Ошибка в КБК: стоит ли платить пени?
Возложив на налогоплательщиков обязанность платить налоги, государство попутно обязало их еще и раскладывать деньги по полочкам в бюджете, требуя, чтобы в платежном поручении был указано не просто наименование налога, но и код бюджетной квалификации. Однако эти коды выглядят очень громоздко и неудобоваримо.
К примеру, код 18210202010061000160 соответствует страховым взносам, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, а код 18210202020061000160 - страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии. Многие читатели даже не найдут с первого взгляда никаких отличий в этих рядах цифр.
Однако налогоплательщикам путать эти коды никак нельзя. Такие ошибки грозят им начислением пеней.
Так, например, предприниматель по платежному поручению НДФЛ перечислил на КБК 18210102021011000110 в то время как следовало перечислить на КБК 18210102022010000110. Из-за этого налоговая инспекция потребовала деньги на нужный КБК перечислить еще раз, а за просроченное время перечислить еще и пени.
Предприниматель не согласился с таким решением, поэтому спор был перенесен в стены арбитражного суда.
Суд установил, что на основании п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет.
Из этого следует, что уплатой налога является его уплата в соответствующий бюджет с соблюдением требований, установленных НК РФ.
Суд решил, что факт признания обязанности налогоплательщика (налогового агента) по уплате налога исполненной не ставится в зависимость от правильности указания в платежном поручении КБК. Кроме того, указание налоговым агентом в платежных поручениях об уплате НДФЛ неверного КБК не повлияло в данном случае на правильность распределения перечисленных денежных средств между бюджетами и, следовательно, не повлекло за собой возникновение недоимки по данному налогу. Таким образом, ошибочное указание КБК не привело к неуплате в бюджет НДФЛ.
Следовательно, основания для доначисления НДФЛ и соответствующих пени отсутствуют.
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.05.2008 № А33-15157/2007 - Ф02-2044/2008).
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 18.08.2008 № А38-407/2008-4-53, рассматривая аналогичный случай, установил, что код бюджетной классификации – это понятие, определяемое бюджетным законодательством. В частности, в
соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Указание кода бюджетной классификации необходимо для правильного
распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа.
Ошибочное указание КБК, не повлекшее не перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, не влияет на исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога, в связи с чем подлежит уточнению в порядке пункта 7 статьи 45 НК РФ.
Суд решил, что поскольку налог с ошибочно указанным КБК в полном объеме зачислен в счет уплаты НДФЛ, следовательно, он поступил в бюджетную систему РФ, и начислять пени нет оснований.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.12. 2010 г.N А03-6827/2010 также решил, что исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания КБК в платежных документах. Налоговое законодательство устанавливает, что налог должен быть перечислен в бюджет, а не на соответствующий КБК. КБК - это цифровое обозначение группы доходов (расходов) бюджета, конкретному виду дохода, в том числе налогу, соответствует свой КБК. Следовательно, правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств между бюджетами.
В другом случае ООО указало неверный КБК при перечислении пени. На этом основании ИФНС отказало ему в отмене решения о приостановлении операций по счетам в банке.
Однако арбитражный суд решил, что неправильное указание в платежном поручении КБК не является основанием для признания неисполненной обязанности по уплате пеней (Постановление ФАС СЗО от 20.12.2010 N А42-2893/2010).
Пришлось помучиться ОАО с возвратом НДФЛ по причине того, что ошибочно был указан КБК, соответствующий доходам бюджета в виде платежей по государственной пошлине. ИФНС заявила, что госпошлина может быть возвращена лишь на основании решения суда.
Арбитражный суд установил, что из "Правил указания информации, идентифицирующий платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", утвержденных Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 N 106н, следует, что КБК - не единственная информация, идентифицирующая платеж, которая указывается в платежном поручении.
Момент уплаты налога связан с зачислением сумм налога на счет уполномоченного органа, а не с последующим распределением, указанным органом сумм налога, поступивших на его счет. Органы Федерального казначейства, проверяя в рамках своей компетенции правильность заполнения платежных документов и установив нарушения, должны возвращать налогоплательщику (налоговому агенту) дефектные платежные поручения. Поскольку это сделано не было, следовательно, считается уплаченным именно НДФЛ, а не госпошлина. Следовательно, его возвратить можно и без решения суда
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12. 2010 N А03-6827/2010)
Долго упорствовала ИНФС в праве признать уплаченной сумму пеней по НДФЛ из-за того, что в платежном поручении был указан КБК, соответствующий пени по НДС. Однако, добравшись в своем упорстве до ВАС РФ, инспекция получила Определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 24.11.2008 № 15056/08 и полное несогласие с ее мнением.
Случается, что КБК указывается правильный, а вот НДФЛ перечисляется не тому получателю.
Так, например, ЗАО перечислило НДФЛ, удержанный с работников обособленного подразделения, находящегося в г. Куйбышев Новосибирской области, по месту нахождения головной организации в г.Новосибирске.
ИФНС посчитала такую неточность неперечислением налога в бюджет, и начислила пени.
Однако арбитражный суд установил, что согласно п. 5 ст.13 НК РФ НДФЛ является федеральным налогом.
Налог, удерживаемый из доходов работников обособленного подразделения, перечислялся ЗАО в полном объеме в бюджет субъекта РФ и задолженности по НДФЛ, уплачиваемому в бюджет Новосибирской области, у ЗАО не имеется. Суд решил, что оснований для начисления пеней у ИФНС нет (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.2010 № А45-9320/2009).
Не нашел оснований для начисления пени арбитражный суд в ситуации, когда ООО перечислило налог на имущество по месту нахождения обособленного подразделения, а не по месту нахождения юридического лица.
Суд установил, что статьей 14 НК РФ налог на имущество отнесен к региональным налогам. Следовательно, перечисление налога по месту нахождения обособленного подразделения в Ягоднинском районе Магаданской области, а не в городе Магадане, не привело к возникновению недоимки по налогу на имущество в целом.
Нарушение положений статьи 384 НК РФ не образует состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 НК РФ (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.11.2009 № Ф03-5665/2009).
ВАС РФ Определением от 25.12.2009 г. № ВАС-16862/09 с таким выводом также согласился.
С 2011 года проблема с неправильным указанием КБК частично разрешилась.
Дело в том, что согласно ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
«О страховых взносах…» теперь при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов
На основании этого заявления и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов.
При этом орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов.
Что же касается уплаты налогов, то позиция арбитражных судов ясна. Сначала налог в бюджет платится, а потом распределяется по КБК. Следовательно, ошибка в КБК – это ошибка, которую налогоплательщик совершает уже после уплаты налога. А за это в Налоговом кодексе РФ ответственность не предусмотрена.