Барьеры проникновения на международные рынки 3 страница
Планирование мощностей(capacity planning) — определение того, сколько покупателей фирма сможет обслужить в определенные моменты времени.
Поддержка новых отраслей промышленности(infant industry argument) — аргумент впользу государственного регулирования внешней торговли: страна должна поддерживать зарождающийся промышленный сектор, обладающий потенциальными преимуществами, которые в конечном итоге позволят ей успешно конкурировать на международных рынках.
Подтвержденный аккредитив(confirmed letter of credit) — банк экспортера добавляет к аккредитиву собственные гарантии оплаты на тот случай, если есть риск, что банк импортера не внесет оплату.
Показатель эффективности(performance ratio) — показатель, используемый для контроля над деятельностью компании и представляющий собой числовой коэффициент эффективности, который компания стремится обеспечить.
Покрытый процентный арбитраж(covered-interest arbitrage) — арбитраж, позволяю
щий воспользоваться разностью между процентными ставками и разностью между
валютными курсами в разных странах, формирующейся за определенный проме
жуток времени. у"
Политика замещения импорта(import substitution policy) — стратегия экономического развития, которая предполагает стимулирование развития местной промышленности посредством введения больших тарифных и нетарифных ограничений в качестве средства сдерживания импорта товаров.
Политика предоставления кредитов с возвратом в твердой валюте(hard loan policy) — кредитная политика Всемирного банка, в соответствии с которой банк предоставляет заем только в случае достаточной высокой вероятности того, что этот заем будет погашен.
Политика разорения соседних стран (beggar-thy-neighbor policies) — внутренняя экономическая политика, которая игнорирует ущерб, причиняемый другим странам.
Политика стандартной цены(standard price policy) — натовары и услуги устанавливаются одни и те же цены вне зависимости от того, где они продаются, или от национальности покупателей.
Политический риск(political risk) — любые изменения политических условий, которые могут неблагоприятно сказаться на коммерческой деятельности компании.
Политический союз(political union) — полная политическая и экономическая интеграция двух или более стран.
Полицентрическая модель кадрового обеспечения(polycentric stuffing model) — подход к формированию менеджмента верхнего уровня зарубежного дочернего предприятия, предполагающий преимущественное привлечение местных работников.
Полицентрический подход(polycentric approach) — концепция управления, используемая в компаниях, которые адаптируют используемые методы ведения бизнеса к каждому целевому иностранному рынку.
Полная эффективность (overall productivity) — экономический показатель отдачи, характеризующий соотношение общей стоимости продукции к общей стоимости использованных для ее создания входящих ресурсов.
Полная эффективность (total factor productivity) — см. Overall productivity.
Портфельные инвестиции(portfolio investments) — пассивное владение финансовыми активами (акциями, облигациями, депозитными сертификатами или другими активами) зарубежных стран не с целью осуществления активного управления или контроля над деятельностью эмитента ценных бумаг.
Посредник (intermediary) — третья сторона, которая специализируется на содействии осуществлению экспортно-импортных операций.
Потребности (needs) — то, что индивид должен или хочет иметь.
Права на интеллектуальную собственность(intellectual property rights) — права на нематериальную собственность, к числу которых принадлежат патенты, авторские права, торговые марки, имена брендов, а также производственные секреты.
Правила определения происхождения товаров(rules of origin) — правила, которые позволяют определить, какие товары должны пользоваться преимуществами от сокращения торговых ограничений в рамках региональных торговых блоков.
Правило отсрочки(deferral rule) — доходы дочерних компаний облагаются налогами только по их возвращении в материнскую компанию в форме дивидендов.
Право быстрого законотворчества(fast-track authority) — право вести торговые переговоры непосредственно с правительствами других стран, делегируемое Конгрессом США президенту страны. Соглашения, подписанные в результате таких переговоров, должны быть одобрены как Палатой представителей, так и Сенатом, однако внесение Конгрессом изменений и поправок в эти соглашения не допускается.
