Сущность, классификация и методы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Доход в результате реализации продукции, работ, услуг представляет собой выручку от реализации продукции.

Выручка может определяться следующими методами:

метод начислений;

кассовый метод.

При методе начислений доходы от реализации продукции признаются в момент отгрузки продукции и предъявления счетов покупателям.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) кассу предприятия, поступления иного имущества и имущественных прав. В этом случае продукция считается реализованной, если предприятие-изготовитель получило за нее деньги.

Выручка от реализации продукции методом прямого счета определяется по формуле В = Ц × Vр ,

где В – выручка от реализации проукции, р.;

Ц – цена единицы продукции (работы, услуги) без НДС (налога на добавленную стоимость) и акцизов, р.;

Vр – объем реализованной продукции (работ, услуг), шт.

Расчетный метод определения выручки:

В = ТП + ГПнп - ГПкп

где В – выручка от реализации продукции, тыс. р.

ГПкп, ГПнг – ожидаемые остатки соответственно на конец и начало планового периода готовой продукции на складе в оптовых ценах (а также для кассового метода - товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров на ответственном хранении у покупателя), тыс. р.;

ТП – плановый объем товарной продукции в оптовых ценах , тыс. р.

Для выявления финансового результата деятельности предприятия необходимо сопоставить доходы предприятия с расходами.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

«Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственн иков имущества)»

Доход в результате реализации продукции, работ, услуг представляет собой выручку от реализации продукции.

Выручка может определяться следующими методами:

метод начислений;

кассовый метод.

При методе начислений доходы от реализации продукции признаются в момент отгрузки продукции и предъявления счетов покупателям.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) кассу предприятия, поступления иного имущества и имущественных прав. В этом случае продукция считается реализованной, если предприятие-изготовитель получило за нее деньги.

Выручка от реализации продукции методом прямого счета определяется по формуле

В = Ц × Vр ,

где В – выручка от реализации проукции, р.;

Ц – цена единицы продукции (работы, услуги) без НДС (налога на добавленную стоимость) и акцизов, р.;

Vр – объем реализованной продукции (работ, услуг), шт.

Расчетный метод определения выручки:

В = ТП + ГПнп - ГПкп

где В – выручка от реализации продукции, тыс. р.

ГПкп, ГПнг – ожидаемые остатки соответственно на конец и начало планового периода готовой продукции на складе в оптовых ценах (а также для кассового метода - товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров на ответственном хранении у покупателя), тыс. р.;

ТП – плановый объем товарной продукции в оптовых ценах , тыс. р.

Для выявления финансового результата деятельности предприятия необходимо сопоставить доходы предприятия с расходами.

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЦЕН

С позиций экономической теории цена есть денежное выражение стоимости товара, т.е. количество денежных единиц, характеризующих стоимость. Эту стоимость вычислить очень сложно. С позиций рыночной экономики цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни.

Учетная функция цены: цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов на изготовление товара.

Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под влиянием различных факторов. Функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником формирования дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения, служит средством для достижения соответствия спроса и предложения.

Функция цены как средства рационального размещения производства в том, что происходит перелив капиталов в секторы экономики и виды производства с более высокой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство или потребление различных товаров. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции.

Выделим классификации цен по следующим признакам:

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

цены промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, по которым предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям);

транспортные цены и тарифы;

тарифы на платные услуги населению;

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

цены сельского хозяйства, например, закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;

По способу установления и сфере регулирования:

свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;

договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;

цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия;

регулируемые цены и тарифы, устанавливаемые под контролем государства или субъектов Федерации. Возможно установление фиксированных цен, предельных цен (нефть, газ), надбавок, предельных коэффициентов повышения действующих цен. Контролируются и регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов.

По способу учета затрат и чистого дохода:

оптовые цены предприятия;

оптовые цены промышленности;

розничные цены.

По срокам действия:

твердые (постоянные), не изменяемые в течение всего действия контракта;

текущие, меняющиеся в рамках действующего контракта;

сезонные, действующие в рамках одного определенного периода;

скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.

По методу включения транспортных расходов в цену товара:

цена «франко-склад поставщика» (все расходы по доставке продукции несет покупатель);

цена «франко-станция отправления» (в цену продавец включает все расходы по доставке продукции на станцию отправления);

цена «франко-склад потребителя» (расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН

Основные методы установления цен на товары и услуги

Различают затратные и параметрические методы ценообразования.

Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции. К затратным методам ценообразования относятся:

метод полных издержек;

метод стандартных издержек;

метод прямых издержек.

Метод полных издержек — это способ формирования цен на ос­нове всех затрат, которые списываются на единицу того или иного изделия и к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к мо­нопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован.

Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей ве­личине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек явля­ется определение стандартов затрат.

Метод прямых издержек — это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные за­траты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматривают­ся как прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся на финан­совые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.

Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых издержек.

Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. К параметрическим методам ценообразования относятся:

метод удельной цены;

метод баллов;

метод регрессии.

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитыва­ется как частное отделения цены на основной параметр качества то­вара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.

Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).

Метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметричес­кого ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара.

