Барьеры проникновения на международные рынки 3 страница

Планирование мощностей(capacity planning) — определение того, сколько покупате­лей фирма сможет обслужить в определенные моменты времени.

Поддержка новых отраслей промышленности(infant industry argument) — аргумент впользу государственного регулирования внешней торговли: страна должна под­держивать зарождающийся промышленный сектор, обладающий потенциальными преимуществами, которые в конечном итоге позволят ей успешно конкурировать на международных рынках.

Подтвержденный аккредитив(confirmed letter of credit) — банк экспортера добавляет к аккредитиву собственные гарантии оплаты на тот случай, если есть риск, что банк импортера не внесет оплату.

Показатель эффективности(performance ratio) — показатель, используемый для кон­троля над деятельностью компании и представляющий собой числовой коэффици­ент эффективности, который компания стремится обеспечить.

Покрытый процентный арбитраж(covered-interest arbitrage) — арбитраж, позволяю­
щий воспользоваться разностью между процентными ставками и разностью между
валютными курсами в разных странах, формирующейся за определенный проме­
жуток времени. у"

Политика замещения импорта(import substitution policy) — стратегия экономическо­го развития, которая предполагает стимулирование развития местной промышлен­ности посредством введения больших тарифных и нетарифных ограничений в ка­честве средства сдерживания импорта товаров.

Политика предоставления кредитов с возвратом в твердой валюте(hard loan policy) — кредитная политика Всемирного банка, в соответствии с которой банк предостав­ляет заем только в случае достаточной высокой вероятности того, что этот заем будет погашен.

Политика разорения соседних стран (beggar-thy-neighbor policies) — внутренняя эко­номическая политика, которая игнорирует ущерб, причиняемый другим странам.

Политика стандартной цены(standard price policy) — натовары и услуги устанавлива­ются одни и те же цены вне зависимости от того, где они продаются, или от нацио­нальности покупателей.

Политический риск(political risk) — любые изменения политических условий, кото­рые могут неблагоприятно сказаться на коммерческой деятельности компании.

Политический союз(political union) — полная политическая и экономическая интег­рация двух или более стран.

Полицентрическая модель кадрового обеспечения(polycentric stuffing model) — под­ход к формированию менеджмента верхнего уровня зарубежного дочернего пред­приятия, предполагающий преимущественное привлечение местных работников.

Полицентрический подход(polycentric approach) — концепция управления, исполь­зуемая в компаниях, которые адаптируют используемые методы ведения бизнеса к каждому целевому иностранному рынку.

Полная эффективность (overall productivity) — экономический показатель отдачи, характеризующий соотношение общей стоимости продукции к общей стоимости использованных для ее создания входящих ресурсов.

Полная эффективность (total factor productivity) — см. Overall productivity.

Портфельные инвестиции(portfolio investments) — пассивное владение финансовыми активами (акциями, облигациями, депозитными сертификатами или другими акти­вами) зарубежных стран не с целью осуществления активного управления или конт­роля над деятельностью эмитента ценных бумаг.

Посредник (intermediary) — третья сторона, которая специализируется на содействии осуществлению экспортно-импортных операций.

Потребности (needs) — то, что индивид должен или хочет иметь.

Права на интеллектуальную собственность(intellectual property rights) — права на нематериальную собственность, к числу которых принадлежат патенты, авторские права, торговые марки, имена брендов, а также производственные секреты.

Правила определения происхождения товаров(rules of origin) — правила, которые позволяют определить, какие товары должны пользоваться преимуществами от сокращения торговых ограничений в рамках региональных торговых блоков.

Правило отсрочки(deferral rule) — доходы дочерних компаний облагаются налогами только по их возвращении в материнскую компанию в форме дивидендов.

Право быстрого законотворчества(fast-track authority) — право вести торговые пере­говоры непосредственно с правительствами других стран, делегируемое Конгрессом США президенту страны. Соглашения, подписанные в результате таких переговоров, должны быть одобрены как Палатой представителей, так и Сенатом, однако вне­сение Конгрессом изменений и поправок в эти соглашения не допускается.