Представители материнской страны(parent country nationals, PNC) — жители родной страны международной фирмы, привлеченные к зарубежной деятельности.
Представители третьих стран(third-country nationals, TCNS) — персонал, не являющийся жителями ни страны материнской фирмы, ни принимающей страны.
Преимущества от интернализации операций(internalization advantages) — преимущества, обусловленные предпочтительностью производства товаров или предоставления услуг силами самой компании вместо заключения договоров с другими компаниями на выполнение соответствующих работ.
Преимущества от обладания ценными активами(ownership advantages) — преимущества, обусловленные наличием в собственности компании материальных и нематериальных ресурсов, которые предоставляют этой компании конкурентное преимущество над другимикомпаниями этого же профиля.
Преимущества от размещения мощностей(location advantages) — преимущества, обусловленные теми факторами, от которых зависит предпочтительное размещение производства в стране пребывания, а не в родной стране.
Преимущество первого хода(first-mover advantage) — конкурентное преимущество, которое получает первая компания в плане выхода на тот или иной рынок, разра-: ботки продукта, внедрения технологий и т. д.
Премия за работу за рубежом(foreign service premium) — то же, что и премия за трудность (hardship premium).
Премия за трудность(hardship premium) — дополнительный стимул для индивида, чтобы тот принял назначение.
Прибыль подраздела F(Subpart F income) — результат пассивных действий, таких как получение дивидендов, процентов по кредитам, арендной платы, лицензионных вознаграждений, также пассивная прибыль.
Приватизация(privatization) — продажа государственной собственности частным инвесторам.
Приверженность к организации(organizational commitment) — установка, отображающая идентификацию работником своей роли в организации, а также его лояльность по отношению к ней.
Привязанный к золотому эквиваленту(pegged) — «Использование золотого стандарта привело к образованию фиксированного валютного курса, поскольку в каждой стране стоимость денежной единицы была привязана к золотому эквиваленту».
Принцип вежливости(principle of comity) — норма международного права, в соответствии с которой государство в допустимых пределах признает решения и распоряжения судебных органов иностранных государств, а также обеспечивает их исполнение на своей территории.
Принцип наибольшего благоприятствования(most favored nation, MFN) — принцип, который требует, чтобы любые таможенные льготы, предоставленные одной стране, распространялись и на другие страны.
Принятие неопределенности(uncertainty acceptance) — культурное убеждение индивида, в соответствии с.которым он воспринимает неопределенность и двусмысленность как стимул к переменам и возможность добиться успеха посредством использования новых возможностей.
Принятие решений(decision making) — процесс выбора одной альтернативы из совокупности альтернатив с целью достижения целей, которые поставлены перед лицом, принимающим решения.
Приобретение действующих предприятий(acquisition strategy) - форма прямых иностранных инвестиций, подразумевающая покупку существующих активов в зарубежной стране.
Проверка формальной цены(arm's length test) — проверка, проводимая Налоговым управлением для определения правомерности цен на трансферт; определение цены, о которой договорились бы две не зависимые друг от друга фирмы.
Продвижение товара, стимулирование сбыта(sales promotion) - специальные маркетинговые мероприятия, при проведении которых используются такие средства, как распространение купонов на приобретение товара со скидкой, а также распространение бесплатных образцов товара.
Проект СЭП, строительство-эксплуатация-передача(B-O-T, build-operate-transfer project) — один из вариантов строительства объектов под ключ, в соответствии с которым компания строит объект, эксплуатирует его, а затем передает право собственности на этот объект другой компании.
Производительность труда(labor productivity) — показатель, который определяется как частное от объема выпущенной продукции и количества трудочасов или объема затрат; применяется для того, чтобы определить, насколько эффективно компания использует свои трудовые ресурсы.
Производственный менеджмент(production management) — решения, процессы и аспекты операционного менеджмента, которые связаны с созданием материальных товаров.
Производственный союз(production alliance) — стратегический союз, в рамках которого две или более компаний занимаются производством продукции или предоставлением услуг на совместно используемом или общем производственном или сервисном предприятии.
Промышленная демократия(industrial democracy) — система, основанная на убеждении в том, что рабочие должны иметь право принимать участие в управлении компанией.
Промышленная политика, политика поддержки базовых отраслей экономики(industrial policy) — стратегия экономического развития, в соответствии с которой правительство страны должно определить, какие отрасли имеют жизненно важное значение для дальнейшего экономического развития страны, и сформировать программы поддержки конкурентоспособности этих отраслей.
Протекционисты(protectionists) — см. Неомеркантилисты.
Протестантская мораль(Protestant ethic) — убежденность в том, что трудолюбие, бережливость и достижение успехов — это способы возвеличивания Бога.
Процедура совместного принятия решений(co-decision procedure) — процедура распределения полномочий по принятию решений между Европейским парламентом и Советом Европейского Союза.
Прямая котировка(direct quote) — см. Прямой обменный курс валюты.
Прямая котировка(direct quote) — см. Прямой обменный курс.
Прямой обменный курс валюты(direct exchange rate), или прямая котировка(direct quote), — это цена иностранной валюты, выраженная в единицах национальной валюты.
Прямой обменный курс валюты(direct exchange rate) — цена иностранной валюты в пересчете на национальную валюту; известен также под названием «прямая котировка».
Прямой экспорт (direct exporting) — продажа товаров непосредственно заказчикам (либо дистрибьюторам, либо конечным потребителям), расположенным за пределами родной страны компании.
Прямые иностранные инвестиции(foreign direct investment, FDI) - вложение капитала в иностранные компании с целью осуществления жесткого контроля над собственностью и активами этих компаний; согласно законодательству США, прямые иностранные инвестиции имеют место в случае, когда инвестор владеет не менее чем 10% акций иностранной компании, дающих право голоса.
Прямые продажи(direct sales) — продажа продукции конечным потребителям.
Развитие(development) — общее образование, связанное с подготовкой менеджеров к новому назначению и/или перемещению на более высокую должность.
Размещение ресурсов(resource deployment) - элемент международной стратегии, ко-' торый определяет способ распределения ресурсов компании между различными направлениями ее деятельности с целью обеспечения конкурентоспособности компании на том или ином рынке.
Региональные банки развития(regional development banks) — банки, миссия которых состоит в поддержке экономического развития стран с низким уровнем доходов в своих регионах.
Регулируемый плавающий курс(managed float) — система гибкого валютного курса, в соответствии с которой вмешательство правительства играет основную роль в определении обменных курсов; известен также под названием «грязный плавающий
Курс».
Резервные счета(accounting reserves) — счета, на которые записываются предвидимые будущие расходы, способные повлиять на работу фирмы.
Религиозное право(religious law) — право, основанное на официально установленных правилах вероисповедания и проведения религиозных обрядов в соответствии с тем или иным религиозным учением.
Репатриация(repatriate) — возвращение на родину.
Репатриация(repatriation) — возвращение менеджеров по завершении заграничной командировки обратно домой.
Решение о собственном производстве или закупке(make-or-buy decision) — решение, которое принимается в компании по поводу того, производить ли комплектующие изделия самостоятельно или покупать их у внешних поставщиков.
Реэкспорт(reexporting) — процесс ввоза товаров в страну с последующим вывозом этих товаров в другие страны в неизменном или почти неизменном виде.
Римский договор(Treaty of Rome) — договор, подписанный в 1957 г., который предусматривал создание Европейского Экономического Сообщества, ЕЭС; сначала договор подписали шесть стран, но впоследствии их количество увеличилось до 15.
Родная страна компании(home country) — страна, на территории которой находится штаб-квартира компании.