Подход к ценообразованию зависит от этапа жизненного цикла изделия, от типа рынка (рынки чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции, чистой монополистической конкуренции), от эластичности спроса по ценам, по доходу.

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ

ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Издержки - это денежное выражение ценности экономических ресурсов, затрачиваемых при совершении экономическим субъектом каких-либо действий.

Выделяют издержки производства и издержки обращения.

Издержки производства – это стоимостное выражение всех затрат производственных факторов, необходимых предприятию для его деятельности.

Издержки обращения возникают в сфере обращения.

По периодичности возникновения производственные издержки делятся на текущие и единовременные (капитальные).

По экономической роли в процессе производства текущие издержки делят на основные и накладные.

Основные издержки – издержки, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции (все затраты, включаемые в состав цеховой себестоимости)

Накладные издержки – издержки, которые образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением.

Предельные издержки – это прирост издержек при увеличении производства на единицу продукции.

Важное значение в управлении расходами предприятия имеет их классификация на прямые и косвенные.

Прямые расходы – это расходы, которые связаны с производством отдельных видов продукции и могут быть отнесены на себестоимость конкретного вида продукции непосредственно по данным первичных документов. Для целей налогового учета к прямым расходам относят прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, амортизационные отчисления по объектам, непосредственно участвующим при изготовлении продукции.

Косвенными называются затраты, которые связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально принятому базису. Например, расходы на аппарат управления предприятием связаны с выпуском всей номенклатуры продукции данного предприятия и требует выбора косвенного метода отнесения на себестоимость конкретного вида изделия.

По отношению к изменению объема производства расходы делят на переменные и постоянные Переменные расходы (иногда используется термин условно-переменные) – это расходы, общая величина которых изменяется при изменении объема производства. Например, расходы на сырье и основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, оплата труда рабочих сдельщиков с отчислениями на социальные нужды. Переменные расходы могут быть пропорциональными (Спер), прогрессивными (Спер прог) и регрессивными (Спер рег). Пропорциональные переменные расходы изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. При этом величина данных расходов на единицу продукции остается неизменной. Прогрессивные переменные расходы изменяются более быстрыми темпами, по сравнению с объемом производства, а регрессивные – более медленными темпами. Постоянные расходы – это расходы, которые не изменяются при изменении объема производства в релевантном диапазоне. При выходе объема производства за релевантный диапазон данные затраты меняются скачкообразно. К постоянным расходам могут относится арендная плата, амортизационные отчисления в единичном и серийном производстве ( кроме начисленных производственным способом), заработная плата управленческих работников, расходы на отопление помещений, расходы на рекламу и т. П

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, по экономическим элементам подразделяются на: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

К материальным затратам относятся:

расходы на приобретение сырья и (или) материалов, расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом; расходы на приобретение комплектующих изделий, полуфабрикатов; расходы на приобретение работ и услуг производственного характера.

В затраты на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах:

суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам; стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления,

Отчисления на социальные нужды связаны с необходимостью уплаты единого социального налога (ЕСН) налогооблагаемой базой которого являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу работников. Единый социальный налог является источником формирования государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, фондов обязательного медицинского страхования.

В элемент «Амортизация» включают начисленные амортизационные отчисления по всему амортизируемому имуществу организации.

К прочим затратам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы соответствующих налогов и сборов; расходы по набору, подготовке и переподготовке кадров; арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество; расходы на содержание служебного транспорта; расходы на командировки; на юридические, консультационные и информационные услуги;

расходы на канцелярские товары; расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги; расходы на рекламу.

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ

НА ПРОИЗВОДСТВО

В зависимости от цели планирования затрат на производство используют калькуляционный метод и метод сметного планирования.

Калькуляционный метод планирования себестоимости – это метод планирования себестоимости единицы продукции по статьям калькуляции.

Составление плановой калькуляции необходимо, чтобы определиться с себестоимостью единицы изделия и принять решение о плановой цене продукции или целесообразности реализации продукции по предложенной цене.

В плановую производственную себестоимость продукции включают только производительные затраты, то есть затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, не предусмотренные технологией потери от брака, оплата сверхурочных и т.п.). Непроизводительные затраты, как правило, не планируются.

Плановые суммы прямых статей калькуляции, как правило, определяют нормативным методом. Для этого на предприятии разрабатывается необходимая нормативная база.

Величина прямой статьи затрат при использовании данного метода рассчитывается по формуле

Спр = Н × Х

где Спр – плановое значение прямой статьи затрат;

Н – установленная норма расхода ресурса на единицу продукции;

Х – затраты на единицу ресурса.

При планировании косвенных статей калькуляции сначала составляют смету косвенных расходов на период, а затем включают их в плановую себестоимость конкретного изделия пропорционально принятому базису.

Для планирования затрат в целом по предприятию или конкретному подразделению используется метод сметного планирования. В смете отражаются затраты, осуществляемые в определенном периоде (месяце, квартале и т.д.) в разрезе экономических элементов или статей затрат. Формы и виды смет затрат разрабатываются предприятием самостоятельно. При этом важно связать затраты с местом их возникновения.

Для планирования затрат на срок год и более используются факторный метод, метод экспертных оценок; экономико-математические методы.

Наши рекомендации