Меры ответственности налогоплательщиков
Меры ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определены в Налоговом кодексе Нарушения налогового законодательства имеют свою специфику по сравнению с другими правонарушениями. Под ними понимается противоправное действие, которое выражается в неисполнении или не надлежащем исполнении налоговых обязательств перед бюджетом.
Правонарушения в этой области можно сгруппировать следующим образом:
1. сокрытие (занижение) дохода и других объектов налогообложения;
2. отсутствие учета объектов налогообложения, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов; налогообложения;
3. неправильность удержания налога лицом - источником выплат;
4. несвоевременная или неполная уплата налога, занижение размера сумм текущих платежей;
5. непредставление или несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;
6. осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, регистрации и постановки на учет;
7. нарушение законодательства и предпринимательской деятельности;
8. запущенность и искажение в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности;
9. нарушение срока постановки на учет и т.п.
В зависимости от видов нарушений существуют разные меры ответственности налогоплательщиков.
Меры по взысканию сумм налоговых задолженностей делятся на две группы:
1 - Меры, добровольного внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет.
2 - Меры принудительного взыскания налогов и других платежей.
К числу мер, добровольного внесения налогов можно отнести следующие:
- посещение налогоплательщика, а также его должников;
- продление сроков платежа, налоговых сумм и уплата в рассрочку, а также применение штрафных санкций;
- пересмотр решений налоговой службы.
Посещение налогоплательщика производятся налоговым инспектором, и имеет следующие цели:
- вручение уведомления о начисленной сумме налога;
- проверка согласия налогоплательщика;
- проверка согласия должников налогоплательщика;
- направление распоряжения в банк о взыскании средств с расчетного счета налогоплательщика и его должников;
- продление сроков уплаты налогов и других платежей согласно графику, фиксированными суммами с разрешения начальника налогового органа (заявление, ходатайство).
Все эти меры осуществляются налоговым инспектором при переписке или посещении налогоплательщиков и его задолжников и отражение в учетной документации (по месту налогового органа).
Уведомление выписывается в 2-х экземплярах и показывает окончательную сумму неуплаченного налога, а также устанавливает срок платежа в течение пяти банковских дней со дня вручения (см. 4.1.1.).
Необходимо проверить, все ли суммы налоговых задолженностей указаны в уведомлении, и согласны ли налогоплательщики и его задолжники, со снятием средств с расчетного или иных счетов, чтобы уплатить задолженность. Налоговый инспектор должен проверить бухгалтерские документы, прийти к соглашению, чтобы его должники оплатили его недоимку по налогам.
После проверки "согласия" налогоплательщиков и его должников органы налоговой службы имеют право направить распоряжения в банки, для снятия со счета неуплаченной суммы налога. Распоряжение составляется и направляется в банки в 3-х или 4-х экземплярах. Первый и последний экземпляры подписываются начальником комитета. Первый остается в банке, где обслуживается налогоплательщик, второй, посылается банку, где обслуживается налоговый орган, третий налогоплательщику, четвертый возвращается в налоговый орган с распиской банка в приеме поручений.
Распоряжения (инкассовые поручения) регистрируются в журнале "Регистрации инкассовых поручений (распоряжений) о списании сумм со счета плательщика в погашение налоговых задолженностей"; в них проставляются номера регистрации. По получении инкассовых поручений, производятся соответствующие записи в лицевых счетах плательщиков, а также делается отметка в журнале регистрации о выполнении инкассового поручения.
Административными положениями по налогам определены два юридически приемлемых способа вручения документов физическому и юридическому лицу:
- при вручении лично налогоплательщику;
- при отправке по заказной почте по официальному месту жительства, либо по обычному адресу; причем моментом признания факта вручения считается день получения от почты документа, подтверждающего факт вручения налогоплательщику (уведомление с почты) или заказной почтой.
Любое направленное налоговой службой уведомление и другие документы должны быть подписаны должностным лицом с указанием фамилий и инициалов, заверены гербовой печатью. Этим же документом определены сроки и период погашения налоговых задолженностей. Течение установленного срока начинается на следующий день после фактического события или юридического действия, которыми определено его начало. Срок истекает в начале последнего дня установленного периода. Налогоплательщики, имеющие значительные суммы задолженностей вносятся в список недоимщиков по специальной форме.
Меры по принудительному взысканию налогов и других платежей следующие:
1. в случае неуплаты налоговых задолженностей добровольно, органы налоговой службы имеют право взыскивать с банковских счетов в пределах образовавшейся задолженности, если в течение 5 банковских дней эти суммы не обжалованы;
2. уведомление третьих лиц (заимодавец, дебитор и другие) когда оплата задолженности налогоплательщиков осуществляется из средств третьей стороны, или путем взаиморасчетов между субъектами;
3. в случае отсутствия средств на счетах налогоплательщиков или его должников Налоговый Комитет, имеет право вынести решение об ограничении распоряжения имуществом, налогоплательщика в пределах суммы задолженности; за его сохранность, при этом несет ответственность налогоплательщик;
4. реализация, ограниченного в распоряжении имущества на специализированных открытых аукционах; выручка от аукциона в первую очередь засчитывается в счет расходов по обращению взыскания в счет уплаты пени, штрафов и налогов.
5. взыскание сумм, которые причитаются налогоплательщику;
6. приостановление экспортных операций путем наложения ареста на экспортируемые товары.
Если действия Налогового Комитета не обжалованы в течение 5 дней, то считается, что налогоплательщики согласны с мерами принудительного характера.
В Налоговом Комитете в отделе принудительного взыскания постоянно ведется учет и составляется перечень налогоплательщиков по вновь возникшим суммам недоимки. Каждый сотрудник этого отдела получает определенное число налогоплательщиков, с которыми он будет работать. Как предварительная мера принудительного взыскания, налоговый инспектор, занимающийся взысканием налогов и других платежей, должен посетить и связаться по телефону с налогоплательщиком; выяснить, причину задержки и объяснить о последствиях и мерах по взысканию задолженности.
Налоговый Кодекс допускает разные меры списания штрафов и пени. В разные годы они были разные. С 1.01.2002 г. погашение задолженности перед государственным бюджетом производится в следующей очередности
1) начисленные пени;
2) начисленные штрафы
3) сумма налога
Одним из методов влияния на сокращение налоговых задолженностей являются методы взаимозачетов.
Таким образом, налоговые органы от лица государства могут допускать случаи администрирования или списания сумм налоговых задолженностей; очень часты случаи продления сроков уплаты налогов и штрафных санкций. Все они являются свидетельством гибкости налогового законодательства, защиты интересов налогоплательщиков в очень трудное, переходное время.