Родственная диверсификация(related diversification) — корпоративная стратегия, которая предполагает одновременную деятельность компании по нескольким разным (но по своей сути — родственным) направлениям бизнеса, в родственных отраслях или на родственных рынках.
Роялти(royalty) — компенсация, выплачиваемая лицензиатом лицензиару в соответствии с условиями лицензионного соглашения.
Рыночная ценовая политика(market pricing policy) — ценовая политика, при которой дифференцируются цены для каждого конкретного рынка для максимизации прибыли на каждом из них.
Рыночный социализм(market socialism) — форма социализма, которая позволяет значительное частное владение ресурсами.
Самооценка(self-esteem) — личностная характеристика, определяющая степень убежденности индивида в том, что он достоин уважения и заслуживает его.
Санкции(sanctions) — ограничения, вводимые правительством страны на торговлю с иностранными государствами.
Свободная торговля(free trade) — торговля между странами, которая осуществляется при минимальном вмешательстве правительства страны.
Своповый рынок(swap market) — одна из разновидностей международного рынка капитала, предполагающая обмен финансовыми обязательствами между двумя компаниями.
Своп-операция(swap transaction) — операция, в процессе которой происходит одновременная покупка и продажа одной и той же валюты, однако ее поставка осуществляется в разное время.
Серый рынок(gray market) — рынок, возникающий, когда товары импортируются в страну легально, но не через нормальные, авторизованные производителем каналы распределения.
Синергизм(synergy) — элемент международной стратегии, предполагающий увеличение совокупного результата за счет тесного взаимодействия различных подразделений компании.
Система ringi (ringi system) — японский подход к обеспечению принятия решений коллективно, а не в одностороннем порядке.
Система выравнивания налогов(tax equalization system) — система, которая обеспечивает соответствие чистого дохода экспатриированного менеджера в принимающей стране чистому доходу этого менеджера в родной стране.
Система гибкого (плавающего) валютного курса(flexible (floating) exchange rate system) — система, в соответствии с которой обменные курсы валют определяются спросом и предложением.
Система учета международных операций в форме платежного баланса(balance of payments accounting system, BOP) — система учета всех торговых операций между резидентами одной страны и резидентами других стран.
Система фиксированного валютного курса(fixed exchange rate) — международная валютная система, в соответствии с которой правительство каждой страны берет на себя обязательство поддерживать цену своей валюты неизменной по отношению к валютам других стран.
Скрытые издержки(opportunity cost) — издержки, обусловленные неиспользованием благоприятных возможностей для выпуска товара.
Смешанный тариф(compound tariff) — тариф, который представляет собой комбинацию тарифа «ад валорем» и специального тарифа.
Смитсоновская конференция (Smithsonian Conference) — встреча, проведенная в Вашингтоне (округ Колумбия) в декабре 1971 г., во время которой представители центральных банков стран — членов группы десяти договорились о восстановлении системы фиксированного обменного курса, но на базе измененного соотношения между валютами ведущих стран, занимающихся торговлей.
Собеседование при увольнении с работы(exit interview) — собеседование проводится с работниками, покидающими фирму.
Совет Европейского Союза(Council of the European Union) — главный директивный орган ЕС; состоит из 15 представителей, каждый из которых избирается непосредственно правительством страны и подотчетен этому правительству.
Совместное предприятие(joint venture) — особый тип стратегического союза, который предполагает создание двумя или более компаниями нового обособленного торгово-промышленного предприятия, которое было бы юридически независимым от родительских компаний и действовало бы в их общих интересах.
Согласованная тарифная сетка(harmonized tariff schedule, HTS) — подробная схема классификации импортируемых товаров, которая используется во многих странах для определения тарифов на эти товары.
Соглашение Mercosur(Mercosur Accord) — таможенный союз, в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Боливия, Чили и Перу присоединились к договору в качестве ассоциированных членов.
