Внутренний контроль качества аудита
Контроль качества аудита может быть внешним и внутренним.
Внешний Контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов (ст. 10 ФЗ №307-ФЗ):
Аудиторы обязаны проходить внешний контроль качества работы в порядке плановых проверок не реже 1 раза в 3 года и не чаще 1 раза год.
Проверки проводят СРО на основании стандартов аудита.
Наряду с внешним контролем должен осуществляться внутренний контроль, т.е. каждая аудиторская организация должна создать регламент внутреннего контроля качества.
Согласно ст.10, ч.1, ст.18, ч.2, пп.6 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» каждая аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны иметь и соблюдать правила осуществления внутреннего контроля качества работы.
Под правилами осуществления внутреннего контроля качества работы понимается основной документ каждой аудиторской организации и индивидуального аудитора, регламентирующий осуществление аудиторской деятельности и функционирование системы внутреннего контроля качества.
Рис.1 Система нормативного регулирования контроля качества аудита
|
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 7 “Контроль качества выполнения заданий по аудиту” и № 34 “Контроль качества услуг в аудиторских организациях” устанавливают требования к организации внутреннего контроля качества услуг в аудиторской организации на уровне всей организации и на уровне отдельных заданий.
На уровне аудиторской организации целью контроля качества следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторской организации установленным требованиям. Эти требования устанавливает система стандартизации по организации и технологии проведения аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг в российской аудиторской организации, в которую входят федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов (СРО), внутренние стандарты. При этом:
— федеральные стандарты аудиторской деятельности формулируют единые базовые требования к порядку оказания аудиторских услуг, к их качеству и надежности;
— стандарты СРО устанавливают дополнительные требования, обязательные для применения всеми членами данного СРО;
— внутренние стандарты детализируют и регламентируют единые и дополнительные требования к оказанию аудиторских услуг[3]
Федеральным стандартом закреплено, что "общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:
а) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
б) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
в) проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;
г) необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;
д) в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
е) необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица;
ж) необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита