Идеальная модель краткосрочного финансирования
ДП = ВОА, ЧОК = 0.
Для любого предприятия более приемлемы агрессивная, консервативная и умеренные модели финансирования оборотных активов. Их основу составляет предположение, что для обеспечения ликвидности внеоборотные активы и стабильная часть оборотных активов должны возмещаться за счет долгосрочных пассивов: ВОА + СЧОА = ДП
Следовательно, различие между моделями состоит в выборе источников финансирования для покрытия варьирующей части оборотных активов.
Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источником покрытия внеоборотных активов и стабильной части оборотных активов, т. е. того их минимума, который необходим для осуществления текущей (операционной) деятельности предприятия. В этом случае чистый оборотный капитал равен данному минимуму: ЧОК = СЧОА
Варьирующая часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочной задолженностью. С позиции ликвидности эта стратегия очень рискованна, поскольку в реальной жизни ограничиться только минимумом оборотных активов очень сложно. Балансовое уравнение имеет вид ДП = ВОА + СЧОА
Консервативная модель предполагает, что варьирующую часть оборотных активов также покрывают долгосрочными пассивами. В данном случае краткосрочная задолженность отсутствует, поэтому и нет риска потери ликвидности: ЧОК = ОА, КО = 0.
Данная модель имеет искусственный характер. Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, определяемом балансовым уравнением: ДП = ВОА + СЧОА + ВЧОА
Умеренная (компромиссная) модель наиболее жизнеспособна. Эта модель предполагает возмещение внеоборотных активов, стабильную часть оборотных активов и примерно 50% варьирующей их части за счет долгосрочных пассивов. Чистый оборотный капитал равен по величине стабильной части оборотных активов и половине их варьирующей части: ЧОК = СЧОА + 0,5 х ВЧОА
Умеренная стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, определяемом следующим балансовым уравнением: ДП = ВОА + СЧОА + 0,5 х ВЧОА
83. Управление рисками предприятия: сущность и профессиональные стандарты риск-менеджмента.
Предпринимательская деятельность тесно связана с понятием риск. Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск. Поэтому необходимо правильно оценивать степень риска и уметь управлять риском, чтобы добиваться более эффективных результатов на рынке.
Основные понятие:
Риск (risk) - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.
Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими (финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включая в себя стратегию и тактику управления риском.
Информация собранная на данном сайте поможет вам построить эффективную систему управления рисками на предприятии, последовательно изучая материал по риск-менджменту, представленный в следующих разделах сайта:
теория, понятие и cущность риска;
характеристики риска;
расчет и анализ рисков;
виды и классификация рисков по различным признакам, в том числе и классификация предпринимательских, финансовых, экономических, банковских, кредитных и инвестиционных рисков;
процедура проведения оценки рисков с помощью методов качественного и количественного анализа рисков;
страхование рисков;
управление рисками, риск-менеджмент (risk managment);
методы управления рисками;
построение комплексной системы управления рисками предприятия.
84. Антикризисное управление финансами предприятия и банкротство: объект и субъекты управления, механизм. Функции финансового менеджмента в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве.
Антикризисное управление – совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур, направленных на прогнозирование, предупреждение наступления и вывод из кризиса, в случае его наступления, предприятия.
Цель антикризисного управления – обеспечение финансовой стабилизации и устойчивого развития предприятия в условиях нестабильной среды.
Антикризисное управление представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:
В качестве объекта выступает кризис. Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально – экономической системе предприятия, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
В качестве субъекта выступают :государство; арбитражный управляющий; антикризисный управляющий.
Арбитражный управляющий:назначается арбитражным судом для осуществления процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства.
Антикризисный управляющий – может выступать в качестве независимого эксперта, осуществляющего свою деятельность на коммерческой основе, или являться штатным сотрудником организации (целесообразно для крупных фирм, корпораций).
Государственное регулирование кризисных ситуаций и антикризисной деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно – правового регламентирования осуществления антикризисных процедур.