Соглашение о делегировании административных полномочий(delegated agreement) — соглашение об управлении, в соответствии с которым партнеры по стратегическому союзу не принимают активного участия в организации деятельности союза, а делегируют полномочия по административному управлению должностным лицам этого союза.
Соглашение о разделении административных функций(shared management agreement) — соглашение об управлении, в соответствии с которым каждый из партнеров принимает активное участие в управлении стратегическим союзом.
Соглашение о централизации административных функций(assigned arrangment) — соглашение об управлении, в соответствии с которым один из партнеров берет на себя полную ответственность за деятельность стратегического союза.
Соглашение Плаза(Plaza Accord) — соглашение, в соответствии с которым центральные банки пяти ведущих стран Запада договорились о том, чтобы разрешить снижение курса доллара США на валютных рынках.
Содействие экспорту(export promotion) — стратегия экономического развития, в соответствии с которой страна создает сильный производственный сектор посредством содействия экспорту.
Содружество независимых государств, СНГ(Commonwealth of Independent States, CIS) — организация, сформированная 12 бывшими советскими республиками с целью содействия свободной торговле и обсуждения проблем, затрагивающих общие интересы.
Сообщение(message) — факты или впечатления, которые рекламодатель желает донести до потенциальных покупателей.
Сообщество по вопросам развития Южной Африки(South African Development Community, SADC) — зона свободной торговли, созданная 12 южно-африканскими странами.
Сохранение персонала(retention) — способность компании удерживать своих работников.
Социальная мобильность(social mobility) — способность отдельных индивидов переходить из одного социального слоя в другой.
Социальная ориентация(social orientation) — культурные убеждения по поводу относительной значимости индивида и общественного слоя, к которому он принадлежит.
Социальная стратификация(social stratification) — иерархическая организация общества в зависимости от происхождения, рода занятий, уровня образования и/или по другим характеристикам.
Социальная хартия(social charter) — предпринимаемые ЕС усилия к стандартизации трудовых отношений, регулированию в сфере занятости и оплаты труда среди всех стран — членов союза; также социальная политика.
Союз в сфере исследований и разработок, R&D-союз(R&D alliance) — стратегический союз, в рамках которого одна или более компаний договариваются о совместном проведении необходимых исследований в процессе разработки новых товаров или услуг.
Специальные права заимствования(special drawing rights, SDR) — международное расчетное и резервное средство, выполняющее роль денежной единицы для расчетов по официальным рыночным операциям, осуществляемым между центральными банками стран - членов МВФ; известны также под названием «бумажное золото».
Специальный тариф(specific tariff) — тариф, который выражается в определенном количестве долларов на единицу веса или на другую единицу измерения количества ввозимых товаров.
Спот-рынок (spot market) — рынок, на котором совершаются валютные сделки, подразумевающие немедленную поставку валюты.
Справедливая торговля(fair trade) — торговля между странами, которая предполагает активное вмешательство правительства страны в процесс внешнеторговой деятельности с целью создания гарантий того, что компании всех стран получат на территории этой страны свою справедливую долю экономических преимуществ при осуществлении торговых операций; иногда называют управляемой торговлей.
Средство информации(medium) — коммуникационный канал, используемый рекламодателем для передачи сообщения.
Срочная тратта(time draft) — оплата, по которой импортеру предоставляется кредит, должна быть произведена в течение определенного периода времени.
Стандарт контроля (control standard) — требуемое значение того или иного критерия эффективности работы, который компания стремится контролировать.
Статистический контроль процессов(statistical process control) — семейство математических методов мониторинга и контроля качества.
Статутное право(statutory law) — законы, принятые органами законодательной власти.
Стерлинговый золотой стандарт(sterling-based gold standard) — золотой стандарт, согласно которому британский фунт используется в качестве альтернативного средства расчетов по сделкам.
Страна пребывания(host country) — страна, которая не является родной страной компании и на территории которой эта компания ведет бизнес.
