Тестовые задания для самопроверки. Задание: Модернизация или рационализация средств труда, направленная на частичное улучшение устаревших машин
Задание: Модернизация или рационализация средств труда, направленная на частичное улучшение устаревших машин, является:
Ответы:
1) базисной инновацией;
2) экономической инновацией;
3) псевдоинновацией;
4) улучшающей инновацией;
5) организационно-управленческой инновацией.
Задание: Приватизация – это:
Ответы:
1) базисная инновация;
2) экономическая инновация;
3) псевдоинновация;
4) улучшающая инновация;
5) организационно-управленческая инновация.
Задание: Возможность ошибочного определения производственной мощности, цен на сырье, энергию и комплектующие, стоимости оборудования, относится:
Ответы:
1) к валютному риску;
2) внешнеэкономическому риску;
3) конкурентному риску;
4) институциональному риску;
5) техническому риску;
6) финансовому риску.
Задание: Упреждение будущих трудностей путем создания резервов в показателях на стадии стратегического планирования деятельности организации относится:
Ответы:
1) к методам распределения рисков;
2) методам локализации источников риска;
3) методам диссипации риска;
4) методам компенсации рисков;
5) методам страхования рисков.
Лекция 23. Планирование на предприятии
Актуальность планирования работы предприятия является наилучшим способом оценить шансы на успех, уберечься от коммерческой деятельности, обреченной на провал, взглянуть на свое предприятие со стороны, выявляя его слабые и сильные стороны. Планирование является средством формирования целей фирмы и способов их достижения.
Непременное условие эффективного планирования – знание экономических законов. Например, закон стоимости требует, чтобы цена товара устанавливалась исходя из общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции. Закон накопления проявляется в необходимости использования части прибыли для расширенного воспроизводства капитала. Без инвестиций в активы не стоит рассчитывать на победу в конкурентной среде. Закон повышающейся производительности труда ориентирует на снижение трудовых и материальных затрат при использовании инноваций.
Планирование – это центральное звено управления, процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта. Планирование деятельности предприятия — явление многогранное, оно может быть систематизировано в теории и на практике в зависимости от ряда факторов.
В теории и практике планирования выделяют разные виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса. В частности, планирование классифицируют по следующим критериям:
I По степени охвата:
- общее планирование, охватывающие все аспекты проблемы;
- частичное, охватывающее только определенные области и параметры.
II По объектам планирования:
- целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;
- планирование средств для достижения поставленных целей (оборудования, персонала, финансов, информации);
- программное, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;
- планирование действий, например, наем кадров
III По сферам планирования:
- планирование сбыта;
- планирование производства;
- планирование персонала;
- планирование приобретений;
- планирование инвестиций;
- планирование финансов и т.д.
IV По глубине планирования:
- агрегированное, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;
- детальное с подробным описанием планируемого процесса
V По координации частных планов во времени:
- последовательное планирование в несколько этапов;
- одновременное, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования
VI По учету изменения данных:
- жесткое планирование;
- гибкое планирование
VII По очередности во времени:
- упорядоченное, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план;
- скользящее, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
- внеочередное, осуществляемое по мере необходимости, например при реконструкции предприятия
VIII В зависимости от принятой в государстве политики регулирования экономических процессов:
- централизованное (при административно-командной модели планирование осуществляется сверху вниз в виде директивных плановых заданий по выпуску продукции и поставке ее потребителям, которые заранее указаны вышестоящими ведомствами);
- децентрализованное (при рыночной модели экономики производитель самостоятельно ищет покупателя своей продукции)
IX По содержанию плановых решений:
- стратегическое, когда в центре внимания находятся миссия предприятия и создание потенциала для выживания, т.е. готовность предприятия к решению проблем будущего в условиях динамично развивающейся внутренней и внешней среды. Данный вид планирования определяет основополагающие направления развития хозяйствующего субъекта: как расширить деятельность, создать новые сферы бизнеса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес. Не существует единого горизонта стратегического планирования. В Европе часто встречаются 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, японцы – 3-летние.
- тактическое (оперативное) – процесс создания конкретных предпосылок, когда доминирует результат, который необходимо достигнуть в короткий срок и который поддается измерению, например прибыль. Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Задача данного вида планирования заключается в обеспечении относительной надежности и относительного структурирования. В некоторых источниках литературы отдельно выделяют тактическое планирование (планирование условий хозяйственных операций: производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала, правовых форм, территориального размещения) и оперативное планирование (планирование конкретных программ действий и акций).
X По времени и степени детализации плановых расчетов:
- долгосрочное (период более 5 лет, обычно 10, 15, 20 лет);
- среднесрочное (от 1 года до 5 лет);
- краткосрочное или текущие (до 1 года), включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.
