Разработка стратегии предприятия. Процесс формирования стратегии включает три этапа:
Процесс формирования стратегии включает три этапа:
1. Формирование общей стратегии предприятия.
2. Формирование конкурентной (деловой) стратегии.
3. Определение функциональных стратегий.
Разработка общей (портфельной) стратегии решает две задачи:
- определяет направления развития предприятия;
- устанавливает роль каждого из стратегических хозяйственных подразделений в реализации стратегии и определяет способы распределения ресурсов между ними.
Основными типами общих стратегий являются:
- стратегии роста (наступательные стратегии);
- стратегии стабильности (оборонительные стратегии);
- стратегии сокращения (деинвестирования).
Наиболее распространенным (достаточно простым) подходом к выбору общей стратегии считается так называемая модель (матрица) Бостонской консультативной группы (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Матрица Бостонской консультационной группы
Каждое поле матрицы отражает один из четырех типов стратегических хозяйственных подразделений (товаров), условно называемых «Звезды», «Дикие кошки», «Дойные коровы», «Собаки».
1. «Дикие кошки» - товары, находящиеся в начальной фазе жизненного цикла (стадия выхода на рынок). Для увеличения доли рынка этих товаров требуются крупные инвестиции, не приносящие до закрепления товара на рынке адекватной отдачи. Риск таких инвестиций велик, так как новый товар может не выдержать конкуренции и перейти в четвертую категорию. Товары, обладающие конкурентными преимуществами, закрепившись на рынке, перейдут во вторую категорию.
2. «Звезды» - товары, находящиеся в стадии роста жизненного цикла. Товары рентабельны, однако растущий спрос определяет их потребность во внешнем финансировании.
3. «Дойные коровы» - товары, характеризующиеся стадией зрелости. Технология производства таких товаров отработана, издержки производства и сбыта минимальны. Товары не нуждаются в существенных инвестициях. Прибыль от продажи таких товаров может быть использована на финансирование других видов бизнеса.
4. «Собаки» - товары, находящиеся на стадии спада спроса и подлежащие по мере снижения рентабельности постепенному выводу с рынка.
Стратегии в отношении каждого типа стратегии хозяйственных подразделений (СХП) (товара) таковы:
1 «Дикие кошки» - подлежат специальному изучению с целью установить, при каких условиях и каком объеме инвестиций они могут превратиться в «звезды».
2. «Звезды» - следует сохранять (оберегать) и укреплять.
3. «Дойные коровы» - необходим жесткий контроль за инвестициями и передача избытка денежной наличности под контроль руководства предприятия.
4. «Собаки» - следует избавляться, если нет веских причин для их сохранения.
Положение СХП на матрице определяется двумя характеристиками:
относительной долей рынка;
темпами роста спроса.
Значение относительной доли рынка, большее единицы, считается высоким, меньшее - низким. Выбор на матрице точки, разделяющей медленно быстрорастущие виды бизнеса, возможен в следующих вариантах:
в тех случаях, когда номенклатура продукции одноотраслевая, граничная точка совпадает со среднеотраслевыми темпами роста;
для диверсифицированных предприятий, ориентированных на внешний рынок, в качестве граничной точки могут быть приняты темпы роста валового внутреннего продукта;
граничная точка соответствует средневзвешенной величине темпов роста всех видов бизнеса предприятия.
Элементы различных функциональных стратегий в зависимости от направленности общей стратегии предприятия представлены в табл. 9..1.
Таблица 9.1
Тема 10. СБОР ИНФОРМАЦИИ
Информационное обеспечение бизнес-плана включает сбор, систематизацию и анализ исходных данных, служащих основой для выработки его основных положений. Состав и содержание исходной информации, источники ее получения определяются заданием на разработку бизнес-плана.
Заказчиками бизнес-плана являются физические или юридические лица, осуществляющие, например, строительно - инвестиционную деятельность, условия и результаты которой прогнозируются в бизнес-плане.
Заказчик должен опираться на предварительный пакет документов, определяющий направления, условия и ограничения при формировании концепции проектного предложения.
При разработке бизнес-плана подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:
- заказчика (клиента) бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором и использующего привлеченный капитал путем акционирования, займа, выпуска облигаций и др.;
- муниципальных органов, определяющих потребности и приоритеты в строительстве объектов в соответствии с концепцией градостроительного развития территории, рассматривающих заявки и оформляющих землеоотводные документы, планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за строительством;
- подрядных проектных и проектно - строительных фирм, детализирующих концепцию бизнес-плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор за строительством, сдачу объекта заказчику;
- потребителя, использующего продукцию.