В4 Объекты бухгалтерского учета в организации торговли и общественного питания.
Деятельность торговых организаций в Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законом о государственном регулировании торговли и общественного питания (08.01.2014 №128-3)
Торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг связанных с продажей.
Оптовая торговля – вид торговли связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Розничная торговля - вид торговли связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного использования, если не связанное с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Общественное питание – предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продуктов общественного питания и товаров с оказанием или без оказания услуг.
Основным объектом учета в организации торговли являются товары.
Организация бухгалтерского учета в организациях торговли включает следующие этапы:
1- Система документирования хозяйственных операций при помощи соответствующих форм первичных документов.
2- Учетная политика организации, оценка товаров и других активов.
3- Формирование информации об объектах учета в регистрах синтетического и аналитического учета в соответствии с рабочим планом счетов.
Согласно инструкции № 102 доходы и расходы в системе бухгалтерского учета подразделяются:
1 – доходы и расходы по текущей деятельности (счет 90)
2 – доходы и расходы по финансовой и инвестиционной деятельности (счет 91)
Доходы и расходы по текущей деятельности подразделяются на:
1- Доходы и расходы от реализации товаров, работ и услуг
2- Доходы и расходы от прочей текущей деятельности
Основным показателем доходов от реализации товаров в организациях торговли является выручка. Под выручкой понимается продажная стоимость товаров. В продажную стоимость товара включается цена приобретения товара, торговая надбавка и НДС (Налог на добавленную стоимость).
Под расходами связанными с реализацией товаров понимается себестоимость реализованных товаров (покупная стоимость товара без НДС предъявленного к оплате поставщиком).
Расходы связанные с продажей товаров (расходы на реализацию)
Расходы на управление.
Пример: торговая организация приобретает товар у поставщика 10 единиц 50.000 за единицу; НДС – 20% (100.000)
Д 41 К60 – 500.000
Д 18 К 60 – 100.000
Д 60 К 51 – 600.000
Д 68 К 18 – 100.000
Торговая надбавка 30%
Продажная стоимость товара = цена приобретения + торговая надбавка + НДС
500.000 + 150.000 + 130.000 = 780.000
Торговая надбавка = 500.000*0,3 = 150.000
Выручка от реализации товара по продажным ценам, включая НДС – 780.000
НДС из выручки – 130.000
Выручка за минусом НДС – 650.000
Себестоимость реализации – 500.000
Торговая надбавка по реализованным товарам – 150.000
Торговая надбавка относится к реализованным товарам, является основным источником получения валовой прибыли от реализации товаров. За счет валовой прибыли организации торговли возмещают расходы на реализацию товаров (заработная плата, расходы на содержание зданий, реклама, командировочные расходы, амортизация основных средств и нематериальных активов).
Расходы на управление (административно- управленческий аппарат)
Расходы на реализацию – 70.000
Расходы на содержание аппарата управления – 50.000
Прибыль от реализации товаров – 30.000
Информация о доходах и расходах от реализованных товаров в системе бухгалтерского учета формируется на счете 90 субсчета 1-6
Отражается выручка от реализованных товаров Д 62 К 90-1 – 780.000
Начисление налога из выручки Д 90-2 К 68 -130.000
Списание реализованных товаров Д 90-4 К 41 – 500.000
Отражение расходов на реализацию и расходов на управление Д 90-5/6 К 44 – 120.000