Эмиссионный курс облигаций. понятия ажио и дизажио.
Облигации могут продаваться по (ценам) стоимости выше или ниже номинальной, по так называемому эмиссионному курсу. Если облигация продается по стоимости ниже номинальной, значит, она продается со скидкой (дисконтом), эта скидка называется дизажио. Если облигация продается по стоимости выше номинальной, значит, она продается с премией, эта премия называется ажио. Размер ажио и дизажио определяется в пунктах.
1 пункт = 1% номинальной стоимости.
Для оценки перспектив изменения рыночной стоимости акций в рамках фундаментального анализа широко применяются ценовые мультипликаторы. Ценовый мультипликатор— это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой акции и финансовой базой. Финансовая база должна отражать финансовые результаты деятельности организации, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.
Наиболее часто используются показатели цена/прибыль (Р/Е) и цена/денежный поток (Р/СF). Рассчитанный показатель для оцениваемой компании сравнивается с соответствующим показателем компании-аналога или со средним по рынку акций в целом. Метод ценовых мультипликаторов часто называют также методом сравнения с компаниями-аналогами.
В качестве финансовой базы для показатели цена/прибыль (Р/Е) может использоваться любой показатель прибыли: чистая прибыль; прибыль дои налогообложения; прибыль до уплаты процентов и налогов а также среднегодовую сумму прибыли за последние несколько лет. Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднюю величину между максимальной и минимальной величиной цены за последний месяц. Значение данного мультипликатора может служить мерой риска для инвесторов и в то же время сроком окупаемости своих затрат, осуществленных при покупке данной акции. Низкое значение данного коэффициента показывает на высокий уровень риска (либо слабые перспективы для роста прибылей). Высокое значение этого коэффициента означает низкий уровень риска, хорошие перспективы роста прибылей и дивидендов, но в то же время достаточно длительный срок окупаемости затрат.
Однако если этот коэффициент для данной компании ниже, чем в среднем для данного сектора экономики, то это означает потенциальный рост цен акций данной компании, если только есть возможность и предпосылки для роста прибылей. С другой стороны, низкое значение этого коэффициента может означать, что компания испытывает затруднения, а перспективы роста неопределенны.
Среднее значение показателя цена/прибыль для большинства развитых рынков находится в диапазоне 12—18. Обычно он повышается в период биржевого бума.
Мультипликатор Р/Е можно использовать для определения стоимости акцийлишь в том случае, если рост прибылей в расчете на акцию стабилен. Если этот рост колеблется из года в год, то стоимость акции нельзя определить на основе значения прибыли на акцию лишь за последний год.
Наиболее распространенной ситуацией применения мультипликатора Р/СF является убыточность либо незначительная величина прибыли, а также несоответствие фактического полезного срока службы основных фондов организации периоду амортизации, принятому в финансовом учете.
Мультипликатор Р/D целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована.
Мультипликатор Р/S (Price/Sales) определяется как отношение рыночной цены акций к продажам. По сравнению с показателем Р/Е мультипликатор Р/S обладает меньшей волотильностью. Кроме того, выручка – один из немногих показателей, который подходит для анализа относительно разных компаний-аналогов.