Нормативно-методическая база делопроизводства
Нормативно-методическая база делопроизводства - это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов, а также регламентирующих работу службы делопроизводства - ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение.
Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя:
1) законодательство РФ, правовые акты Президента, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти в области документационного обеспечения.
Документационное обеспечение - важнейшая сторона деятельности любого предприятия.
Законодательство РФ регламентирует общие принципы организации документационного обеспечения деятельности физических и юридических лиц.
Основу гражданского законодательства составляет Гражданский кодекс РФ. Он устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтверждения правоотношений. Например, ст. 51 ГК РФ устанавливает виды документов, применяемых при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; ст. 160 устанавливает письменную форму сделки и основные требования, предъявляемые к ней; ст. 307 определяет виды договоров; ст. 420-453 содержат общие положения о договоре.
Наряду с ГК РФ отдельные стороны работы с информацией и документами регулируются специальными федеральными законами.
Закон РФ «О стандартизации» (10.06.93) устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий и предпринимателей и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
В развитие этого закона Правительством РФ принято постановление «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» (12.02.94), утвердившее положения о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОКТЭИ).
Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (20.02.95) устанавливает, что документы и массивы документов являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
Развитие отдельных положений этого закона нашло выражение в Указе Президента «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (20.01.94), постановлениях Правительства «Об информационном обеспечении предпринимательства в РФ» (01.12.94), «Об улучшении информационного обеспечения населения РФ» (12.01.96).
Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» (04.07.96) направлен на создание условий для участия России в международном информационном обмене в рамках единого информационного пространства.
Закон РФ «О государственной тайне» (21.07.93) регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.
Положения этого закона нашли развитие в Указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (30.11.95), постановлении Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (05.12.91).
Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах, принятые Верховным Советом РФ 7 июля 1993 г., направлены на совершенствование архивного дела в стране, предотвращение порчи, уничтожения, хищения, незаконной скупки, продажи, приобретения и вывоза архивных документов за границу.
В развитие Основ законодательства об Архивном фонде РФ и архивах принят Указ Президента РФ от 17.03.94 «Об утверждении Положения об Архивном фонде РФ»;
2) государственные стандарты на документацию.
Стандартизация в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы, услуги, имеющие межотраслевое значение. В соответствии с законом государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации принимает Госстандарт России; они вводятся в действие после их государственной регистрации.
Самостоятельный комплекс составляют стандарты на унифицированные системы документации:
ГОСТ 6.10.3-83. Унифицированные системы документации. Запись информации унифицированных документов в коммуникативном формате;
ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения; .
ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца;
ГОСТ Р 6.30-97 Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;
ГОСТ 16487-83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения;
3) унифицированные системы документации (УСД).
В основе создания УСД лежит метод унификации - установление единообразия состава и форм управленческих документов, создаваемых при решении однотипных управленческих функций и задач.
Работы по унификации документов и созданию УСД проводятся в целях сокращения количества применяемых в деятельности предприятий документов, типизации их форм, снижения трудовых, временных и материальных затрат на их подготовку и обработку, достижения информационной совместимости автоматизированных баз данных.
УСД - это совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности, средств их ведения, нормативных и методических материалов по их разработке и применению.
В настоящее время действует восемь УСД:
унифицированная система организационно-распорядительной документации;
унифицированная система банковской документации;
унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных организаций;
унифицированная система отчетно-статистической документации;
унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятия;
унифицированная система документации по труду;
унифицированная система документации Пенсионного фонда РФ;
унифицированная система внешнеторговой документации;
4) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭИ).
ОКТЭИ - нормативные документы, содержащие систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присвоенные им коды.
Классификации и кодированию подлежат социальные и экономические объекты и их свойства, информация о которых используется в деятельности органов власти и управления и содержится в унифицированных формах документов.
В настоящее время разработано и действует 37 общероссийских и продолжающих действовать общесоюзных классификаторов.
Все классификаторы с точки зрения содержания подразделяются на три группы:
- Классификаторы информации об управленческих документах, задачах, решаемых в автоматизированных системах управления, видах деятельности, экономических и социальных показателях (сюда входит ОКУД).
- Классификаторы информации об организационных структурах (сюда входит ОКПО).
- Классификаторы информации о населении и кадрах.
5) Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Основные требования к документам.
Наиболее полным межотраслевым документом по организации документационного обеспечения управления является изданная в 1990 г. ГСДОУ.
ГСДОУ - это совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях и в общественных организациях.
Основная цель ГСДОУ - упорядочение документооборота организации, сокращение количества и повышение качества документов.
ГСДОУ распространяется на все системы документации органов государственного управления, суда, прокуратуры, арбитража, включая документы, создаваемые средствами вычислительной техники.