Механизм антикризисного управления представляет собой совокупность основных элементов, обеспечивающих процесс разработки и реализации управленческих решений по всем аспектам антикризисного управления предприятия.
В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:
-Система внешнего регулирования антикризисного управления: государственное нормативно – правовое регулирование; рыночный механизм регулирования.
-Система внутреннего регулирования отдельных аспектов антикризисного управления предприятия : внутреннее нормативно – правовое регулирование.
-Система рычагов: платежеспособность; финансовая устойчивость; прибыль; пени, штрафы, неустойки и др.
-Система методов: балансовый метод ; экономико – статистические методы; экономико – математические методы; экспертные методы и др.
-Информационное обеспечение.
Банкротство предприятия определяется как неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительной структурой баланса должника.
Признаками банкротства в соответствии с Законом РФ является неисполнение денежных обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Антикризисное управление финансами предприятия включает:
- мониторинг финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков кризисного состояния (выделяются объекты наблюдения, определяются индикаторы состояния);
- определение ключевых факторов, обуславливающих развитие кризисного состояния предприятия (перечень факторов, степень влияния, прогноз развития установленных факторов);
- определение масштабов кризисного состояния предприятия;
- формирование системы целей выхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам;
- выбор внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия;
- выбор эффективных форм санации предприятия;
- контроль за результатами разработанных мероприятий по выводу предприятия из финансового кризиса.
Функции финансового менеджмента в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включают:
- Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости;
- Определение состава и ликвидационной (конкурсной) массы;
- Оценка имущества, входящего в состав ликвидационной (конкурсной) массы по рыночной стоимости;
- Определение объема реальных финансовых обязательств предприятия банкрота;
- Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества;
- Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов за счет реализации имущества предприятия-банкрота;
Разработка ликвидационного баланса предприятия банкрота.
85. Экспресс диагностика и методы детализированного комплексного анализа кризисного состояния предприятия. Механизм финансовой стабилизации предприятия.
Мониторинг финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков кризисного состояния может проводится по 2-м направлениям:- экспресс – диагностика; - детализированная диагностика.
Экспресс – диагностика характеризует систему регулярной оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, осуществляемой на базе данных бухгалтерского финансового учета по стандартным алгоритмам анализа.
Цель проведения – раннее обнаружение признаков кризисного состояния и предварительная оценка его масштабов.
Экспресс – диагностика включает следующие этапы:1) определение объектов наблюдения;2) формирование системы индикаторов оценки состояния объектов наблюдения и их критериальных значений;3) анализ и предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия.В качестве объектов наблюдения для целей экспресс – диагностики могут быть:активы;пассивы;денежные потоки;финансовый риск;инвестиции;рыночная стоимость предприятия.В рамках экспресс – диагностики может использоваться следующая модель оценки вероятности банкротства основанная на расчете показателей:- коэффициента текущей ликвидности КТЛ =Оборотные активы/Срочные обязательства (норм.значение 2)- коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами КОСОС (норм.значение 0,1) = СОС/ТА, где СОС = ОА - Долгосроч.ЗК(испол.для финанс. ОА)-Краткосроч.ЗК
Детализированная диагностика характеризует систему оценки кризисных параметров финансового состояния, осуществляемой на основе методов факторного анализа и прогнозирования.этапы:1) систематизация ключевых факторов, обуславливающих кризисное финансовое состояние предприятия (внешние, внутренние);2) детализированный комплексный анализ с использованием специальных методов оценки влияния отдельных факторов на кризисное финансовое состояние предприятия;3) окончательное определение масштабов кризисного финансового состояния предприятия.В рамках детализированного комплексного анализа ичпользуют специальные модели и инструменты:
двухфакторная модель : Z = -0,3877-1,0736*КТЛ+0,579*КФН
пятифакторная модель Альтмана : Z = 1,2*Х1 + 1,4*Х2 + 3,3*Х3+0,6*Х4+1*Х5 SWOT – анализ(изучение сильных и слабых сторон финансовой позиции предприятия)
управленческий анализ финансовой функции предприятия:- организационно – функциональное обеспечение- информационное обеспечение
По результатам детализированного анализа окончательно устанавливается масштаб кризисного финансового состояния предприятия.- легкий – нормализация текущей финансовой деятельности- глубокий – внутренние механизмы финансовой стабилизации, санацияПосле определения масштаба кризисного финансового состояния предприятия формируется система целей выхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам. Такими целями могут быть:- восстановление платежеспособности;- восстановление финансовой устойчивости;- обеспечение финансовой стабилизации в длительном периоде.
