Анализ ассортимента и структуры продукции
Производственный план и отчетность предприятия включают не только показатели общего объема продукции в стоимостном выражении, но и ассортимент продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие учитывает, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Выполнение плана по ассортименту способствует наиболее полному удовлетворению потребностей общества в разнообразных видах продукции. Особое внимание при анализе уделяется изучению выполнения плана по выпуску новых типов изделий, обеспечивающих технический прогресс, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Внимательно также следует изучать выполнение плана по ассортименту продукции, являющейся объектом поставок по хозяйственным договорам. Степень выполнения плана определяется как по всей продукции, так и по отдельным ее видам, узлам, деталям.
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
• по способу наименьшего процента выполнения плана выпуска отдельных видов изделий — в табл. 2 он составляет 94,78 %;
• по способу среднего процента, который определяется путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции;
• по стоимости недовыпущенной продукции по сравнению с планом. Средний процент выполнения плана по ассортименту при этом способе определяется путем деления разности между планируемым объемом продукции и стоимостью недовыпущенной продукции на общий плановый выпуск продукции. Объем недовыпущенной продукции по отдельным изделиям в стоимостном выражении определяется путем умножения количества недоданной против плана продукции в натуральном выражении на оптовую цену.
Выполнение плана по ассортименту оценивается по данным бизнес-плана, формы № П-1 за месяц и формы № 1-предприятие в целом за год.
Таблица 2 - Выполнение плана по ассортименту
Изделие | Объем выпуска продукции отчетного года в сопоставимых ценах, тыс. руб. | Недовыпущено продукции против плана. тыс. руб. | Выполнение плана, % | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту | |
по плану | фактически | ||||
А | 101,86 | ||||
Б | 94,78 | ||||
В | 102,63 | ||||
Г | 97,5 | ||||
Итого | 100,59 |
План выпуска продукции выполнен в целом на 100,59 %, но степень выполнения плана по отдельным изделиям значительно различается: по изделию А план перевыполнен на 1,86 %, по изделию Б — недовыполнен на 5,22 %, по изделию В — перевыполнен на 2,63 %, а по изделию Г — недовыполнен на 2,5 %. Выполнение плана по ассортименту всей продукции составило: по первому способу расчета 94,78 %, по второму способу расчета — 98,93 % (53 600: 54 180 х 100) и по третьему способу расчета - 98,93 % [(54 180 - 580): 54 180 х 100].
Наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать с помощью второго и третьего способов расчета, в соответствии с которыми степень выполнения плана составила 98,93 %.
Невыполнение плана по ассортименту может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам и др. Внутренние причины — недостатки в организации производства, ошибки в планировании, плохое техническое состояние оборудования, перебои в снабжении предприятия электроэнергией, газом, водой и др.
Выполнение плана по структуре продукции означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, предусмотренных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели работы предприятия: объем продукции в стоимостном выражении, ее материалоемкость и себестоимость, прибыль и уровень рентабельности. Объем продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении в результате структурных сдвигов в ассортименте, т. е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции. Сумма прибыли может увеличиться вследствие увеличения удельного веса высокорентабельной продукции.
Расчет влияния изменения структуры производства на объем продукции в стоимостном выражении можно выполнить способом ценных подстановок, используя данные бизнес-плана и форм № П-1 и № ! -предприятие (табл. 3).
Таблица. 3 - Расчет влияния структурных сдвигов на объем продукции
Изделие | Плановая цена за един, | Выпуск продукции, шт. | Удельный вес продукции.% | Объем продукции, тыс. руб. | ||||
по плану | фактически | по плану | фактически | по плану | фактически при плановой структуре | фактически | ||
А | 6 (гр. 1 хгр. 2) | 7 (итог гр.3х гр.4х гр. 1) | 8 (Гр. 1 х гр. 3) | |||||
А | 25,43 | 26,07 | ||||||
Б | 28,75 | 27,43 | ||||||
В | 30,02 | 31,00 | ||||||
Г | 15,80 | 15,50 | ||||||
Итого | X | 100,0 | 100,0 |
Данные таблицы показывают, что общее увеличение объема продукции по сравнению с планом составило 320 тыс. руб. (54 500 — 54 180). При сохранении плановой структуры объем продукции снизился бы на 341 тыс. руб. в результате невыполнения плана по производству изделий Б и Г. Однако в результате изменения структуры производства объем продукции в стоимостном выражении увеличился на 661 тыс. руб. (54 500 — 53 839). Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий А и В в общем объеме продукции.