Представители материнской страны(parent country nationals, PNC) — жители родной страны международной фирмы, привлеченные к зарубежной деятельности.

Представители третьих стран(third-country nationals, TCNS) — персонал, не являю­щийся жителями ни страны материнской фирмы, ни принимающей страны.

Преимущества от интернализации операций(internalization advantages) — преиму­щества, обусловленные предпочтительностью производства товаров или предо­ставления услуг силами самой компании вместо заключения договоров с другими компаниями на выполнение соответствующих работ.

Преимущества от обладания ценными активами(ownership advantages) — преимуще­ства, обусловленные наличием в собственности компании материальных и немате­риальных ресурсов, которые предоставляют этой компании конкурентное преиму­щество над другимикомпаниями этого же профиля.

Преимущества от размещения мощностей(location advantages) — преимущества, обус­ловленные теми факторами, от которых зависит предпочтительное размещение про­изводства в стране пребывания, а не в родной стране.

Преимущество первого хода(first-mover advantage) — конкурентное преимущество, которое получает первая компания в плане выхода на тот или иной рынок, разра-: ботки продукта, внедрения технологий и т. д.

Премия за работу за рубежом(foreign service premium) — то же, что и премия за труд­ность (hardship premium).

Премия за трудность(hardship premium) — дополнительный стимул для индивида, чтобы тот принял назначение.

Прибыль подраздела F(Subpart F income) — результат пассивных действий, таких как получение дивидендов, процентов по кредитам, арендной платы, лицензионных воз­награждений, также пассивная прибыль.

Приватизация(privatization) — продажа государственной собственности частным ин­весторам.

Приверженность к организации(organizational commitment) — установка, отобража­ющая идентификацию работником своей роли в организации, а также его лояль­ность по отношению к ней.

Привязанный к золотому эквиваленту(pegged) — «Использование золотого стандар­та привело к образованию фиксированного валютного курса, поскольку в каждой стране стоимость денежной единицы была привязана к золотому эквиваленту».

Принцип вежливости(principle of comity) — норма международного права, в соответствии с которой государство в допустимых пределах признает решения и распоряжения судебных органов иностранных государств, а также обеспечивает их исполнение на своей территории.

Принцип наибольшего благоприятствования(most favored nation, MFN) — принцип, который требует, чтобы любые таможенные льготы, предоставленные одной стра­не, распространялись и на другие страны.

Принятие неопределенности(uncertainty acceptance) — культурное убеждение инди­вида, в соответствии с.которым он воспринимает неопределенность и двусмыслен­ность как стимул к переменам и возможность добиться успеха посредством исполь­зования новых возможностей.

Принятие решений(decision making) — процесс выбора одной альтернативы из сово­купности альтернатив с целью достижения целей, которые поставлены перед ли­цом, принимающим решения.

Приобретение действующих предприятий(acquisition strategy) - форма прямых ино­странных инвестиций, подразумевающая покупку существующих активов в зару­бежной стране.

Проверка формальной цены(arm's length test) — проверка, проводимая Налоговым управлением для определения правомерности цен на трансферт; определение цены, о которой договорились бы две не зависимые друг от друга фирмы.

Продвижение товара, стимулирование сбыта(sales promotion) - специальные марке­тинговые мероприятия, при проведении которых используются такие средства, как распространение купонов на приобретение товара со скидкой, а также распростра­нение бесплатных образцов товара.

Проект СЭП, строительство-эксплуатация-передача(B-O-T, build-operate-transfer project) — один из вариантов строительства объектов под ключ, в соответствии с которым компания строит объект, эксплуатирует его, а затем передает право соб­ственности на этот объект другой компании.

Производительность труда(labor productivity) — показатель, который определяется как частное от объема выпущенной продукции и количества трудочасов или объе­ма затрат; применяется для того, чтобы определить, насколько эффективно компа­ния использует свои трудовые ресурсы.

Производственный менеджмент(production management) — решения, процессы и ас­пекты операционного менеджмента, которые связаны с созданием материальных товаров.

