Гл. Vi. результаты непосредственного процесса производства 23
товар как ближайший результат капиталистического процесса производства, а затем дальнейшие процессы, которые он должен пройти. (Товары суть элементы капиталистического производства и товары суть продукт последнего, суть форма, в которой капитал выступает снова в конце процесса производства.)
Отдельный товар — как продукт капитала, на деле как элементарная часть воспроизведенного и увеличившегося в стоимости капитала, — обнаруживает свое отличие от отдельного товара, из которого мы исходили как из предпосылки образования капитала, от товара, рассматриваемого самостоятельно, еще в том, — кроме пункта, уже рассмотренного и касающегося определения цены, — что когда товар продается по своей цене, стоимость авансированного на его производство капитала не реализуется и тем более не реализуется созданная этим капиталом прибавочная стоимость. Как простые носители капитала — не только материально, как части потребительной стоимости, из которой состоит капитал, но и как носители стоимости, из которой состоит капитал — товары могут продаваться по цене, соответствующей их стоимости, и тем не менее быть проданными ниже их стоимости, как продукта капитала и как составных частей совокупного продукта, в котором теперь прежде всего существует увеличивший свою стоимость капитал.
В вышеприведенном нами примере капитал в 100 ф. ст. воспроизводился в 1 200 аршинах холста ценой в 120 ф. ст.
С
Согласно ранее данному объяснению и так как мы имели 80,
V m
20, 20, мы можем представить дело так, что 80 ф. ст. постоянного капитала представлены в 800 аршинах холста или в 2/3 совокупного продукта; 20 ф. ст. переменного капитала или заработная плата — в 200 аршинах холста или в х/в совокупного продукта и 20 ф. ст. прибавочной стоимости — также в 200 аршинах холста или в последней 1/6 всего продукта. Если же не один аршин, а, например, 800 аршин холста продаются по их цене, равной 80 ф. ст., а две другие части не могут быть проданы, то даже из первоначальной стоимости капитала в 100 ф. ст. было бы воспроизведено только */8. Как носители совокупного капитала, т. е. как единственный действенный продукт совокупного капитала в 100 ф. ст., 800 аршин холста были бы проданы ниже их стоимости, именно на 1/3 ниже их стоимости, так как стоимость совокупного продукта равна 120, и 80 ф. ст. равны только 2/s всего продукта, а недостающее количество стоимости в 40 ф. ст. равно остальной 1/а этого продукта. Эти 800 аршин холста, рассматриваемые сами по себе, могли
К. МАРКС
бы также быть проданы выше своей стоимости и были бы все-таки, как носители всего капитала, проданы по их стоимости, например, если они сами были бы проданы за 90 ф. ст., а остальные 400 аршин холста — только за 30 ф. ст. Но мы вовсе не намерены касаться продажи отдельных частей товарной массы выше или ниже их стоимости, так как согласно нашему предположению товары вообще продаются по их стоимости.
[455] Здесь речь идет не только о том, что товары продаются по своей стоимости, как это имело место при анализе самостоятельного товара, но и о том, что они продаются по своей стоимости (цене) как носители авансированного на их производство капитала и поэтому как кратная часть совокупного продукта капитала. Если из этого совокупного продукта, 1 200 аршин холста, равные 120 ф. ст., будет продано лишь 800 аршин, то эти 800 аршин холста представляют не 2/3 совокупной стоимости, а всю совокупную стоимость, и представляют, следовательно, стоимость в 120 ф. ст., а не в 80 ф. ст., и отдель-
80 8 4 2 » о
ныи товар не равен «00 ~ 80 = 40 = 20 *" ст,=2 шилл.,
120 12 3 а = 800 = Ш~ 20 ~ ^ шиллингам. Таким образом, отдельный
товар продавался бы на 50% дороже, если бы он продавался за 3 шиллинга вместо 2. Как кратная часть произведенной совокупной стоимости отдельный товар должен продаваться по своей цене и, стало быть, как кратная часть проданного совокупного продукта. Он должен быть продан не как самостоятель-
1 ныи товар, а, например, как -Гщ) совокупного продукта, стало
1199 быть, как дополнение к остальным ;пщ. Дело заключается
в том, чтобы отдельный товар продавался по своей цене, помноженной на количество, которое является знаменателем его как кратной части.
(Отсюда уже само собой вытекает, что необходимо постоянное расширение рынка, так как с развитием капиталистического производства и с соответствующим ему удешевлением товара растет его масса, растет количество товаров, которые должны быть проданы; это — потребность для капиталистического способа производства. Но этот пункт скорее относится к следующей книге.) (Этим объясняется также, почему, если капиталист продает, например, 1 200 аршин холста по 2 шиллинга за аршин, он не мог бы поставить по этой цене 1 300 аршин холста. Ибо добавочные 100 аршин, может быть, потребовали бы надлежащих изменений [Vorkehrungen] в постоянном капитале и т. д., которые были бы оправданы этой ценой при добавочном
ГЛ. VI. РЕЗУЛЬТАТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА 25
производстве в 1 200 аршин, а не при производстве в 100 аршин холста и т. д.)
