Сущность ГБ, х-ка б-тных отношений
Необходимость и генезис ГБ.
Учение о гос б-те - область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - б-тной. Она включает фин отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, ден ср-в гос-ва. Б-т зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему обществ отношений, связанных с мобилизацией определенных дох в форме материальных ценностей для создания б-тного фонда (гос казны) и осуществлением гос расх. Трансформация б-та в фин категорию происходила постепенно с развитием гос-ва и товарно-денежных отношений. Тем не менее древний период и начало средних веков принято считать эпохой начального развития обществ потребностей. Позже, когда была подмечена выгода удовлетворения некоторых потребностей совместными усилиями, люди стали образовывать союзы, кот на первых порах носили временный и случайный характер. Одними из первых таких союзов были крестьянские земледельческие общины. Затем возникли городские общины - государства древнего мира, средневековые городские и церковные общины и в более позднее время - государство.
К росту общественных потребностей привели: рост населения и увеличение хозяйственной зависимости людей друг от друга, что было вызвано растущим общественным и международным разделением труда. В древнем мире образованию союзов общественно-принудительного характера способствовали потребности суда, управления, военной защиты. Хозяйство было натуральное, обмен и торговля - случайны и несовместны. Общественные потребности были невелики. В средн века замкнутое домашнее хозяйство, основанное на труде крепостных, сменяется городским. В городах развивается ремесленно-цеховой строй, производятся и обмениваются продукты, улучшаются пути сообщения. Периодический характер принимает торговля, организуются ярмарки, устанавливаются прочные хоз связи между людьми; соответственно растет удовлетворение общих потребностей совместными усилиями. В этих условиях появляются зачатки гос-ва. Прототипом б-та в средн века была смета королевских дох и расх. В это время дох и расх государства не отличались от дох и расх государей. Постепенно натур хоз-во сменяется денежным. Невероятных р-ров достигают пр-во, обмен и торговля; Появились новые потребности, кот лучше было бы удовлетворять за счет общих ср-в. Рост государственных расх на вооружение, войны, суд и управление, народное образование требовали значительного увеличения б-т фонда. Таким образом, организационная деят-ть го-ва по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных дох для создания б-тного фонда и осуществления гос расх.
В рабовладельческом обществе потребности го-ва удовлетворялись эксплуатацией рабов, повинностями и контрибуцией. Натуральные поступления в рабовладельческой и феодальной формациях еще не носили название "налоги". Это были дань, подать, оброк, сбор и т.д. Натуральное хозяйство этой эпохи определило и форму первых налогов. Они взимались с крестьян как часть их продукции: зерно, мед, домашний скот, пушнина и т.п. Натуральные налоговые отношения этого периода нельзя назвать фин-ми, а б-т фин категорией. Однако по мере развития ден отношений, формирующих финансы гос-ва, натуральные бюдж отношения постепенно заменяются денежными.
Таким образом, процесс трансформации б-та в фин категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. В этих условиях б-т формируется как фонд денежных средств.
Сущность ГБ, х-ка б-тных отношений.
Сущность б-та состоит в том, что б-т - это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у гос-ва с предприятиями, организациями и населением, - б-тные отношения. Для раскрытия природы б-та необходимо определить специфику б-тных отношений. К сущностным особенностям б-тных отношений принято относить их денежный характер, поскольку б-тные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также их вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия его части в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных дох и финансирования общегосударственных мероприятий. А также к сущностным особенностям можно отнести следующие:
• б-тные отношения регламентированы во времени (б-тным годом)
• эти отношения по дох носят безвозмездный характер, т.е уплата налогов и др обяз платежей не гарантирует выделение средств из б-та
• эти отношения по расходной части носят строго целевой характер
• участниками б-тных отношений с одной стороны всегда выступает государство.
• б-тные отношения строго регламентируются б-тным и налоговым законодательством.
Б-т отношения – это отношения государства с :
1)ЮЛ. Эти отношения как правило односторонние по поводу уплаты налогов. Однако могут быть и двухсторонние – в случае выделения из б-та средств (дотаций, субсидий, субвенций, б-т ссуда, б-т заем). Дотация – это ден средства, кот выделяются из вышестоящего б-та на невозвратной основе, в случае когда нехватает дох на покрытие расх.(без оговорки цели). Субсидия - это ден средства, кот выделяются из вышестоящего б-та нижестоящему, либо ЮЛ или ФЛ в виде помощи или пособия при этом обязательно уточняется на какие цели. Субвенция - это ден средства, кот выделяются из вышестоящего б-та нижестоящему на определенные цели. Б-т ссуда – это ден средства, кот выдаются временно и безвозмездно. Она выдается на конкрет цели. Б-тный заем – это ден ср-ва кот выдаются временно по целевому назначению и взимаются % на сумму займа.
2)ФЛ. Эти отношения, как пр, двухсторонние: по поводу уплаты налогов и получение благ прямым (стипендия, пенсия) или косвенным (бесплатное образование, здравоохранение, налоговые льготы) способом.
3) с др гос. – по поводу займов, кредитов, %, а также формирование совместного б-та
4) с междунар организациями. – по поводу уплаты взносов, получение средств на опред программы, проведение съездов, конференций.
В разл- источниках под б-том понимается фин план гос-ва, форма образования и расхания ден ср-в, фонд ден ср-в либо система или совокупность ден отношений, фактор реализации эк законов и др. Определение б-та д раскрывать сущность категории и основываться на главной его характеристике: б-т явл составной частью финансов, центральным звеном фин системы. Исходя из этого, б-т следует определять как систему специфических фин отношений, связанных с фор-ем и использ-ем бюдж фонда для обеспечения ф-й г-ва на опред этапах обществ развития
Б-т как фонд ден ср-в и осн фин план государства.
Единой терминологии в отношении б-та до настоящего времени не выработано. Термин б-т в научной литературе и законодательных актах используется для обозначения различных по своей природе объектов. Он может рассм-ся как совок ден отношений; как основной финансовый план государства; как основной централизованный фонд денежных средств.
Бюдж план: б-т – система ден отн-ий, кот выражается количественно. Б-тный план принимает силу закона. В нем отражаются дох государства, направления и пропорции распределения централизованных финансовых ресурсов, р-р дефицита б-та и основные направления финансовой политики страны. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение б-тного плана соответствуют этапам б-тного процесса, регламентируются законодательством (б-тным кодексом).
- Б-тный фонд: т.к. б-тный план регламентирует финансовые взаимоотношения субъектов хоз-ия с государством, то возникает необходимость планир-я платежей в б-тный фонд и ассигнований из него. Устанавливаемые в б-те взаимоотношения по платежам и ассигнованиям имеют общественную направленность и охватывают практически всю национальную экономику и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая тем самым активное воздействие на процесс их образования и использования.
Б-т является составной частью финансов, центральным звеном финансовой системы страны, следовательно б-т – это система специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием б-тного фонда для обеспечения функций государства не определенных этапах общественного развития.