Взлет и падение Римской империи

Все время, пока я рос под присмотром богатого папы, он призывал меня изу­чать историю взлетов и падений великих империй. Одной из них была Римская империя. Во время одного из таких уроков истории богатый папа сказал:

— У римлян была прекрасная технология покорения других земель и обло­жения людей налогами, благодаря которой они смогли создать громадную им­перию. Их трудности начались, когда люди стали покидать покоренные терри­тории и селиться в городах вроде Рима. По мере того как Рим разрастался, его правителей все больше и больше тревожило то, что толпы горожан, не имеющих ни работы, ни крова, ни пищи, взбунтуются. Поэтому римские власти кормили людей и строили для развлечения толпы грандиозные сооружения, такие как Колизей. Вскоре Рим превратился в огромный город, где люди считали, что власти обязаны предоставлять им хлеб и зрелища.

— Значит, Рим стал государством, живущим на пособие? — спросил я.

— Не только государством, живущим на пособие, — сказал богатый папа,— он еще стал государством бюрократов. Вместо того чтобы решать проблемы, бесчисленные чиновники создавали новые проблемы. Кроме того, Рим стал го­сударством судебного крючкотворства. По количеству судебных исков на душу населения он превосходит сегодняшнюю Америку, потому что все больше и больше людей пыталось обвинить других в собственных проблемах, вместо то­го чтобы решать их своими силами. В результате проблемы только усугубля­лись. А чем больше было проблем, тем больше требовалось новых чиновников.

— А как им удавалось позволять себе все это и удерживать контроль? — спросил я.

— Видишь ли, с одной стороны, у них была сильная армия. Как я сказал, они знали, как покорять новые земли. В покорении новых земель был главный сек­рет их технологии. Чтобы заплатить за такую форму контроля над толпой, рим­ляне повышали налоги на класс трудящихся по всей империи. Вскоре налоги стали настолько высокими, что трудящиеся начали покидать свою землю и пе­реселяться в города, потому что работа на земле потеряла смысл. Все, что они производили, уходило на уплату налогов, так почему бы не переселиться туда, где хлеб и развлечения стоили дешево, а то и вообще давались даром.

—Выходит, проблема не разрешалась, а только становилась острее?

— Вообще-то, это была только одна из многих проблем, которые станови­лись острее. Как я сказал, крестьяне покидали землю. А это означает, что чем больше крестьян переселялось в города, тем меньше производилось продуктов и собиралось налогов.

— А как они решили эту проблему?

— Так же, как решает свои проблемы любое основанное на военной силе го­сударство-поработитель. В Риме был принят закон, запрещавший крестьянам покидать землю. Другими словами, крестьяне оказались привязаны к земле. Ес­ли крестьянин убегал, то закон разрешал правительству наказать его родствен­ников.

— И это тоже не решило проблему?

— Нет. И потому, что римляне не сумели решить свои проблемы, великая империя начала клониться к закату, — ответил богатый папа и в заключение ска­зал: — Если мы не решим наши проблемы, с Америкой будет то же самое.

В 2001 году кресло президента Америки занял новый человек. Как раз перед его вступлением в должность произошел обвал на фондовом рынке, который привел к спаду производства. На тот момент мы имели бюджет с профицитом, и поэтому для решения проблемы администрация Буша немедленно снизила налоги, а Совет управляющих Федеральной резервной системы несколько раз снижал процентные ставки в надежде пришпорить экономику.

Следующая Аргентина?

Многие американцы терпеть не могут, когда их страну сравнивают с Япони­ей. Многие ученые-экономисты утверждают, что события, происходящие в Японии, никогда не произойдут в Америке. С этим я готов согласиться. Если уж сравнивать, то Аргентина — гораздо лучший пример того, что может произойти с Америкой в будущем. Всего несколько лет назад Аргентина была богатейшим промышленным локомотивом с фантастическим уровнем жизни. Эта богатая земля была излюбленным местом многих европейцев. Во многих отношениях она была больше европейской страной, чем латиноамериканской. Но всего за несколько лет эта богатейшая страна стала бедным, обремененным долгами го­сударством-банкротом с очень слабой валютой. Капиталы покинули страну, а вместе с ними — и богатые люди. Налоги выросли неимоверно, а валюта обва­лилась. Всюду царит коррупция. Если проблемы не будут решены, может воз­никнуть анархия.

