Маркетинг пластиковых карт
Маркетинговая программа при внедрении систем карточных расчетов при использовании пластиковых карт должна обеспечить решение следующих задач:
• Выявление наиболее прибыльных рынков и их оценка по сбыту услуг с использованием пластиковых карт;
• Формирование представления о потребности клиентов в настоящем и будущем
• Формирование цели развития и направлений планов достижения
• Разработка комплекса мероприятий, реализовавших этот план.
.Маркетинг пластиковых карт конкретизируется следующими направлениями:
• Определение групп потенциальных потребителей банковских услуг на основе использования пластиковых карт;
• Выработка широкого набора стимулов с целью привлечения различных групп клиентов большего общего числа держателей карт;
• Проведение гибкой политики предложения услуг на основе участия в платежных системах
• Большие привлечения пластиковых карт как платежного инструмента путем расширения инфраструктуры приема и обслуживания, включая как предприятия торговли, так и пункты выдачи наличных денег;
• Разработка комплекса мер по увеличению активности держателей карт с целью увеличения финансовой отдачи карточных программ;
• Кооперация на взаимовыгодной основе с другими эмитентами с целью расширения сети обслуживания, уменьшение издержек и совместной борьбы с мошенничеством и нарушителями для большей эффективности обеспечения безопасности.
20. Магнитные карты и особенности расчетов с использованием магнитных карт.
Технология работы
В процессе подготовки к выпуску карта претерпевает персонализацию – графическую (нанесение логотипов банка), физическую (нанесение персональных данных держателя карты) и электрическую, при которой кодируется магнитная полоса. В соответствии с международным стандартом ISO 7813 на магнитную полосу наносится следующая информация:
- номер карты,
- фамилия и имя держателя
- срок окончания действия,
- сервис-код – код, определяющий допустимые типы операции.
После того, как карта выдана держателю, она привязывается к определенному карточному счету, на котором находится некоторая сумма денежных средств. Любая операция, совершенная с картой изменяет лимит на сумму операции.
Перед совершением операции с платежной картой осуществляется авторизация – получение разрешения на операцию. При использовании традиционной технологии минимально необходимыми данными для авторизации являются номер карты, срок действия и сумма операции. Авторизацию по поручению точки приема карты запрашивает банк эквайрер. Ответом на запрос авторизации, который дает эмитент являются либо положительный код авторизации или сообщение об отказе. В случае положительного ответа на запрос авторизации выполняется собственно сама операция с картой. Ее результатом является первичный документ: либо полностью заполненный и подписанный слип, либо чек электронного кассового устройства или платежного терминала, или банкомат. Основным видом авторизации является онлайновая авторизация, требующая связи кассира с центром авторизации.
Рассмотрим схемы авторизации в платежных системах разного уровня.
· Операция совершается в локальной платежной системе и/или в точке приема карты, обслуживаемой тем же банком, который выпустил карту(on us) (Рис.1)
1. Держатель карты совершает оплату товара/услуги или снятие наличных в точке приема карты
2. Авторизационный запрос из точки приема карты направляется в процессинговый центр банка-эквайрера- эмитента
3. Банк дает авторизацию, блокирует сумму операции на картсчете
4. Банк направляет ответ в точку приема карты
5. Держатель карты получает товар/услугу/наличные денежные средства
Операция совершается в международной платежной системе (МПС) (Рис. 2)
1. Держатель карты совершает оплату товара/услуги или снятие наличных в точке приема карты
2. Авторизационный запрос из точки приема карты направляется в процессинговый центр банка-эквайрера
3. Банк эквайрер направляет запрос в процессинговый центр МПС
4. Процессинговый центр МПС направляет запрос в банк-эмитент
5. Банк- эмитент дает авторизацию, блокирует сумму операции на картсчете
6. Банк- эмитент направляет ответ в процессинговый центр МПС
7. Процессинговый центр МПС направляет ответ в банка-эквайрер
8. Банк-эквайрер направляет ответ в точку приема карты
9. Держатель карты получает товар/услугу/наличные денежные средства
Первым способом авторизации являлась голосовая авторизация¸ при которой кассир звонил в банк и сообщал номер и срок действия карты, сумму операции и номер точки приема. Оператор центра авторизации вводил запрос в систему и, получив от нее ответ, сообщал его кассиру.
Описанный способ авторизации является простейшим. Его достоинство - экономичность. К недостаткам можно отнести низкую эффективность и меньшую безопасность по сравнению с электронной авторизацией, о которой речь пойдет ниже. Эффективность низкая вследствие необходимости дозвониться в центр авторизации и получить по телефону ответ, риска дублирования ввода, естественных временных задержек на соединение, передачу данных и получение ответа.
Для сокращения времени проведения операций была введена офлайновая авторизация «долимитных» операций, при которой связь с центром авторизации для получения разрешения на операции с суммой ниже лимита авторизации (ftoor Limit), определенного для данной торговой точки, не осуществляется. Решение о проведении данной операции принимается кассиром самостоятельно (Проверяются следующие условия: сумма операции не превышает установленный лимит, срок действия карты не истек, номер карты не находится в стоп-листе.
Установление лимитов для разрешения офлайновой авторизации позволило оптимизировать процесс выполнения операций с точки зрения повышения его эффективности при условии поддержания определенного уровня безопасности совершения операций.
Более продвинутым является электронная авторизация. Электронная авторизация является и более безопасной - в авторизационный запрос включаются как минимум данные второй дорожки магнитной полосы. Авторизация, использующая данные, считываемые с магнитной полосы, позволяет кассиру раскрыть. несоответствие эмбоссированных и закодированных данных (мошенничества, заключающиеся в «наклеивании» эмбоссированных символов или перекодировании магнитной полосы).
Для электронной авторизации операций покупок используются электронные кассовые аппараты со встроенными картридерами или РОS-терминалы. Наиболее совершенной представляется технология, при которой кассир не дублирует ввод данных о платежной операции: авторизационный запрос формируется с использованием данных, прочитанных с магнитной полосы, и суммы, взятой из электронного образа чека кассового аппарата.
Технология совершения операций с электронной авторизацией может быть совмещена с механизмом выполнения долимитных операций. РОS-терминал в этом случае для операций с суммой, не превышающей установленный лимит, считывает магнитную полосу карты и проверяет следующие условия: корректен ли номер карты, не истек ли срок действия карты, отсутствует ли карта в стоп-листе, не требуется ли в соответствии с сервис-кодом онлайн-авторизация.
Комбинированная технология, сочетающая электронную онлайновую авторизацию и офлайновую авторизацию долимитных операций, достигает в определенном смысле оптимального соотношения между требованиями эффективности и безопасности совершения операций.