Производственный союз(production alliance) — стратегический союз, в рамках кото­рого две или более компаний занимаются производством продукции или предо­ставлением услуг на совместно используемом или общем производственном или сервисном предприятии.

Промышленная демократия(industrial democracy) — система, основанная на убежде­нии в том, что рабочие должны иметь право принимать участие в управлении ком­панией.

Промышленная политика, политика поддержки базовых отраслей экономики(industrial policy) — стратегия экономического развития, в соответствии с кото­рой правительство страны должно определить, какие отрасли имеют жизненно важное значение для дальнейшего экономического развития страны, и сформи­ровать программы поддержки конкурентоспособности этих отраслей.

Протекционисты(protectionists) — см. Неомеркантилисты.

Протестантская мораль(Protestant ethic) — убежденность в том, что трудолюбие, бережливость и достижение успехов — это способы возвеличивания Бога.

Процедура совместного принятия решений(co-decision procedure) — процедура распределения полномочий по принятию решений между Европейским парламентом и Советом Европейского Союза.

Прямая котировка(direct quote) — см. Прямой обменный курс валюты.

Прямая котировка(direct quote) — см. Прямой обменный курс.

Прямой обменный курс валюты(direct exchange rate), или прямая котировка(direct quote), — это цена иностранной валюты, выраженная в единицах национальной ва­люты.

Прямой обменный курс валюты(direct exchange rate) — цена иностранной валюты в пересчете на национальную валюту; известен также под названием «прямая коти­ровка».

Прямой экспорт (direct exporting) — продажа товаров непосредственно заказчикам (либо дистрибьюторам, либо конечным потребителям), расположенным за преде­лами родной страны компании.

Прямые иностранные инвестиции(foreign direct investment, FDI) - вложение капи­тала в иностранные компании с целью осуществления жесткого контроля над соб­ственностью и активами этих компаний; согласно законодательству США, прямые иностранные инвестиции имеют место в случае, когда инвестор владеет не менее чем 10% акций иностранной компании, дающих право голоса.

Прямые продажи(direct sales) — продажа продукции конечным потребителям.

Развитие(development) — общее образование, связанное с подготовкой менеджеров к новому назначению и/или перемещению на более высокую должность.

Размещение ресурсов(resource deployment) - элемент международной стратегии, ко-' торый определяет способ распределения ресурсов компании между различными на­правлениями ее деятельности с целью обеспечения конкурентоспособности компа­нии на том или ином рынке.

Региональные банки развития(regional development banks) — банки, миссия которых состоит в поддержке экономического развития стран с низким уровнем доходов в своих регионах.

Регулируемый плавающий курс(managed float) — система гибкого валютного курса, в соответствии с которой вмешательство правительства играет основную роль в оп­ределении обменных курсов; известен также под названием «грязный плавающий

Курс».

Резервные счета(accounting reserves) — счета, на которые записываются предвиди­мые будущие расходы, способные повлиять на работу фирмы.

Религиозное право(religious law) — право, основанное на официально установленных правилах вероисповедания и проведения религиозных обрядов в соответствии с тем или иным религиозным учением.

Репатриация(repatriate) — возвращение на родину.

Репатриация(repatriation) — возвращение менеджеров по завершении заграничной командировки обратно домой.

Решение о собственном производстве или закупке(make-or-buy decision) — решение, которое принимается в компании по поводу того, производить ли комплектующие изделия самостоятельно или покупать их у внешних поставщиков.

Реэкспорт(reexporting) — процесс ввоза товаров в страну с последующим вывозом этих товаров в другие страны в неизменном или почти неизменном виде.

Римский договор(Treaty of Rome) — договор, подписанный в 1957 г., который преду­сматривал создание Европейского Экономического Сообщества, ЕЭС; сначала дого­вор подписали шесть стран, но впоследствии их количество увеличилось до 15.

Родная страна компании(home country) — страна, на территории которой находится штаб-квартира компании.

