Вторая книга. процесс обращения капитала 419

как бы постоянно ни менялись ее части. Они постоянно воз­вращают друг другу взаимно какую-то часть своего дохода в ка­честве денег, и каждый из них постоянно обладает какой-то частью своего дохода, но только в той форме, в которой он ее не может потребить, но в которой она потребляется другим лицом (дающим деньги).

Этот обратный ток части их дохода в денежной форме, или в виде массы денег, необходимых для того, чтобы покупать друг у друга свои жизненные средства, короче говоря, реали­зовать свои доходы, не имеет ничего общего с обратным током капитала. Он выражает лишь то, что капиталисты взаимно являются потребителями их товаров и что каждый из них должен постоянно обладать кроме своих товаров определенной частью своего дохода в форме денег; он выражает лишь посто­янно перераспределение денег в пределах этой группы потре­бителей, части находящихся в обращении денег, той ее части, которая необходима для обращения их доходов.

Этот вопрос приобретет важное значение позднее, когда прибавочная стоимость будет выступать уже не просто как доход капиталистов, а распадется еще на ренту и проценты.

Что касается рабочих, то, если дело рассматривать с веще­ственной точки зрения, это то же самое, как если бы каждый из них получал причитающуюся ему часть своего продукта в натуре и обменивался этими продуктами взаимно друг с дру­гом, следовательно, имел бы место обмен дохода на доход. Разумеется, покупая у капиталистов товары, рабочие возвра­щают капиталисту, — так как капиталист продает также и ту часть товаров, которая предназначена для него, и поэтому разные капиталисты обмениваются друг с другом частью своих продуктов не непосредственно — деньги, в которых была авансирована их заработная плата; путем расходования своего денежного дохода они возмещают, следовательно, денежную форму переменного капитала. Ио они возмещают не сам этот капитал. Они потребляют на 100 ф. ст. товарные стоимости, которые теперь раз и навсегда перешли из рук капиталиста А в их руки. Они возвращают капиталисту, следовательно, только то, что он им дал, не как их окончательную долю продукта, а всего лишь как средство для того, чтобы извлечь свою долю с товарного рынка. Путем расходования своего дохода — в действительности, если рассматривать дело с вещественной точки зрения, путем обмена между собой продуктов, из которых непосредственно состоят их доходы — они возмещают, следо­вательно, одновременно денежную форму переменного капитала; в этом отношении их расходование дохода выступает одновре-



К. МАРКС

менно как обратное превращение их денежного дохода (или денежной формы их дохода) в денежный капитал, в кото­ром авансируется заработная плата, или как восстановление денежной формы переменного капитала. Но, как говорилось, это касается только формы. Одни и те же деньги существуют попеременно как денежная форма заработной платы и как денежная форма переменного капитала. Действительный пере­менный капитал потреблен и возмещается не путем этого обмена между капиталистом и рабочим, а путем его нового воспроиз­водства.

С другой стороны, что касается обращения между капитали­стами, то они обменивают доход на доход, деньги же, которые обращаются при этом обмене и постоянно между ними распре­деляются, не возмещают им никакой части их капитала, а воз­мещают лишь те деньги, которые им необходимы для реализа­ции их доходов, или возмещают им всегда только ту часть их дохода, которая постоянно существует в форме находящихся в обращении денег.

Следовательно, если оставить в стороне явление постоянного превращения денежного дохода рабочих в денежную форму переменного капитала и vice versa *, то все потребление V3 про­дукта сферы А сводится к обмену дохода на доход.

Предположим, что жизненные средства, которые входят в потребление рабочих, toto coelo ** отличались бы от жизнен­ных средств, которые входят в потребление капиталистов, тогда дело обстояло бы несколько иначе, однако, в конечном счете, свелось бы к тому же. Так как рабочие сферы А потреб­ляют товары на 100 ф. ст., то можно сказать, эти товары яв­ляются товарным капиталом какой-то секции капиталистов А. Тогда другая секция производила бы жизненные средства только для капиталистов. Секция, которая произвела на 100 ф. ст. товары для рабочих, не потребила бы ни одной части своей прибавочной стоимости в своем собственном продукте. Ее при­бавочная стоимость была бы реализована в какой-то части товара на 100 ф. ст., который [112] был бы произведен другой секцией. Напротив, рабочие другой секции не покупали бы товары у своего капиталиста, но покупали бы только у произ­водителей предметов первой необходимости для рабочих. Так как мы предполагаем, что весь капитал в 500 ф. ст. производит товары на 600 ф. ст., то капитал этой секции в 250 ф. ст. произ­вел бы товаров на 300 ф. ст., 200 ф. ст. из которых должны

* — наоборот. Рев. •* — 9 целоц. Р*д,

Наши рекомендации