Каждой из поставленных целей соответствует определенный механизм, который можно подразделить на:
К внутренним механизмам финансовой стабилизации относятся:
1. оперативный - краткосрочные мероприятия, направленные на уменьшение текущих обязательств и увеличение величины денежных активов, предусматривают:Цель – устранение текущей неплатежеспособности.
2. тактический- среднесрочные мероприятия, направленные на достижение точки финансового равновесия предприятия: Основное направление обеспечения достижения точки финансового равновесия в условиях кризиса является сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов. Такое сокращение связано с уменьшением объема операционной и инвестиционной деятельности предприятия и характеризуется термином «сжатие предприятия»
3. стратегический- долгосрочные мероприятия, направленные на поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде. Цель этих мероприятий считается достигнутой, если в результате ускорения темпов устойчивого роста предприятия обеспечивается соответствующий рост его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе.
К внешним механизмам финансовой стабилизации относится санация.
Санация – система мер по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемая с помощью сторонних юридических и физических лиц.
Санация предприятия может быть направлена:- на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности (избавление от ряда производственных структурных подразделений, незавершенных реальных инвестиций и т.п.);- на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности (расширение ассортимента и рынков, завершение начатых реальных инвестиционных проектов и т.п.).
86. Финансовый анализ: сущность, виды и методы
Задачи финансового анализа предприятия можно сформулировать следующим образом:
- своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности;
- прогнозирование различных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
- разработка конкретных мероприятий, которые дают возможность повысить эффективное использование финансовых ресурсов на предприятии, и укрепление финансового состояния предприятия.
Финансовый анализ делится на:
1) внутренний – это исследование механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала предприятия;
2) внешний – это исследование финансового состояния предприятия с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.
Основными элементами финансового анализа являются:
- состав и структура активов (имущества), их состояние и динамика;
- состав и структура пассивов (собственного и заемного капитала), их состояние и динамика;
- абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости предприятия и оценка изменений ее уровня;
- платежеспособность предприятия и ликвидность активов баланса;
- показатели рентабельности;
- показатели деловой активности.
В финансовом анализе к стандартным приемам анализа данных принято относить следующие приемы:
Анализ абсолютных, относительных и средних величин.
Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса, В финансовом анализе они имеют стоимостную (денежную) единицу измерения. Абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем.
Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста). Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:
- коэффициентом (база сравнения принята за единицу);
- выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.
Средняя величина является важным специальным показателем, используемым для обобщения данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени. В финансовом анализе средние величины используются при исчислении многих показателей. Например, при определении средней величины дебиторской или кредиторской задолженности предприятия в отчетном периоде для расчета срока погашения задолженности.
Вертикальный (структурный) анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей структуры. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи отчетности в ее общем итоге.
Горизонтальный анализ – заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели динамики дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных статей отчетности, а также прогнозировать их значения.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Трендовый анализ – часть перспективного анализа, продолжение горизонтального анализа; необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Он определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования.
Факторный анализ – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Коэффициентный анализ. Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках. Применение финансовых коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.
Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:
- прибыльность и рентабельность;
- платежеспособность;
- финансовая устойчивость;
- деловая активность.
Для измерения перечисленных характеристик в практике анализа используют множество – более сотни – различных финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа.
У аналитиков нет единого мнения относительно состава, классификации и даже названий коэффициентов, так что отнесение некоторых коэффициентов к конкретной группе достаточно условно. В данной работе будут рассмотрены наиболее часто применяемые на практике показатели.