Может ли это произойти с Америкой через 20—30 лет? Большинство амери­канцев считают, что нет. К сожалению, слишком много американцев привыкли полагаться в решении своих проблем на правительство, и боюсь, что вместо то­го, чтобы решать проблемы, старшее поколение Америки проголосует за усиле­ние власти правительства и повышение налогов. Исходя из того, что самым по­пулярным является Закон о социальном обеспечении, я предполагаю, что все, зависящие от программы «Social Security» (а вскоре они составят самый силь­ный избирательный блок), еще раз проголосуют за то, чтобы младшее поколе­ние работающих взяло на себя заботу о них. Если такое случится, налоги взле­тят до небес. В то время как для окончательного падения Римской империи пот­ребовались века, то при сегодняшней скорости денежных переводов великая Американская империя может рухнуть очень быстро.

Богатый папа отмечал, что одной из причин падения Римской империи ста­ло неумение или нежелание римлян развивать свою базовую технологию завое­ваний и налогообложения. Если бы они смогли ее усовершенствовать, их импе­рия продержалась бы на несколько веков дольше. К сожалению, великие импе­рии, похоже, забывают о том, что они должны развиваться. Испания тоже была великой страной, которая только брала и ничего не давала. Поэтому и она утра­тила свое величие, после того как получила огромную силу и несметные богат­ства. Она утратила мощь, потому что не развивалась.

Есть надежда, что Америку минует подобная участь, если ее граждане проя­вят готовность честно взглянуть в глаза проблеме и позволят людям и бизнесу решить проблему раз и навсегда. В своей речи в феврале 2002 года Алан Гринс-пен, председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы, ука­зал на необходимость повышения финансовой грамотности населения. Кроме того, он говорил о необходимости развиваться. Он подчеркнул важность обуче­ния наших детей финансовой грамотности в школах, если мы хотим развиваться и оставаться мировой державой.

Богатый папа был бы целиком и полностью согласен с Аланом Гринспеном. Собственно говоря, их слова звучат очень похоже. Богатый папа часто говорил: «Правительство пытается решить проблему бедных людей, давая им деньги. Раздавая деньги бедным, вы только увеличите количество бедных людей». Кромс топ), он любил повторять: «Если мы не повысим уровень финансового обра­зования наших детей, они не смогут решить финансовые проблемы, которые мы им передали. И тогда Американской империи придет конец. Ваше поколение должно решить эту проблему, прежде чем произойдет катастрофа».

Для ее решения у пас есть несколько лет, и поэтому я советую не отклады­вать его. Проблема слишком велика, чтобы перекладывать ее еще на кого-то. Эта книга задумана как призыв к действию. У беби-бумеров все еще достаточно времени на решение проблемы — при условии, что мы отнесемся к этому вопро­су со всей честностью и прямотой.

Богатый папа был очень оптимистичен в отношении Америки. Он говорил: «Хотя Америка и обладает военной мощью, она не использует ее, чтобы брать. Америка использует своих военных, чтобы защищать ее коммерческие интере­сы и поддерживать порядок в мире. Кроме того, у Америки есть сила мощного бизнеса, а сила бизнеса предпочитает создавать, а не брать». Сегодня он бы ска­зал: «Пришло время направить мощь нашего бизнеса на решение очень большой проблемы — проблемы выживания человека, после того как он закончит свою трудовую деятельность. Если Америка решит эту проблему, она сможет превра­титься в еще более великую мировую державу».

Если мы не решим ее, то тем самым ускорим вторжение идеального шторма в нашу финансовую жизнь.

Глава 9

ИДЕАЛЬНЫЙ ШТОРМ

Не так давно я посмотрел великолепный фильм «Идеальный шторм» с Джорджем Клуни в главной роли. Фильм основан на реальной истории о том, как на людей с разных сторон одновременно обрушилось несколько разруши­тельных атмосферных явлений. Другими словами, это была история о том, что произойдет, если в природе вдруг все пойдет наперекосяк. Во многих отношени­ях 2000 год стал сигналом приближения такого «идеального финансового шторма».