Родственная диверсификация(related diversification) — корпоративная стратегия, ко­торая предполагает одновременную деятельность компании по нескольким разным (но по своей сути — родственным) направлениям бизнеса, в родственных отраслях или на родственных рынках.

Роялти(royalty) — компенсация, выплачиваемая лицензиатом лицензиару в соответ­ствии с условиями лицензионного соглашения.

Рыночная ценовая политика(market pricing policy) — ценовая политика, при которой дифференцируются цены для каждого конкретного рынка для максимизации при­были на каждом из них.

Рыночный социализм(market socialism) — форма социализма, которая позволяет зна­чительное частное владение ресурсами.

Самооценка(self-esteem) — личностная характеристика, определяющая степень убеж­денности индивида в том, что он достоин уважения и заслуживает его.

Санкции(sanctions) — ограничения, вводимые правительством страны на торговлю с иностранными государствами.

Свободная торговля(free trade) — торговля между странами, которая осуществляется при минимальном вмешательстве правительства страны.

Своповый рынок(swap market) — одна из разновидностей международного рынка ка­питала, предполагающая обмен финансовыми обязательствами между двумя ком­паниями.

Своп-операция(swap transaction) — операция, в процессе которой происходит одно­временная покупка и продажа одной и той же валюты, однако ее поставка осуще­ствляется в разное время.

Серый рынок(gray market) — рынок, возникающий, когда товары импортируются в страну легально, но не через нормальные, авторизованные производителем каналы распределения.

Синергизм(synergy) — элемент международной стратегии, предполагающий увеличе­ние совокупного результата за счет тесного взаимодействия различных подразде­лений компании.

Система ringi (ringi system) — японский подход к обеспечению принятия решений коллективно, а не в одностороннем порядке.

Система выравнивания налогов(tax equalization system) — система, которая обеспе­чивает соответствие чистого дохода экспатриированного менеджера в принимаю­щей стране чистому доходу этого менеджера в родной стране.

Система гибкого (плавающего) валютного курса(flexible (floating) exchange rate system) — система, в соответствии с которой обменные курсы валют определяются спросом и предложением.

Система учета международных операций в форме платежного баланса(balance of payments accounting system, BOP) — система учета всех торговых операций между резидентами одной страны и резидентами других стран.

Система фиксированного валютного курса(fixed exchange rate) — международная валютная система, в соответствии с которой правительство каждой страны берет на себя обязательство поддерживать цену своей валюты неизменной по отноше­нию к валютам других стран.

Скрытые издержки(opportunity cost) — издержки, обусловленные неиспользованием благоприятных возможностей для выпуска товара.

Смешанный тариф(compound tariff) — тариф, который представляет собой комбина­цию тарифа «ад валорем» и специального тарифа.

Смитсоновская конференция (Smithsonian Conference) — встреча, проведенная в Ва­шингтоне (округ Колумбия) в декабре 1971 г., во время которой представители центральных банков стран — членов группы десяти договорились о восстановле­нии системы фиксированного обменного курса, но на базе измененного соотноше­ния между валютами ведущих стран, занимающихся торговлей.

Собеседование при увольнении с работы(exit interview) — собеседование проводит­ся с работниками, покидающими фирму.

Совет Европейского Союза(Council of the European Union) — главный директивный орган ЕС; состоит из 15 представителей, каждый из которых избирается непосред­ственно правительством страны и подотчетен этому правительству.

Совместное предприятие(joint venture) — особый тип стратегического союза, кото­рый предполагает создание двумя или более компаниями нового обособленного торгово-промышленного предприятия, которое было бы юридически независи­мым от родительских компаний и действовало бы в их общих интересах.

Согласованная тарифная сетка(harmonized tariff schedule, HTS) — подробная схема классификации импортируемых товаров, которая используется во многих странах для определения тарифов на эти товары.

Соглашение Mercosur(Mercosur Accord) — таможенный союз, в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Боливия, Чили и Перу присоединились к договору в качестве ассоциированных членов.

Соглашение о делегировании административных полномочий(delegated agreement) — соглашение об управлении, в соответствии с которым партнеры по стратегическо­му союзу не принимают активного участия в организации деятельности союза, а делегируют полномочия по административному управлению должностным лицам этого союза.