Экспертные оценки – используется в тех случаях, когда не подходят инструментальные методы и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока еще очень сложны. Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладает субъективное начало. Разные эксперты, поставленные перед одной и той же проблемой, могут прийти к разным оценкам. Уменьшить риск субъективности суждения можно, если обратиться к группе экспертов, которые могут обсуждать и согласовывать свои оценки.
В финансовом анализе используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации.
Способ сравнения – это научный способ познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
Способы приведения показателей в сопоставимый вид
Способ группировки – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.
Балансовый способ – служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Как вспомогательное средство способ используется для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов. В частности, этот способ используется при проверке правильности определения влияния разных факторов на прирост величины результативного показателя.
Графический способ – имеет иллюстративное значение и позволяет сделать изучаемый материал более наглядным. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.
Способ табличного отражения аналитических данных – это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Показатели в таблице располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением и познавательный эффект достигается значительно быстрее.
На практике анализ финансовой отчетности не ограничивается применением какого-либо одного приема – в зависимости от поставленной задачи, доступного времени для проведения анализа, квалификации и опыта аналитика используются различные сочетания указанных методов, способов и приемов.
В последнее время, в связи с повсеместным внедрением вычислительной техники процесс анализа финансового состояния коммерческого предприятия значительно упростился. Любой грамотный экономист использует стандартные электронные таблицы и в состоянии написать программы расчета финансовых показателей и тем самым избавить себя от монотонной расчетной части и сосредоточиться непосредственно на анализе и прогнозе. Здесь следует отметить, что успех анализа и прогноза в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации.
87. Сущность и виды финансового риска. Риск и доходность финансовых активов в современной портфельной теории.
Экономические риски – ситуации, предполагающие возможность отклонения экономического результата деятельности организации обычно в неблагоприятную сторону от ожидаемого.
Различают финансовые и нефинансовые экономические риски. Финансовые риски, в отличие от нефинансовых, возникают в ситуациях с финансовыми потерями и являются объектом страхования.
Различают 2 вида анализа рисков:
1) качественный – идентификация всех возможных рисков, его главная задача – определить факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает;
2) количественный – определение конкретного размера денежного ущерба как отдельных подвидов финансового риска, так и всего финансового риска в совокупности.
Классификация финансовых рисков:
1. В зависимости от окружающей экономической среды:
- динамические – являются результатом изменений в экономическом положении (например, изменение вкусов потребителей). Такие риски затрагивают большое количество экономических агентов, но предсказать их трудно, т.к. они возникают нерегулярно;
- статические – могут возникнуть и при отсутствии изменений в экономической ситуации (например, риски стихийных бедствий). Предсказать их гораздо легче, т.к. эти риски являются самым распространенным объектом страхования.
2. В зависимости от страхования рисков:
- чистые – связаны с ситуациями, предполагающими лишь 2 варианта развития событий: либо финансовые потери, либо их отсутствие (но не выигрыш) (например, риск потери или нанесения ущерба недвижимости);
- спекулятивные – наряду с вероятностью потери предполагают и возможность выигрыша (например, инвестиционные риски). Обычно не страхуются.
3. В зависимости от причины возникновения:
- риски несения ответственности – связаны с нанесением предприятием ущерба чужой собственности, а также обвинениями, выдвинутыми против него другими экономическими агентами. Финансовые потери связаны с судебными издержками, выплатой компенсации, стоимостью ремонта или восстановления собственности, возмещение морального ущерба;
- риски, связанные с недобросовестным поведением партнеров (риск невозвращения дебиторской задолженности, невыполнение работ в оговоренные сроки);
- риски, связанные с покупательной способностью денег (риски обесценения полученных доходов в результате высокой инфляции, из-за резких колебаний валюты).
Инвестиционные риски включают:
1) системный – связан с ухудшением конъюнктуры рынка в целом;
2) селективный – связан с неправильным выбором объекта инвестирования;
3) кредитный – связан с возможной неплатежеспособностью заемщика;
4) региональный и отраслевой – связан с особенностями региона либо отрасли, в которой функционирует организации;
5) инновационный – связан с тем, что нововведение, в разработку которого были инвестированы средства, не найдет спроса на рынке.