Отсюда видно, как товар, как продукт капитала, отличается от отдельного товара, рассматриваемого самостоятельно, и это различие будет все более и более обнаруживаться и все более и более влиять и на реальное определение цены товаров, чем дальше мы будем прослеживать процесс капиталистического производства и обращения.
Пункт, на который я здесь, однако, еще специально хочу обратить внимание, следующий:
В главе II, параграфе 3 этой первой книги8 мы видели, как различные части стоимости продукта капитала — стоимость постоянного капитала, стоимость переменного капитала и прибавочная стоимость — с одной стороны, представляются, повторяются в своих пропорциональных частях в каждом отдельном товаре как кратной части произведенной совокупной потребительной стоимости и как кратной части произведенной совокупной стоимости; как, с другой стороны, совокупный продукт может быть разделен на известные части, доли произведенной потребительной стоимости, предмета, из которых одна часть представляет лишь стоимость постоянного капитала, другая — лишь стоимость переменного капитала, третья, наконец, — лишь прибавочную стоимость. Хотя оба эти выражения, как было показано раньше, по существу тождественны, они противоречивы в способе их выражения. Ибо в последнем понимании отдельные товары, принадлежащие к первой части, воспроизводящей только стоимость постоянного капитала, выступают так, как будто они выражают только овеществленный до процесса производства труд. Следовательно, например, 800 аршин холста, равные 80 ф. ст., равные стоимости авансированного постоянного капитала, представляют только стоимость потребленной льняной пряжи, масла, угля, машин и т. д., но не представляют никакой части стоимости вновь приложенного труда ткача, между тем как, с другой стороны, рассматриваемый как потребительная стоимость, каждый аршин холста, кроме содержащегося в нем льна и т. д., содержит определенное количество труда ткача, которое именно придало ему форму холста, и в своей цене в 2 шиллинга содержит 16 пенсов, воспроизводящих потребленный им постоянный капитал, 4 пенса, возмещающих заработную плату, и 4 пенса — материализованный в нем неоплаченный труд. Это кажущееся противоречие, — неумение разрешить его, как увидим позже, дало повод к фундаментальным ошибкам в анализе, — с первого взгляда совершенно сбивает с толку того, кто имеет в виду
К. МАРКС
только цену отдельного товара, сбивает с толку так же, как несколько ранее выставленное положение, что отдельный товар или определенная доля совокупного продукта может продаваться по своей цене ниже своей цены, выше своей цены по своей цене и даже выше своей цены ниже своей цены. Пример этой путаницы — Прудон 7.
(Цена одного аршина холста в вышеприведенном примере определяется не изолированно, а как кратной части совокупного продукта.)
[456] (Вышесказшшое об определении г^ены я изложил ранее; может быть, отдельные положения оттуда следует включить сюда).
Первоначально мы брали отдельный товар самостоятельно, как результат и прямой продукт определенного количества труда. Теперь, когда он — результат, продукт капитала, дело изменяется формально (позже действительно в ценах производства) таким образом: произведенная масса потребительных стоимостей представляет количество труда, равное стоимости заключенного в продукте и потребленного постоянного капитала (определенного количества овеществленного труда, переданного им продукту) плюс обмененное на переменный капитал количество труда, одна часть которого возмещает стоимость переменного капитала, а другая образует прибавочную стоимость. Если содержащееся в капитале рабочее время, выраженное в деньгах, равно 100 ф. ст., из которых 40 ф. ст. составляют переменный капитал, а норма прибавочной стоимости равна 50%, то совокупная масса содержащегося в продукте труда выражается в 120 ф. ст. Прежде чем товар может войти в обращение, его меновая стоимость должна быть предварительно превращена в цену. Поэтому, если совокупный продукт не есть один неделимый предмет, когда весь капитал воспроизводится в единичном товаре, как например, дом, то капитал должен исчислить цену отдельного товара, т. е. выразить меновую стоимость отдельного товара в счетных деньгах. В зависимости от различной производительности труда совокупная стоимость в 120 ф. ст. будет делиться на большее или меньшее количество продуктов; следовательно, цена отдельного товара будет представлять, в обратном отношении к общему количеству товаров, большую или меньшую кратную часть 120 ф. ст. на единицу товаров. Например, если совокупный продукт = 60 тоннам угля, то 60 тонн = 120 ф. ст. = 2 ф. Ст.
120 , __
за тонну = ид ф. ст.; если продукт равен 7о тоннам, то тон-
120 на = -—- — 1 ф. ст. 12 шилл.; если продукт равен 240 тоннам,