Соглашение о разделении административных функций(shared management agreement) — соглашение об управлении, в соответствии с которым каждый из партнеров прини­мает активное участие в управлении стратегическим союзом.

Соглашение о централизации административных функций(assigned arrangment) — соглашение об управлении, в соответствии с которым один из партнеров берет на себя полную ответственность за деятельность стратегического союза.

Соглашение Плаза(Plaza Accord) — соглашение, в соответствии с которым централь­ные банки пяти ведущих стран Запада договорились о том, чтобы разрешить сни­жение курса доллара США на валютных рынках.

Содействие экспорту(export promotion) — стратегия экономического развития, в со­ответствии с которой страна создает сильный производственный сектор посред­ством содействия экспорту.

Содружество независимых государств, СНГ(Commonwealth of Independent States, CIS) — организация, сформированная 12 бывшими советскими республиками с це­лью содействия свободной торговле и обсуждения проблем, затрагивающих общие интересы.

Сообщение(message) — факты или впечатления, которые рекламодатель желает доне­сти до потенциальных покупателей.

Сообщество по вопросам развития Южной Африки(South African Development Community, SADC) — зона свободной торговли, созданная 12 южно-африканскими стра­нами.

Сохранение персонала(retention) — способность компании удерживать своих работ­ников.

Социальная мобильность(social mobility) — способность отдельных индивидов пере­ходить из одного социального слоя в другой.

Социальная ориентация(social orientation) — культурные убеждения по поводу отно­сительной значимости индивида и общественного слоя, к которому он принадле­жит.

Социальная стратификация(social stratification) — иерархическая организация обще­ства в зависимости от происхождения, рода занятий, уровня образования и/или по другим характеристикам.

Социальная хартия(social charter) — предпринимаемые ЕС усилия к стандартизации трудовых отношений, регулированию в сфере занятости и оплаты труда среди всех стран — членов союза; также социальная политика.

Союз в сфере исследований и разработок, R&D-союз(R&D alliance) — стратегиче­ский союз, в рамках которого одна или более компаний договариваются о совмест­ном проведении необходимых исследований в процессе разработки новых товаров или услуг.

Специальные права заимствования(special drawing rights, SDR) — международное расчетное и резервное средство, выполняющее роль денежной единицы для расче­тов по официальным рыночным операциям, осуществляемым между центральны­ми банками стран - членов МВФ; известны также под названием «бумажное золо­то».

Специальный тариф(specific tariff) — тариф, который выражается в определенном ко­личестве долларов на единицу веса или на другую единицу измерения количества ввозимых товаров.

Спот-рынок (spot market) — рынок, на котором совершаются валютные сделки, подра­зумевающие немедленную поставку валюты.

Справедливая торговля(fair trade) — торговля между странами, которая предполагает активное вмешательство правительства страны в процесс внешнеторговой дея­тельности с целью создания гарантий того, что компании всех стран получат на территории этой страны свою справедливую долю экономических преимуществ при осуществлении торговых операций; иногда называют управляемой торговлей.

Средство информации(medium) — коммуникационный канал, используемый рекла­модателем для передачи сообщения.

Срочная тратта(time draft) — оплата, по которой импортеру предоставляется кредит, должна быть произведена в течение определенного периода времени.

Стандарт контроля (control standard) — требуемое значение того или иного критерия эффективности работы, который компания стремится контролировать.

Статистический контроль процессов(statistical process control) — семейство матема­тических методов мониторинга и контроля качества.

Статутное право(statutory law) — законы, принятые органами законодательной власти.

Стерлинговый золотой стандарт(sterling-based gold standard) — золотой стандарт, со­гласно которому британский фунт используется в качестве альтернативного сред­ства расчетов по сделкам.

Страна пребывания(host country) — страна, которая не является родной страной ком­пании и на территории которой эта компания ведет бизнес.

Страновой фонд(country fund) — взаимный фонд, специализирующийся на инвести­циях в акции и облигации, выпускаемые компаниями данной страны.

