Элементы стратегии управления закупками
В разрезе разработки стратегии снабжения можно выделить пять базовых факторов:
1.Стратегический сорсинг – это совокупность процессов, на основе которых принимаются решения о стратегических источниках поставок/закупок, в результате чего организация получает необходимые ей ценности. Есть несколько вариантов стратегического сорсинга: Single Sourcing – закупки из единственного источника и Multiple Sourcing – из нескольких источников. При Multiple Sourcing товарная сделка между предприятием-поставщиком и производителем имеет одноразовый характер, а принцип Single Sourcing стремится к долгосрочным отношениям. Этот вид стратегии снабжения особенно часто применяется в отношении высокотехнологичных, сложных, ориентированных на клиента продуктах. Предпосылкой для извлечения производственно-экономической выгоды из метода Single Sourcing является развитие вертикальной интеграции между поставщиком и производителем. По соображениям минимизации рисков Single Sourcing на практике встречается не очень часто. Большинство предприятий подстраховываются при помощи, по крайней мере, еще одного поставщика (Dual Sourcing) и размещают у него заказы на какую-то часть товаров в зависимости от периодически возникающих потребностей.
2.Стратегическое планирование закупок включает:
1.дифференцированный анализ и планирование потребности в закупаемых предметах снабжения по номенклатурным группам;
2.разработку планов снабжения и размещения заказов у поставщиков;
3.оценку потребностей в логистических мощностях по доставке и хранению закупаемой продукции;
4.разработку плановых значений (стандартов) KPI и т.д.
При этом необходимо определить узкие места, связанные с закупкой предметов снабжения. В стратегическом плане нужно оценить факторы, связанные с изменением качества закупаемой продукции, вероятности повышения или цен, целесообразность хеджирования и форвардных закупок.
Оптимизационные решения по определению наиболее важных типов закупок и отдельных номенклатурных позиций обычно базируются на следующих критериях: 1.процентная доля в себестоимости производства продукции; 2.процентная доля в общих затратах на закупки (ТСО); 3.применение в ГП компонентов, обеспечивающих высокую маржу прибыли.
3.Управление рисками призвано исключить негативные последствия внешних факторов макроэкономической среды, а также риски, возникающие при взаимодействии с поставщиками и посредниками в логистических каналах закупок.
Методы, используемые для оценки и управления рисками в логистических каналах снабжения, должны обеспечивать:
1.прогнозирование общеэкономических и финансовых последствий проявления рисков;
2.учет и прогнозирование макроэкономических индикаторов;
3.расчет потенциальных ущербов от разных типов рисков;
4.минимизация рисков снабжения за счет страхования рисков;
5.многокритериальная оценка поставщиков;
6.разработка стратегий снабжения с учетом стохастических характеристик параметров закупок и адекватных прогнозов.
4.Организационная структура управления снабжением. Рамочными условиями, характерными для современных тенденций при создании эффективной структуры управления снабжением являются:
1.процессный подход,
2.растущее использование аутсорсинга,
3.развитие информационных и коммуникационных технологий,
4.повышающаяся скорость изменения рынков поставщиков,
5.глобализация рынков.
Вопрос правильной структуры службы снабжения может быть решен только с учетом индивидуальных особенностей конкретной компании. Эффективность структуры организации снабжения измеряется ее гибкостью и тем, насколько она позволяет реализовывать поставленные стратегические цели.
Различают следующие организационные варианты:
1.децентрализованная структура – децентрализованное деление на несколько функциональных подразделений со слабой концентрацией снабженческих задач;
2.централизованная структура – объединение в одну центральную функциональную сферу снабжения с высокой концентрацией задач.
5.Информационная поддержка. Современные IT-приложения для автоматизации снабженческой деятельности включают: е-сорсинг, е-прокьюремент, е-аукционы, е-тендеры, снабженческие порталы, е-торговые площадки, электронная бизнес-разведка и интернет-аналитика, е-каталоги, программные модули «Закупка» КИС, ЕDI-технологии и интернет-коммуникации с поставщиками, информационно-программная реализация технологий SCM, SRM, VMI, ECR, ЛТ, имеющих отношение к снабжению, и многие другие.