Городских и сельских поселений Наро-Фоминского муниципального района Московской области

Замечания и предложения по вопросу объединения территорий

Совет депутатов городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее - Совет депутатов городского поселения Селятино) своим решением от 02.11.2016 № 4/37
постановил поддержать инициативу Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск об объединении территорий городского поселения Апрелевка, городского поселения Верея, городского поселения Калининец, городского поселения Наро-Фоминск, городского поселения Селятино, сельского поселения Атепцевское, сельского поселения Веселевское, сельского поселения Волченковское, сельского поселения Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области и провести публичные слушания по данному вопросу.

Как следует из заявлений представителей органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Наро-Фоминского муниципального района Московской области и других официальных лиц, в дальнейшем после объединения всех поселений Наро-Фоминского муниципального района Московской области планируется
их упразднение как самостоятельных муниципальных образований вместе с упразднением Наро-Фоминского муниципального района и создание
на объединенной территории единого городского округа Наро-Фоминск.

При этом в решении Совета депутатов городского поселения Селятино от 02.11.2016 № 4/37 отсутствует упоминание о создании какого-либо городского округа, так же как и отсутствует указание на цели планируемого объединения территорий поселений.

Остается также неясным, в каком порядке (включая юридическую процедуру) и на каких условиях (включая финансово-экономическую оценку для каждого поселения и округа в целом) предполагается проводить преобразование Наро-Фоминского муниципального района Московской области с входящими в его состав городскими и сельскими поселениями в городской округ Наро-Фоминск.

Указанная информация не была доведена и до депутатов городского поселения Селятино на заседании Совета, состоявшемся 02.11.2016. Приглашенные депутаты Московской областной Думы О.А. Рожнов,
А.Н. Баранов и глава Наро-Фоминского муниципального района Московской области В.В. Андронов ограничились лишь краткими выступлениями общего характера, суть которых сводилась к тому,
что якобы «так будет лучше для всех». При этом никаких конкретных исчерпывающих обоснований необходимости принятия решения,
в результате которого городское поселение Селятино должно утратить статус самостоятельного муниципального образования, включая лишение его жителей права выбирать главу своего поселения и местный совет депутатов, ликвидацию самостоятельного бюджета поселения
с одновременным слиянием его с «общеокружным» бюджетом, представлено не было.

Тем не менее депутаты Совета депутатов городского поселения Селятино, проголосовавшие за поддержку инициативы данного сомнительного «объединения», без предварительного выявления общественного мнения и проработки такого сложного и крайне важного для городского поселения Селятино и всех его жителей вопроса,
без анализа целесообразности фактически навязанного сверху «преобразования», возможных его негативных последствий приняли
это поспешное и необдуманное решение.

Выступая категорически против объединения городского поселения Селятино с другими поселениями Наро-Фоминского муниципального района Московской области и созданием на их объединенной территории городского округа Наро-Фоминск, прошу обратить внимание
на нижеследующие замечания и предложения, и учесть их при принятии окончательного решения по данному вопросу.

1. Все плюсы «преобразования» и минусы действующей системы управления освещаются инициаторами «реформы» с точки зрения всего Наро-Фоминского муниципального района, который хотят превратить
в городской округ. Однако селятинцев интересуют главным образом плюсы и минусы именно для городского поселения Селятино.

Таким образом, происходит намеренная подмена понятий, и, когда селятинцам называют плюсы, которые они якобы получат
от «объединения», необходимо понимать, что на самом деле эти плюсы
в основном могут быть для всего городского округа, да и то во многом
за счет вливания солидного бюджета городского поселения Селятино
в «общеокружной» бюджет. При этом само городское поселение Селятино уже не сможет рассчитывать на самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью и всеми средствами отобранного у него бюджета.

2. Согласно действующему законодательству вопрос о таком «объединении» относится к исключительной компетенции местных депутатов, которые должны решать его с учетом мнения населения.

Однако официальные лица, представляющие региональную
и районную власть, а также подконтрольные ей средства массовой информации говорят об «объединении» как о данности, как о заранее решенном вопросе, пренебрегая мнением населения, неуважая это мнение и попирая тем самым демократические принципы, лежащие в основе нашей Конституции, а также нарушая конституционные права наших жителей на местное самоуправление, которое в силу части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Отсюда очевидно оказание давления на местных депутатов, большинство из которых является сотрудниками местных бюджетных
и иных организаций и в связи с этим находится в зависимости от местной администрации, а также от работодателей, финансируемых районом.

