав и виды показателей продукции.
Объем произведенной продукции включает стоимость:
1. готовых изделий, выработанных за отчетный период всеми подразделениями юридического лица (как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика), предназначенных для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и непроизводственным подразделениям своего предприятия;
2. работ и услуг промышленного характера, выполненных по заказу со стороны, для своего капитального строительства и непр-ных подразделений предприятия. К ним относятся ремонт, модернизация и ТО оборудования, механизмов и приборов – по заказам со стороны. Для своего предприятия в состав продукции включают стоимость капитального ремонта оборудования, а стоимость текущего ремонта включают в себестоимость продукции. Также включают отдельные операции по частичной обработке материалов по доведению их до полной готовности;
3. это работы по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном году не завершено. Под продукцией с длительным производственным циклом понимается продукция, по которой расчеты с заказчиком ведутся по отдельным платежным этапам (по технологически планово-учетным единицам);
4. полуфабрикатов своей выработки, отпущенных на сторону, своему капитальному строительству и непроизводственным службам своего предприятия.
Действует 2 варианта методики анализа выручки от продаж:
1. если выручка определяется по отгрузке продукции (преимущественно), то выручка составит:
РП = ГП н.г. + ТП – ГП к.г.
ТП – товарная продукция, которая включает стоимость произведенных изделий, работ промышленного характера, но не включает НЗП и инструменты собственного изготовления.
2. если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то:
РП = ГП н.г. + ТП + ОТ н.г. – ОТ к.г. – ГП к.г.
ОТ – остатки отгруженной продукции на начало и конец года, не оплаченные покупателем;
ГП – остатки готовой продукции на складах на начало и конец года.
На объем выручки от продаж оказывают сильное влияние:
1. эф-ть использования ОС – это влияние происходит через показатели Фо, Фв = ОС / Ч, Фr = Прибыль / ОС.
2. показатель использования трудовых ресурсов, которые позволяют установить обеспеченность предприятия ими и их использование
ПТ = Объем продукции / Численность
Темп роста ПТ (производительности труда) должен опережать темп роста зарплаты.
3. обеспеченность предприятия сырьем, материалами, трудовыми ресурсами. Эта обеспеченность оказывает влияние на объем продаж и значит и на показатель прибыли.
Влияние факторов по обеспеченности трудовыми ресурсами, ОС, оборотными средствами, материалами и т.д. можно выполнить по трехфакторной или пятифакторной модели рентабельности.
ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Вся информация о прибыли представлена в Ф2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».
Основные показатели в Ф2:
- валовая прибыль (029),
- прибыль от продаж (050),
- прибыль до налогообложения (140),
- чистая прибыль (190).
Выручка от продаж оказывает прямое воздействие на показатель прибыли. Таким образом, на уровень прибыли влияют как внутренние факторы, так и внешние.
Внешние факторы:
1. цены – это цены на потребляемое сырье и материалы,
2. тарифы на энергию и перевозки,
3. природные условия,
4. уровень социально-экономического развития,
5. инфраструктура расположения предприятия.
Внутренние факторы:
1. качество продукции,
2. конкурентоспособность продукции,
3. цены,
4. наличие и эф-ть использования ОС и ОбС, трудовых ресурсов и т.д.
Качество прибыли
Прибыль, которая получена в Ф2 (номинальная прибыль) отличается от той ее реальной величины, которая может быть подкреплена реальным притоком денежных средств.
На величину прибыли существенное влияние оказывают элементы учетной политики предприятия, которая разрабатывается на предприятии и утверждается руководителем предприятия. Наиболее сильное влияние оказывают следующие элементы затрат:
1. выбор метода оценки потребленных запасов (сырья, материалов, топлива).
Действующими положениями оценку израсходованных материальных ресурсов разрешается отражать в учете одним из следующих методов оценки:
А) по средней фактической себестоимости приобретения материальных ресурсов,
Б) по методу ЛИФО,
В) по методу ФИФО.
2. выбор порядка списания затрат по ремонту ОС на себестоимость продукции;
3. выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования. Чаще у нас применяется – пропорционально основной зарплате пр-ных рабочих или пропорционально производственной себестоимости;
4. изменение сроков погашения расходов будущих периодов;
5. создание резервов предстоящих расходов;
6. выбор порядка начисления амортизации по ОС (применение ускоренной амортизации).
Существуют показатели качества прибыли:
1. динамика рентабельности продаж по чистой прибыли (высокое ее значение свидетельствует о высоком качестве прибыли);
2. рентабельность продаж по отдельным видам продукции (нормальная средняя рентабельность приблизительно 20%);
3. запас финансовой прочности;
4. коэффициент платежеспособности (0,95÷1,05)
= (Остаток денежных средств н.г. + Поступления за отчетный период) / Расход (направление денежных средств)
5. состояние расчетов с кредиторами = Просроченная КЗ / Всего КЗ.
Рентабельность предприятий – это относительный показатель. Существует 2 группы показателей рентабельности:
1. R продаж = Прибыль (050, 140, 190 Ф2) / Объем продаж (010 Ф2)
2. R активов или капитала
2.1.R всех активов = Прибыль / Активы (300 ср.год.)
2.2.R собственного капитала = Прибыль / Собственный капитал
Рентабельность, рассчитанная с учетом долгосрочных обязательств = Прибыль / (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства (590 ср.год.))
Применение тех или иных показателей R зависит от целей и задач, поставленных в анализе деятельности предприятия. Администрацию предприятия интересует R всех активов, собственников предприятия – R собственного капитала.
Известно, что существуют 3 и 5-факторные модели рентабельности. Их применяют, когда необходимо выяснить влияние отдельных факторов на уровень рентабельности.
R оборотных активов = Прибыль / Оборотные активы (290 ср.год.)