При наличии структурных сдвигов стоимостные показатели объема продукции (валовая и товарная) не отражают трудовые затраты работников предприятия, связанные с выпуском продукции. Стоимость продукции, как известно, образуется из затрат овеществленного и живого труда. Соотношение этих затрат в стоимости различных изделий неодинаково. Одни изделия могут быть материалоемкими, но не трудоемкими по производству, другие — трудоемкими но менее материалоемкими. Поскольку между ценами и затратами живого труда нет прямой пропорциональной зависимости, то структурные сдвиги в ассортименте продукции могут вызвать значительные расхождения между объемом продукции в стоимостном выражении и трудоемкостью ее изготовления. Стоимостная оценка продукции может привести к неправильному представлению о выполнении плана и темпа роста объема продукции и всех исчисляемых на ее основе показателях эффективности производства: производительности труда, фондоотдачи, материалоотдачи. Чтобы исключить влияние структурных сдвигов вследствие различной материалоемкости изделий и объективно оценить вклад коллектива данного предприятия в производство продукции, могут быть использованы трудовые измерители (нормо-часы, нормативы заработной платы) или нормативная чистая продукция.
Например, производственные единицы предприятия (цехи, участки), выпускающие полуфабрикаты или детали изделий, могут планировать и оценивать выполнение плана по объему продукции по затратам нормированного времени (в нормо-часах) или исходя из норм расхода заработной платы на изготовление отдельных деталей, узлов, полуфабрикатов.
Измерение продукции в нормо-часах имеет известные недостатки. Нормо-часы не отражают труд различной сложности и квалификации и поэтому они не характеризуют действительную трудоемкость производства продукции.
Преимущество применения нормативов заработной платы по сравнению с определением трудоемкости в нормо-часах заключается втом, что заработная плата отражает использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и более точно характеризует трудоемкость производства.
Необходимые данные для расчета объема производства в нормативной заработной плате можно получить из следующих источников: выпуск продукции по отдельным изделиям в натуральном выражении из бизнес-плана и форм № П-1 (за месяц) и № 1-предприятие (за год), а нормативы заработной платы на единицу продукции из нормативных или плановых калькуляций (табл. 4).
Таблица 4 - Показатели объема продукции и объема производства
Изделие | Ед. измер. | Количество выпущенной продукции | Оптовая цена за единицу, руб. | Норматив зарплаты на единицу, руб. | Норматив зарплаты па 1 руб.оптовой цены, коп. | Выпуск продукции в оптовых ценах, тыс. руб. | Объем производства в нормативной зарплате, тыс. руб. | ||||
по плану | фактически | по плану | фактически | темп динамики, % | по плану | фактически | |||||
А | шт. | 101,8 | |||||||||
шт. | 94,7 | ||||||||||
В | шт. | 102,6 | |||||||||
Г | шт. | 97,5 | |||||||||
Итого | X | X | X | X | X | X | 100,5 | ||||
% | 100,5 | 99,87 |
Приведенный расчет показывает, что фактически увеличился выпуск более дорогой, более материалоемкой, но менее трудоемкой продукции (изделий А и В). Соответственно снизился удельный вес более трудоемкой продукции (изделий Б и Г). В связи с этим выполнение плана по объему продукции в стоимостном выражении выше на 0,72 пункта показателя выполнения плана по объему производства в нормативной заработной плате.
Структура совокупных затрат на изготовление изделия отражается в оптовой цене и характеризуется различным соотношением овеществленного и живого труда. Отсюда различны уровень материалоемкости, трудоемкости и рентабельности отдельных изделий.
рассмотрим показатели объема продукции и объема производства (табл. 5).
Таблица 5 -Показатели объема продукции и объема производства
Показатели | По плану | Фактически | Выполнение плана, % |
Выпуск товаров и услуг в фактических ценах [без НДС и акциза), тыс. руб. | 100,59 | ||
Чистая продукция, тыс. руб. | 100,04 | ||
Объем производства в нормативной заработной плате, тыс. руб. | 99,87 |
Сравнивая показатели, приведенные в табл. 1.5, можно сделать вывод о том, что по сравнению с планом увеличился выпуск более материалоемкой и рентабельной продукции, а доля более трудоемких изделий снизилась.
Взаимосвязь показателей выполнения плана объема продукции и объема производства видна из табл. 6.
6. Показатели объема продукции и объема производства
Показатели | Обозначение структуры затрат | Выполнение плана, % | Разность, % | Факторы изменения процента выполнения плана |
Объем производства в нормативной зара | V | 99,87 | -0,13 | Снижение объема производства |
Чистая продукция | V + m | 100,04 | + 0,17 | Увеличение уровня средней рентабельности изделий в результате структурных сдвигов |
Выпуск товаров и услуг в фактических пенах (без НДС и акциза) | C + V + m | 100,59 | + 0,55 | Увеличение уровня средней материалоемкости в результате структурных сдвигов |
Таким образом, расхождение в степени выполнения плана по объему продукции и объему производства на 0,72 пункта обусловлено структурными сдвигами, а именно: увеличением выпуска более рентабельных изделий, что обеспечило прирост продукции на 0,55 пункта, а также увеличением выпуска более материалоемкой продукции, что дало прирост продукции на 0,55 пункта.