3. Правительство Московской области, некоторые депутаты Московской областной Думы, глава Наро-Фоминского муниципального района В.В. Андронов и др. стараются поскорее выполнить поручение губернатора Московской области А.Ю. Воробьева по реализации этой «реформы», которая запланирована к проведению на территории всей Московской области и по факту приведет к переделу власти в регионе
и ликвидации на его территории местного самоуправления.

Исходя из этого, всю доказательную базу необходимости «преобразования» нашего муниципального района в городской округ, которая во многом сомнительна, противоречива, а порой и откровенно надумана и ложна, «реформаторы» пытаются подогнать под это поручение губернатора. При этом очевидно, что они и сами до конца не понимают, как это должно работать и к чему на самом деле приведет. Хотя сам губернатор заявлял, что преобразование территорий региона в городские округа должно проводиться только при условии общественного консенсуса по данному вопросу.

4. Глава Наро-Фоминского муниципального района В.В. Андронов, видимо, для усиления своей позиции о необходимости преобразования района в городской округ, постоянно ссылается на Президента Российской Федерации В.В. Путина, вырывая из контекста его послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 отдельные положения о накопившихся проблемах в системе местного самоуправления, неразберихе с полномочиями, об их размытости
и постоянном перекидывании с одного уровня власти на другой.

Однако в этом послании не сказано, что для решения указанных проблем необходимо полностью ликвидировать базовый уровень местного самоуправления в городских и сельских поселениях, который гарантирован Конституцией Российской Федерации и наиболее приближен к населению и его повседневным нуждам.

Так, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации признаваемое и гарантируемое в Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно,
а его органы не входят в систему органов государственной власти.

Вместе с тем навязываемая сверху «реформа» нарушает
это положение, являющееся частью основ конституционного строя Российской Федерации, лишая население городского поселения Селятино самостоятельности в решении вопросов местного значения и фактически переводя органы местного самоуправления, призванные представлять
и защищать интересы жителей нашего поселения, под полный контроль региональных властей.

Более того, в указанном послании Президент Российской Федерации отмечал, что «необходимо поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни».

Глава государства также подчеркнул, что считает «важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах, до которой любой гражданин, образно говоря, мог бы дотянуться рукой».

Поэтому, если утверждается, что неразбериха с полномочиями имеет место именно между городским поселением Селятино и Наро-Фоминским муниципальным районом, то тогда главе поселения Е.Н. Голубеву и главе района В.В. Андронову следует пояснить жителям, какие конкретно полномочия они и их администрации перекидывают друг на друга
и почему. И решать такую проблему нужно не предлагаемыми антиконституционными методами, а посредством разграничения предметов ведения и полномочий, их уточнения, исключения дублирующих функций и т.д. с четким закреплением в соответствующих нормативных правовых актах и соглашениях.

Если же такой проблемы между поселением и районом
не существует, то не надо и народ вводить в заблуждение некорректными ссылками на Президента России.

Следует также отметить, что В.В. Путин в своей предвыборной программной статье от 06.02.2012 под названием «Демократия и качество государства» писал, что местное самоуправление «должно оставаться властью «шаговой доступности» - то есть муниципалитеты не должны бездумно укрупняться». «Муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем».

Таким образом, навязываемая нам сверху «реформа» прямо противоречит позиции Президента Российской Федерации В.В. Путина
по вопросу организации и функционирования местного самоуправления
в Российской Федерации.

Одновременно с этим необходимо иметь в виду,
что «централизация», которую в последнее время активно пропагандирует региональное и районное руководство, вероятно, может быть актуальна
и целесообразна в некоторых отдельных случаях и исторических периодах, но только в системе государственной власти.

В системе же местного самоуправления как такового «централизация» автоматически ведет к его дискредитации
и фактическому уничтожению.

5. Другим основным аргументом, который высказывается
для обоснования необходимости «объединения», является декларируемое сокращение сотрудников местных администраций, за счет которого якобы должна возникнуть экономия бюджетных средств.

Однако, как представляется, реально ощутимого сокращения местных чиновников скорее всего не будет, ведь местные вопросы никуда не денутся и их также нужно будет кому-то решать. При этом если и будет сокращение, то экономия от него будет ничтожна по сравнению с тем,
что у городского поселения Селятино по сути «заберут» весь его достаточно крупный бюджет. И нет гарантии того, что сэкономленные средства пойдут на нужды именно Селятино, а не других частей округа или его административного центра, а также того, что тем чиновникам, которые останутся в территориальном управлении, не увеличат денежное содержание в условиях более «богатого» по сравнению с поселением округа.

