Выполнение анализа микросреды предприятия
Анализ бизнес-окружения предприятия предполагает исследование пяти основных конкурентных сил: потребителей, поставщиков, существующих конкурентов, потенциальных конкурентов и товаров-заменителей. С учетом специфики предприятия отдельные переменные могут быть исключены из этой модели. Однако студентам необходимо обосновать исключение переменных из рассмотрения.
При исследовании поставщиков и потребителей студентам важно оценить силу конкурентного воздействия (возможность торговаться) указанных групп на предприятие, которая определяется объемом закупаемых/реализуемых товаров (работ, услуг), количеством поставщиков/потребителей и некоторыми другими факторами.
При исследовании товаров-заменителей необходимо основной акцент сделать на возможность «переключения» потребителей на другие товары в случае повышения цен, изменения качества товаров, предлагаемых предприятием.
Исследование потенциальных конкурентов предполагает исследование барьеров входа на рынок. К барьерам входа относятся: уровень капиталовложений, кривая опыта, необходимость получения лицензий, высокая значимость имиджа и пр. Во многом уровень оцениваемых барьеров определяет, насколько высока вероятность того, что у предприятия в ближайшее время появится конкурент.
Исследование конкурентов предполагает выявление основных конкурентов предприятия и проведение оценки их сравнительной конкурентоспособности. В современной литературе приводится достаточно большое количество методов исследования конкурентоспособности предприятий. Одним из методов для определения состава значимых конкурентов является карта стратегических групп (рис. 3.2).
Карта стратегических групп представляет собой матрицу, оси которой определяются факторами конкуренции: ассортиментом, ценой, качеством, месторасположением, уровнем сервиса и пр. Различные сочетания указанных факторов позволяют исследовать рассматриваемый рынок достаточно полно.
Основные конкуренты на стратегической карте обозначаются в виде окружностей, площадь которых пропорциональна объему реализации продукции. Вдумчивый анализ стратегической карты позволит студентам сделать вывод о том, какая группа конкурентов оказывает наиболее сильное давление на моделируемое предприятие.
Рис. 3.2. Пример карты стратегических групп
Одним из методов оценки конкурентоспособности предприятия является расчет оценки конкурентного преимущества. Студентам необходимо определить показатели, характеризующие конкурентную позицию основных субъектов рынка. Прежде всего, к таким показателям могут быть отнесены доля рынка, рентабельность, темп изменения рыночной доли, соотношение цена/качество.
Значения весовых коэффициентов определяются студентами самостоятельно и требуют отдельного пояснения. Оценка показателей ведется по шестибалльной шкале – от 0 до 5, в зависимости от значений однородных показателей по всей совокупности анализируемых предприятий.
Оценку конкурентного преимущества предприятия целесообразно представить в табл. 3.4.
Таблица 3.4