Бюджетный процесс как разновидность юридического процесса
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Бюджетный процесс является важнейшим направлением финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Именно в ходе бюджетного процесса скрещиваются интересы различных социальных групп, которые ведут к принятию или не принятию бюджета к началу финансового года.
Понятие "бюджетный процесс" используется в двух значениях:
- Институт бюджетного права, регулирующий группу однородных отношений (регламентирует составление проектов бюджета, принятие законов, решений о бюджете, исполнения бюджета, порядок контроля и предоставления отчётности);
- Разновидность бюджетной деятельности.
Бюджетный процесс (В.А. Парыгина, А.А. Тедеев) — это деятельность следующего круга субъектов: органов государственной власти, органов местного смоуправления и участников бюджетного процесса.
Бюджетный процесс (В.В. Бесчеревных) — это процесс (регламентированная нормами бюджетного права деятельность) составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отчётов об их исполнении.
Бюджетный процесс (Г.В. Поляк) — это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Бюджетный процесс (М.В. Карасева) — это единственный юридический процесс, обслуживающий формирование и исполнения одного единственного закона — закона о бюджете на предстающий финансовый год.
Бюджетный процесс (С.Г. Горбушина) — это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчёта об исполнении, подчинённых цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного или муниципального бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.
Бюджетный процесс — это деятельность (определённая последовательность действий) органов государственной власти и органов МСУ по составлению проектов бюджетов, принятию законов (решений) о бюджете, исполнению бюджетов, контролю и предоставлению отчётности.
Бюджетный процесс (статья 6 БК РФ) — это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов МСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Новеллой легального определения является включение в него положений по осуществлению бюджетного учёта, а также по составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.
Бюджетный процесс (КФ) — организованная упорядоченная последовательность действий уполномоченных субъектов, которая охватывает законотворческую/правотворческую, управленческую и контрольную деятельность, а также деятельность по формированию учёта и отчётности об исполнении бюджетных показателей.
Назначение бюджетного процесса (КФ) — обеспечение принятия и последующего исполнения закона (решения) о бюджете.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Процесс (лат. processus – прохождение, продвижение) — последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.
Юридический процесс является разновидностью социального процесса.
Юридический процесс в узком смысле (М.С. Строгович) — это юрисдикционная деятельность управомоченный государственных органов. Такая трактовка характерна для уголовного, гражданского и административного процесса.
Юридический процесс в широком смысле (П.И. Кононов, М.В. Карасева) предполагает не только юрисдикционную деятельность, но и другие виды деятельности (позитивное правоприменение, прим.), регламентацию урегулирования возникшего разногласия между участниками правовых отношений.
Смысл юридического процесса (В.М. Горшнев) состоит не только в регламентации принуждения в рамках уголовного и гражданского процесса, а в любой деятельности по реализации предписаний материально-правовых норм. Следовательно, в каждой отрасли права имеется её самостоятельная часть – процессуальное право, которое призвано обслуживать потребности реализации норм материального права.
Признаки любого юридического процесса:
- Стадийность, последовательность;
- Наличие властных субъектов (как минимум одного);
- Динамичный характер;
- Процессуальная форма (форма правовых актов).
Специфические признаки бюджетного процесса:
Вопрос делегирования между ветвями власти (самостоятельно)
В бюджетном процессе есть такая возможность, но это не называется делегированием. Глава: Временное управление (администрация), а также прямое указание, когда не создаются органы местного управления.
Презумпция: не имеем права передавать законодательные бюджетные полномочия ни другой ветви власти, ни другим уровням. То же самое касается и исполнительных органов.
Понятия, которые надо запомнить: текущий год (который сейчас), отчетный год (предыдущий), очередной год (следующий).
Трёхлетка: принимается бюджет 2017-2018-2019. Потом принимается бюджет 2019-2020-2021, но учитывается принятое в прошлом бюджете.
Закон от ФЗ от 30 марта 2015 года № 273-ФЗ: приостановил положения бюджетного кодекса, которые устанавливали трёхлетку до 2016 года (только на федеральном уровне). Сейчас принимается только на 1 год.