Советов по юзабилити сайта, основанных на результатах исследований
Существует огромное количество советов по юзабилити сайта, поступающих из разных источников. Многие рекомендации звучат логично и убедительно, но даже они нуждаются в реальных данных и отчетах, подтверждающих теоретические выводы.
Данная статья описывает несколько выводов в сфере юзабилити, сделанных на основании исследований, таких как отслеживание взгляда пользователя, и аналитических обзорах. Некоторые советы могут оказаться сюрпризом, способным полностью изменить взгляд на процесс дизайна сайта.
1. Забудьте про правило "трех кликов"
Идея о том, что пользователь будет расстроен, если ему придется кликнуть более трех раз, чтобы найти нужный контент на вашем сайте, уже много лет витает в воздухе. В 2001 Джефри Зелдман (Jeffrey Zeldman), признанный авторитет в сфере веб дизайна, написал, что правило "трех кликов" "может помочь вам создать сайт с интуитивной, логической и структурной иерархией", в своей книге "Реализуйте свой талант в веб" (Taking Your Talent to the Web).
Звучит разумно. Конечно, пользователь будет очень расстроен, если ему придется провести много времени кликая по ссылкам, чтобы найти нужную информацию.
Но почему устанавливается предел из трех кликов? Есть ли какие-нибудь сведения о том, что пользователь внезапно отказывается от того, что искал, если ему приходится кликнуть более трех раз?
В действительности, пользователь не отказывается от результата только потому, что было достигнуто какое-то магическое число кликов. Количество кликов никак не связано с удовлетворением пользователя.
Результаты исследования, проведенного Джошуа Портером (Joshua Porter) и опубликованные на сайте User Interface Engineering (Технология интерфейса пользователя), показывают, что желание пользователя отказаться от результатов не увеличивается с ростом числа кликов. "Едва ли кто-то откажется от результата после трех кликов," утверждает Портер. На рисунке ниже показана зависимость отказов и успешных завершений задачи от количества кликов. Если бы правило трех кликов работало, то кривая успешных завершений задач должна была бы опуститься и находиться значительно ниже кривой количества отказов. Но они расположены на одном уровне. Пользователь может отказаться от достижения желаемого результата уже на втором клике, а может терпеливо пролистать 25 страниц.
Фокусироваться нужно не на достижении какого-то магического числа кликов, а на облегчении использования ресурса. Если вы сделаете удобный интерфейс, которым будет просто и приятно пользоваться, но в котором для достижения определенной цели понадобится 15 кликов (то есть в 5 раз больше, чем в правиле "трех кликов") - не позволяйте произвольно определенному пределу остановить вас.
Источники:
- Testing the Three-Click Rule (Проверка правила "трех кликов", на английском языке)
- Breaking the Law: The 3 Click Rule (Ломая закон: правило "трех кликов", на английском языке )