Стратегическая организационная единица(strategic business unit, SBU) — объедине­ние определенных направлений деятельности в единую организационную структу­ру, осуществляемое в компаниях, которые придерживаются корпоративной стра­тегии родственной или неродственной диверсификации.

Стратегические цели(strategic goals) — поставленные перед компанией задачи, кото­рые должны быть выполнены согласно конкретному плану действий.

Стратегический контроль(strategic control) — отслеживание процесса формирования и реализации стратегии международной компании.

Стратегический союз(strategic alliance) — деловое соглашение о взаимовыгодном со­трудничестве между двумя или более компаниями.

Стратегическое планирование(strategic planning) — процесс разработки международ­ной стратегии по одному из направлений деятельности компании.

Стратегия «коричневого поля»(brownfield strategy) — см. Приобретение действую­щих предприятий.

Стратегия дифференцирования(differentiation strategy) — стратегия ведения бизне­са, которая предполагает акцентацию внимания на отличительных характеристи­ках товаров или услуг.

Стратегия ориентации на одно направление деятельности(single-business strategy) — корпоративная стратегия, которая предполагает получение компанией прибыли от одного направления бизнеса, — другими словами, от выпуска одного продукта или предоставления одной услуги.

Стратегия получения преимуществ за счет сокращения общего объема издержек(overall cost leadership strategy) — стратегия развития бизнеса, которая предполагает до­стижение высокого уровня эффективности всех операционных процессов, проис­ходящих в компании, что позволило бы обеспечить более низкий (по сравнению с конкурирующими фирмами) объем издержек.

Стратегия содействия экспорту(export promotion strategy) — см. Содействие экспорту.

Стратегия фокусирования(focus strategy) — стратегия ведения бизнеса, которая пред­полагает ориентацию компании на выпуск узкого ассортимента товаров, предназ­наченных для определенных групп потребителей или для отдельных регионов.

Стресс(stress) — реакция индивида на сильный раздражитель.

Стресс-фактор(stressor) — сильный раздражитель, который вызывает стресс.

Строительство новых предприятий, или стратегия «зеленого поля»(greenfield strategy) - форма прямых иностранных инвестиций, которая предполагает строитель­ство новых производственных мощностей.

Структура U-типа(U-form organization) — тип организационного дизайна, соответ­ствующий глобальной функциональной структуре (от английского слова «unity» — «единство», имеется в виду единство функций менеджмента во всех подразделени­ях МНК).

Структура М-типа(M-form organization) — компания состоит из ряда автономных подразделений, занимающихся взаимосвязанными видами деятельности (от анг­лийского слова «multidivisional» — «состоящий из ряда подразделений»).

Структура Н-типа(H-form organization) — организационный дизайн, предполагаю­щий наличие в МНК автономных, практически не связанных друг с другом подраз­делений, занимающихся несвязанными видами деятельности (от английского сло­ва «holding» — «холдинг» или «холдинговая компания»).

Супер-301(Super-301) — дополнение к статьям 301-310 Закона о торговле США, со­гласно которому торговый представитель США обязан от имени правительства официально регистрировать самые вопиющие случаи дискриминационной торго­вой практики, имеющие место в той или иной стране.

Сфера деятельности(scope of operations) — элемент стратегии, который определяет область деловых интересов компании.

Схема переключения(switching arrangements) — возможность продажи участниками своих прав приобретения товаров третьему лицу.

Счет государственных резервов(official reserves account) — раздел платежного балан­са, в котором фиксируется уровень государственных резервов, поддерживаемый центральным банком страны.

Счет движения капиталов(capital account) — раздел платежного баланса, в котором фиксируются данные об операциях с капиталом, осуществляемых между резиден­тами разных стран.

Счет ошибок и пропусков(errors and omissions account) — раздел платежного баланса, используется для того, чтобы сбалансировать платежный баланс в соответствии со следующим уравнением: счет текущих операций + счет операций с капиталом + счет государственных резервов + счет ошибок и пропусков = 0.

Наши рекомендации