6. Бюджетные средства единого бюджета планируемого к созданию городского округа Наро-Фоминск предполагается распределять по мере потребностей той или иной территории. Для городского поселения Селятино это будет означать, что средства, полученные от наших налогоплательщиков, будут перераспределяться в пользу более «нуждающихся» частей округа, которые менее эффективно справляются со своими задачами и теперь будут решать их за наш счет. В этом и будут заключаться «бюджетные маневры» округа.

Примечательно будет вспомнить и о том, что относительно недавно (в начале ноября 2016 г.) глава городского поселения Селятино
Е.Н. Голубев в своем интервью на местном телевидении с гордостью заявлял, что сейчас впервые городское поселение Селятино достигло расходной части бюджета (за 2016 г.), равной более 380 млн. рублей. Причем следует добавить, что городское поселение Селятино осуществляет еще и софинансирование полномочий Наро-Фоминского муниципального района. Например, на 2016 год предусмотрены межбюджетные трансферты на содержание и ремонт дошкольных, детских общеобразовательных и спортивных учреждений, а также
на строительство Ледовой арены на общую сумму более 33,5 млн. рублей. Хотя скорее именно район, ведающий вопросами межпоселенческого характера, должен помогать входящим в его состав поселениям,
а не наоборот.

В рамках же «объединенного» округа все эти средства будут тратиться (по предположению «реформаторов», начиная с 2018 г.)
не только, а может и не столько на нужды селятинцев. В зависимости
от экономической и политической конъюнктуры, которая будет складываться в «округе», не исключено, что Селятино будет финансироваться по остаточному принципу (ведь здесь и так все «хорошо», а другие больше нуждаются), а также будет поставлено
в унизительное положение вечно выпрашивающего средства на покрытие своих расходов из окружного бюджета.

7. В настоящее время городское поселение Селятино демонстрирует относительно неплохие показатели в сфере благоустройства и ЖКХ
по сравнению с тем же городским поселением Наро-Фоминск.
Сам губернатор Московской области А.Ю. Воробьев после посещения
поселений Наро-Фоминского муниципального района признал,
что в Наро-Фоминске ситуация неудовлетворительная, а в Селятино «хочется возвращаться».

Однако в более крупном объединенном муниципальном образовании, таком как планируемый к созданию городской округ Наро-Фоминск, в целом будет только больше проблем в сфере того же ЖКХ, которые сложнее будет решать. А на большие ассигнования по покрытию расходов на благоустройство мы уже вряд ли сможем рассчитывать.

Предполагаемое также создание в рамках городского округа единой организации по предоставлению коммунальных услуг ввиду
ее монопольного положения может привести к снижению качества этих услуг и увеличить вероятность неконтролируемого повышения тарифов.

8. Размеры предполагаемого к созданию городского округа Наро-Фоминск настолько велики, что адекватной управляемости добиться в нем будет невозможно.

Проблемы окраин будут решаться еще хуже, чем сейчас,
а все материальные и финансовые ресурсы будут сосредотачиваться
в окружном центре, то есть в Наро-Фоминске, что может послужить одним из факторов для развития коррупции.

В условиях единого округа многократно возрастет и вероятность бесконтрольного повышения налоговых ставок, а также возможность проводить «оптимизацию» (слияние или сокращение) объектов социальной инфраструктуры (больницы, школы, детские сады
и пр.) для целей пресловутой «экономии», пользы от которой граждане никогда на себе не ощущали.

Одновременно с этим у региональных и окружных властей «развяжутся руки» для осуществления (согласования) произвольной жилой и иной коммерческой застройки без соответствующего развития социальной инфраструктуры, которая уже в настоящее время испытывает чрезмерную нагрузку. В условиях городского округа этот процесс вообще может принять стихийный неконтролируемый характер.

В едином округе увеличится и очередь на социальное жилье, поскольку может стать общей по всему округу, а проблема обеспечения нуждающихся жителей нашего поселения этим жильем только усугубится. Расселять людей смогут в любом месте в пределах округа, где появится новое социальное жилье, в том числе в населенных пунктах, не имеющих соответствующей инфраструктуры и отдаленных от прежнего места жительства селятинцев, что может оказаться для них неприемлемым.