Кроме того, он обещал стать и стал значительной вехой в истории. Больше четырех веков назад Нострадамус предсказал, что в 1998 году появится третий Антихрист. Многие верят, что под это описание и время подходит Осама бен Ла­ден. Возможно, вы также помните ужас перед компьютерным вирусом миллениума, который якобы мог остановить движение всего мира. Мне также приходи­лось слышать от людей, что 2000-й станет годом конца света, — и в каком-то смысле это произошло — по крайней мере, с тем миром, к которому мы привыкли.

Я уже писал о значении замены пенсионных планов категории DB на пен­сионные планы категории DC. Пенсионный план DB — это порождение индуст­риального века, в то время как пенсионный план категории DC — это детище ве­ка информационного. Многие из нас начинают осознавать, что с переходом из индустриального века в информационный правила изменились. Например, если раньше существовали такие ценности, как гарантия занятости и лояль­ность к компании, то сейчас каждой из них придается все меньше и меньше зна­чения. В индустриальном веке, чем старше вы становились, тем больше вас це­нили. В информационном веке часто наблюдается прямо противоположное, особенно в сфере высоких технологий. Эти перемены в конце индустриального века и в начале информационного века повышают серьезность надвигающегося идеального финансового шторма.

Морякам всего мира знакома .эта поговорка: «Красное небо к вечеру — мо­ряку бояться нечего. Небо красное с утра, паруса убрать пора». Так же, как Ною Господь внушил мысль о необходимости строить ковчег, курсантам Академии торгового флота США, где я получил диплом бакалавра и где готовят офицеров для торговых судов (танкеров, сухогрузов, пассажирских лайнеров, буксиров, паромов, барж и т. д.), внушали мысль о необходимости постоянно присматри­ваться к признакам надвигающихся изменений погоды, изменений, которые по­ка еще не проявились и скрываются где-то за горизонтом.

Меня больше всего тревожит то, что многие люди не способны заметить признаки грядущих перемен просто потому, что не видят разницы между инду­стриальным и информационным веком. Так как многие не понимают разницы между пенсионными планами категории DB и DC, они не придают значения пе­ременам, которые надвигаются , но еще не начались.

Задолго до любого возмущения атмосферы, такого как ураган, люди на пля­же начинают замечать изменения в воздухе, в воде и в настроении. Нечто похо­жее мы переживаем сейчас. Миллионы людей чувствуют эти изменения, по большинство из нас не уверены, в каком направлении двинется ураган, насколь­ко он окажется силен и ударит ли он именно по нашему участку берега. Тем не менее, если бы мы находились на пляже, большинство из нас знали бы, что нуж­но принимать какие-то меры. Вот несколько изменений, за которыми я наблю­даю с особым беспокойством, интересом и волнением, изменения, которые могут стать топливом для идеального шторма.

Изменение № 1. Миллионы людей в старости окажутся без средств к су­ществованию.Поколение Второй мировой войны имело надежные рабочие места, обеспеченные пенсии и гарантированное медицинское обслуживание в старости. Начиная с беби-бумеров, все это изменилось. Хотя сегодня мы чувствуем изменение ветра и изменения в настроении, вызванные скандалом с «Enron», я предсказываю, что полную силу этот шторм наберет где-то в 2025 го­ду, примерно через 50 лет после вступления в силу закона ERISA. К 2025 году у нас на руках окажутся миллионы беби-бумеров старше семидесяти, не имею­щих денег, не располагающих временем и нуждающихся в самом серьезном ме­дицинском уходе. Без государственных программ, таких как «Social Security» и «Medicare», которые к тому времени, скорее всего, обанкротятся, забота о прес­тарелых и неимущих ляжет тяжким финансовым грузом на плечи поколений, следующих за беби-бумерами.

Изменение № 2. Медицинское обслуживание станет еще дороже.В 2000 году, когда фондовый рынок и взаимные фонды переживали обвал, стоимость медицинского обслуживания подскочила на 17 процентов. Если добавить к это­му тот факт, что многие профессионалы уйдут из медицины в другие отрасли бизнеса, в то время как все больше и больше беби-бумеров будет нуждаться в их услугах, мы получим еще один очаг возникновения шторма.

Наши рекомендации