Страновой фонд(country fund) — взаимный фонд, специализирующийся на инвестициях в акции и облигации, выпускаемые компаниями данной страны.
Стратегическая организационная единица(strategic business unit, SBU) — объединение определенных направлений деятельности в единую организационную структуру, осуществляемое в компаниях, которые придерживаются корпоративной стратегии родственной или неродственной диверсификации.
Стратегические цели(strategic goals) — поставленные перед компанией задачи, которые должны быть выполнены согласно конкретному плану действий.
Стратегический контроль(strategic control) — отслеживание процесса формирования и реализации стратегии международной компании.
Стратегический союз(strategic alliance) — деловое соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве между двумя или более компаниями.
Стратегическое планирование(strategic planning) — процесс разработки международной стратегии по одному из направлений деятельности компании.
Стратегия «коричневого поля»(brownfield strategy) — см. Приобретение действующих предприятий.
Стратегия дифференцирования(differentiation strategy) — стратегия ведения бизнеса, которая предполагает акцентацию внимания на отличительных характеристиках товаров или услуг.
Стратегия ориентации на одно направление деятельности(single-business strategy) — корпоративная стратегия, которая предполагает получение компанией прибыли от одного направления бизнеса, — другими словами, от выпуска одного продукта или предоставления одной услуги.
Стратегия получения преимуществ за счет сокращения общего объема издержек(overall cost leadership strategy) — стратегия развития бизнеса, которая предполагает достижение высокого уровня эффективности всех операционных процессов, происходящих в компании, что позволило бы обеспечить более низкий (по сравнению с конкурирующими фирмами) объем издержек.
Стратегия содействия экспорту(export promotion strategy) — см. Содействие экспорту.
Стратегия фокусирования(focus strategy) — стратегия ведения бизнеса, которая предполагает ориентацию компании на выпуск узкого ассортимента товаров, предназначенных для определенных групп потребителей или для отдельных регионов.
Стресс(stress) — реакция индивида на сильный раздражитель.
Стресс-фактор(stressor) — сильный раздражитель, который вызывает стресс.
Строительство новых предприятий, или стратегия «зеленого поля»(greenfield strategy) - форма прямых иностранных инвестиций, которая предполагает строительство новых производственных мощностей.
Структура U-типа(U-form organization) — тип организационного дизайна, соответствующий глобальной функциональной структуре (от английского слова «unity» — «единство», имеется в виду единство функций менеджмента во всех подразделениях МНК).
Структура М-типа(M-form organization) — компания состоит из ряда автономных подразделений, занимающихся взаимосвязанными видами деятельности (от английского слова «multidivisional» — «состоящий из ряда подразделений»).
Структура Н-типа(H-form organization) — организационный дизайн, предполагающий наличие в МНК автономных, практически не связанных друг с другом подразделений, занимающихся несвязанными видами деятельности (от английского слова «holding» — «холдинг» или «холдинговая компания»).
Супер-301(Super-301) — дополнение к статьям 301-310 Закона о торговле США, согласно которому торговый представитель США обязан от имени правительства официально регистрировать самые вопиющие случаи дискриминационной торговой практики, имеющие место в той или иной стране.
Сфера деятельности(scope of operations) — элемент стратегии, который определяет область деловых интересов компании.
Схема переключения(switching arrangements) — возможность продажи участниками своих прав приобретения товаров третьему лицу.
Счет государственных резервов(official reserves account) — раздел платежного баланса, в котором фиксируется уровень государственных резервов, поддерживаемый центральным банком страны.
Счет движения капиталов(capital account) — раздел платежного баланса, в котором фиксируются данные об операциях с капиталом, осуществляемых между резидентами разных стран.
Счет ошибок и пропусков(errors and omissions account) — раздел платежного баланса, используется для того, чтобы сбалансировать платежный баланс в соответствии со следующим уравнением: счет текущих операций + счет операций с капиталом + счет государственных резервов + счет ошибок и пропусков = 0.