Кроме того, Наро-фоминский муниципальный район преимущественно состоит из сельских неурбанизированных территорий, не обладающих инфраструктурным (социальным, транспортным, инженерным и пр.) единством с городскими территориями, в связи с чем объединение всех этих территорий в городской округ не согласуется
с концептуальными положениями Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон).

Аналогичной точки зрения придерживается и Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который на своем официальном сайте в сети «Интернет» опубликовал приведенный ниже ответ на вопрос о возможности объединения всех поселений муниципального района в городской округ.

«В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона
при наделении городского поселения статусом городского округа учитываются в том числе и перспективы развития городского поселения. При этом в указанной норме говорится о перспективе, подтвержденной генеральным планом данного городского поселения, то есть существующего муниципального образования, а не того, в который
он будет преобразован. Частью 31 статьи 13 Федерального закона предусмотрена возможность объединения городского округа
с поселением. При этом в случае объединения с городским поселением последнее утрачивает статус муниципального образования
и одновременно осуществляется изменение административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации,
в результате которого происходит объединение городов
как административно-территориальных единиц.

Системное толкование норм статьи 2, пункта 5 части 1 статьи 11, части 31 статьи 13 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что в результате административно-территориальных преобразований, обязательных при объединении городских поселений с городским округом, должны быть упразднены все города (кроме города, находящегося на территории городского округа) и поселки, и объединены
с городом, находящимся на территории городского округа. При этом
в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона территорию поселения (а городской округ – поселение) составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов и другие земли, необходимые для рекреации и развития поселений. Вряд ли исторически сложившейся территорией данного города можно считать территорию другого города или поселка, находящегося от него на расстоянии
в десятки километров. Требование Федерального закона об объединении подобных населенных пунктов также нереализуемо, поскольку новый целостный городской субъект на их месте не возникнет, так как составляющие его части отделены друг от друга значительными сельскими пространствами.

Рассматривая вопрос об объединении всех поселений, которые входят в состав муниципального района, с городским округом, следует учитывать положение Федерального закона, согласно которому объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований. Должно быть также учтено мнение населения муниципального района, выраженное представительным органом муниципального района. Если объединяются все поселения, то данная норма становится невыполнимой, так как отсутствует население муниципального района. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если поселения, образующие муниципальный район, объединятся в одно поселение, претендуя
в дальнейшем на статус городского округа. Получение такого статуса
в силу нормы части 7 статьи 13 Федерального закона требует согласия остального населения муниципального района, что в отсутствие такого населения недостижимо. Следует обратить внимание и на то,
что Федеральный закон не предусматривает возможность упразднения муниципального района.

Необходимо учитывать, что требование об обязательном формировании муниципальных образований на двух территориальных уровнях – в поселениях и муниципальных районах с разграничением
и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий
по решению вопросов местного значения – является концептуальным положением Федерального закона. Это позволило создать единую систему местного самоуправления, соответствующую Конституции Российской Федерации, во всех субъектах Российской Федерации. Ограничение
в Федеральном законе возможных вариантов преобразований муниципальных образований, не допускающее установления законодательными актами субъектов Российской Федерации новых вариантов изменения (преобразования) или прекращения статуса того
или иного муниципального образования, направлено на обеспечение стабильности этой системы.

Дополнительно хотелось бы отметить, что согласно статье 11 Федерального закона в состав городского округа могут входить сельские территории. Однако указанную норму не следует рассматривать,
как разрешающую включать в состав городского округа территории
в размерах территорий муниципальных районов. Наделять статусом городского округа целесообразно урбанизированную территорию,
а не территорию, которая по своему экономическому потенциалу,
по характеру занятий населения является сельской. Если принять позицию, допускающую упразднение муниципальных районов с заменой их городскими округами, мы тем самым сделаем возможной абсурдную ситуацию создания городских округов, состоящих из сельских территорий. В том числе и в целях недопущения подобного абсурда
в нормах Федерального закона (в пункте 5 части 1 и в абзаце втором части 2 статьи 11) закреплена взаимосвязь между перспективами территориального развития и статусом муниципального образования,
при этом федеральным законодателем установлено требование
о подтверждении указанных перспектив документально – генеральным планом поселения, городского округа.

С учетом изложенного, объединение всех поселений, входящих
в состав муниципального района, в новое муниципальное образование
со статусом городского округа противоречит действующему законодательству».