XI По видам документов (бизнес-план, программа, проект, прогноз, задание, заказ-наряд);
XII По методам планирования:
- балансовый метод, наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов: материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.); трудовые (баланс рабочей силы); финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);
- нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства);
- программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет: сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ; обеспечить сквозное планирование — от идеи до внедрения в производство; увязать реализацию научно-технических программ с планом экономического и социального развития предприятия;
- метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.
- графические методы планирования могут иметь различные формы, например в виде сетевого и линейного графиков.
Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс.
В условиях динамизма внешней среды и сотрудничества с иностранными компаниями становится необходимым приблизить и адаптировать концепцию планирования, принятую в нашей стране, к международным стандартам.
Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.
Производственная программа планируется на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Она включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и их обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.
Содержание производственной программы зависит от различных факторов. В зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства (промышленная, сельскохозяйственная, строительная и др.) и услуги сферы нематериального производства (торговля, обучение, лечение и т.д.). В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Так, в промышленности есть автомобилестроение, станкостроение, ткацкое, швейное и обувное производство. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.
Различные виды товаров и услуг называются номенклатурой производственной программы. Соотношение удельных весов отдельных видов изделий (работ) в производственной программе характеризуется ассортиментом продукции (услуг).
Таким образом, производственная программа предприятия представляет собой перечень и количество выпускаемой им продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) для потребителей. При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия – увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала. Для достижения этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет вперед. При выработке долгосрочной стратегии необходимо учитывать стадии жизненного цикла основной номенклатуры производственной программы предприятия.
Производственная программа состоит из следующих разделов:
1 Плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции.
2 Плановое задание по качеству выпускаемой продукции.
3 План по специализации и кооперированию.
При разработке производственной программы необходимо соблюдать следующие принципы:
- научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества;
- согласованность производственной программы предприятия с производственными программами других предприятий, тесно связанных по линии кооперирования;
- наиболее полное и рациональное использование всех имеющихся ресурсов на предприятии;
- непрерывное наращивание выпуска и реализации продукции, если на нее имеется спрос.
Основой для разработки производственной программы являются результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов на предприятии.
К показателям производственной программы в денежном выражении относятся объем продаж, реализованная продукция, доход, товарная и валовая продукция, чистая и условно-чистая продукция, нормативно-чистая продукция, валовой и внутрипроизводственный оборот, нормативная стоимость обработки.
Планирование и прогнозирование являются важнейшими составными частями управления предприятием. Они позволяют:
- предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;
- более рационально использовать все ресурсы предприятия;
- избежать риска банкротства;
- более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
- своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
- повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
Но для того чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах.
Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.
К основным принципам планирования относятся:
1 непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов;
2 научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в мировом сообществе государств;
3 нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;
4 принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;
5 принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.
Оптимальность планов достигается разработкой альтернативных вариантов решения производственно-технических задач. Тот путь реализации идеи, который обеспечивает наилучшее сочетание затрат и результатов (прибыли на вложенный капитал), является оптимальным.
Стабильность плана – необходимый атрибут стабильности предприятия. Непредсказуемое развитие событий чревато потерей финансовой устойчивости и банкротством.
Органическое единство планов предприятия и его производственных подразделений достигается двумя путями. Первый – директивное жесткое планирование заданий сверху вниз: от директора предприятия к цехам и отделам. Второй – индикативное планирование: рекомендации руководства фирмы по отдельным наиболее важным показателям работы внутрифирменных структур. Само же планирование осуществляется снизу вверх. В обоих случаях обеспечивается единство планов подразделений и предприятия в целом. Первый вариант чаще используется в массовом производстве при наличии государственного заказа или долгосрочного контракта на поставку продукции. Второй – в условиях нестабильности рыночной ситуации и при неполном портфеле заказов на год.
Выделение приоритетов необходимо на каждом предприятии и связано в основном с разработкой новых видов продукции на перспективу. В качестве приоритета может выступать переход к энергосберегающим технологиям, поиск средств защиты окружающей среды и т.д. Реализация приоритетов осуществляется путем предоставления режима наибольшего благоприятствования в финансировании программ (проектов, планов).
Комплексность плана обеспечивается при взаимоувязке его составных частей.
Научность планов достигается в том случае, если учтены перечисленные выше основные принципы планирования. В противном случае план не будет оптимальным, экономичным, стабильным, взаимоувязанным. С таким планом вряд ли можно рассчитывать на успех.
Таким образом, система планирования деятельности предприятия представляет собой совокупность планов, в которых реализуются основные задачи фирмы и принципы планирования
Контрольные вопросы
1 Что такое планирование?
2 Перечислите основные принципы планирования.
3 Что такое производственная программа? Из какие разделов она состоит?
4 Чем отличается стратегическое планирование от тактического?
5 В чем заключается программно-целевой метод планирования?
6 Какие бывают планы по времени и степени детализации расчетов?