9. Инициаторы и исполнители «реформы» преобразования Наро-фоминского муниципального района Московской области в городской округ Наро-Фоминск замалчивают и о многих иных ее негативных сторонах, а также о минусах для городского поселения Селятино
и его жителей.

Так, эффективность реализации муниципальных программ, в том числе по благоустройству, а также качество предоставления муниципальных услуг могут существенно снизиться вследствие необходимости постоянного перераспределения финансовых ресурсов
в пользу менее успешных в плане социально-экономического развития частей округа.

В округе, намного большем по территории, чем поселение, оперативность реакции на обращения граждан может только ухудшиться ввиду большего количества населения и его проблем. При этом территориальные управления не смогут охватить все эти проблемы и дать по всем обращениям граждан исчерпывающие ответы, не согласовав их
с окружной администрацией. Кроме того, в данном случае не исключено
и перекидывание вопросов по «внутриадминистративной» компетенции между территориальными управлениями и администрацией округа.

Депутаты местного совета депутатов, который будет упразднен
в случае «объединения» нашего поселения с другими территориями округа, всегда ближе к населению и его проблемам. Они живут в тех же домах, что и мы, ходят и ездят по тем же дорогам, пользуются теми же муниципальными услугами, их дети посещают те же местные образовательные, культурные, спортивные и иные заведения, и т.д.

Напротив, окружной совет депутатов и окружная администрация, отдаленные от местных жителей и их проблем, не смогут оперативно
и качественно реагировать на запросы жителей. А территориальные управления будут так же «кивать» на вышестоящее руководство, не имея реальных полномочий по распределению материальных и финансовых ресурсов для надлежащего решения вопросов местного значения.

Кроме того, представительство селятинских депутатов в окружном совете будет несравнимо меньше, чем представительство их наро-фоминских коллег вместе с лояльными им народными избранниками «бедных окраин». Поэтому наше «селятинское меньшинство», лишенное своего самостоятельного крупного бюджета, не сможет оказывать какого-либо значимого влияния на принятие решений в совете депутатов округа.

Наши жители не смогут выбирать главу поселения, которое преобразуется в микрорайон города Наро-Фоминска, а глава округа
не будет иметь по-настоящему народного мандата, поскольку будет назначаться губернатором или избираться представительным органом городского округа.

Заместитель главы округа, которым должен будет стать нынешний глава поселения, боясь лишиться должности, замещаемой в порядке назначения, не станет идти против позиции своего непосредственного руководителя, и поэтому реально не сможет влиять на принятие альтернативных решений, наиболее соответствующих интересам селятинцев.

С учетом всего этого снизятся и возможности общественного контроля за муниципальными властями со стороны населения, которое
не сможет полноценно использовать свое конституционное право
на местное самоуправление.

Наконец, само Селятино утратит свою историческую ценность
как рабочий поселок, возведенный трудом работников прославленного
в те годы Треста «Гидромонтаж» и впоследствии ставший поистине «жемчужиной» всего Наро-Фоминского района.

Теперь же статус Селятино хотят понизить до части микрорайона города Наро-Фоминск. А у части микрорайона не может быть своей отдельной истории и своего достойного будущего.

С учетом вышеизложенного, реализуя свое право на участие
в местном самоуправлении и общественном контроле, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом
от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля
в Российской Федерации» и Положением о публичных слушаниях
в городском поселении Селятино, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Селятино от 11.12.2014 № 7/11, предлагаю:

1) категорически отказаться от объединения территорий городских
и сельских поселений Наро-Фоминского муниципального района Московской области и создания на их объединенной территории городского округа Наро-Фоминск, оставив городское поселение Селятино самостоятельным муниципальным образованием в существующих границах со своими органами местного самоуправления
и самостоятельным бюджетом;

2) учитывая сверхважность вынесенного на обсуждение вопроса
для дальнейшей судьбы нашего поселения и будущего его граждан, рекомендовать всем депутатам Совета депутатов городского поселения Селятино, которые призваны представлять интересы избравших их на эту должность жителей, и на которых лежит вся ответственность по принятию окончательного решения по данному вопросу, озвучить на публичных слушаниях свою позицию и аргументировать ее, а жителям
дать возможность высказать депутатам свои обоснованные возражения (при их наличии);

3) для закрепления результатов публичных слушаний и объективной оценки мнения жителей городского поселения Селятино провести соответствующее голосование по аналогии с голосованием, состоявшимся 25.11.2016 на публичных слушаниях в городском поселении Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области по этому же вопросу.

Наши рекомендации