Важным результатом анализа риска является определение степени риска. Риск может быть:
1) допустимый – имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;
2) критическим – возможно непоступление не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средств организации;
3) катастрофическим – возможны потеря капитала, имущества и банкротства организации.
Цель управления финансовым риском заключается в снижении потерь, связанных с данным риском, до минимума. В целом от финансовых рисков существует:
1) физическая защита – заключается в использовании сигнализации, приобретении сейфов, системы контроля качества продукции, найме охраны и т.д.;
2) экономическая защита – заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.
Известны 4 метода управления риском:
1) упразднение – заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но это упраздняет и прибыль.
2) предотвращение потерь и контроль – означает определенный набор превентивных и последующих действий, которые обусловлены необходимостью предотвратить негативные последствии, уберечься от случайностей, контролировать их размер, если потери уже понесены или неизбежны.
3) страхование – инвестор готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска. Означает 2 вида действий:
- самострахование – организация, часто подвергающаяся однотипному риску, заранее откладывает средства, из которых в результате покрывает убытки;
- обращение за помощью к страховой фирме.
4) поглощение – состоит в признании ущерба и отказе от его страхования. Используют, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала и ей можно пренебречь.
88. Система критериев оценки эффективности инвестиционных проектов.
1. Средняя норма прибыли на инвестиции
2. Период окупаемости инвестиций
3. Чистая текущая стоимость равная текущей стоимости денежных потоков за вычетом текущей стоимости оттоков:
где n – число периодов; r – ставка дисконтирования; Pn – приток денежных средств за период; ICn – отток денежных средств за период.
Если NVP>0 – проект принимается, если NVP<0 – проект отклоняется, если NVP=0 – проект не является н прибыльным, ни убыточным.
4. Индекс рентабельности инвестиций – характеризует эффективность вложений и показывает величину доходов на единицу затрат:
где IC – величина затрат по инвестиционному проекту.
Проект принимается, если PI>1.
5. Внутренняя норма прибыли – коэффициент дисконтирования, уравновешивающий текущую стоимость притоков и оттоков денежных средств. Показывает максимально допустимый уровень расходов, связанных с данным проектом: IRR=r, при котором NVP=0
89. Сущность и классификация инвестиций, их роль в современной экономике.
Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, вкладываемые в объекты деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.
Объектами инвестиционной деятельности являются:
1) вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях экономики;
2) ценные бумаги;
3) целевые денежные вклады;
4) научно-техническая продукция;
5) имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Субъектами инвестиционной деятельности являются:
1) инвесторы – осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование;
2) заказчики – могут быть инвесторы, а также любые иные Ф и ЮЛ, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов;
3) пользователи – могут быть инвесторы, а также другие Ф и ЮЛ, государственные и муниципальные органы, иностранные государства, для которых создается объект инвестиционной деятельности.
В зависимости от объекта вложения инвестиции делятся:
1) реальные – долгосрочные вложения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в отрасли материального производства, направленные на формирование и расширенное воспроизводство основных фондов;
2) финансовые – вложение капитала в различные финансовые инструменты, долгосрочные ценные бумаги (акции, облигации) в целях получения дохода;
3) интеллектуальные – вложения на формирование НМА инновационного характера.
Инвестиции можно классифицировать по направлению – в расширение производства, в новые производства и совершенствование эффективности производства.
Всю совокупность инвестиций можно разделить на следующие группы:
- венчурные (рискованные вложения в новые производства, технологии)
- прямые (в уставный капитала)
- портфельные (в ценные бумаги)
- аннуитеты (инвестиции с регулярным доходом)
90. Экономическая безопасность предприятия: сущность концепции, основные элементы.
Первоначально понятие экономической безопасности рассматривалось как обеспечение условий сохранения коммерческой тайны и других секретов предприятия. Несколько позже возобладал другой подход к трактовке понятия экономической безопасности предприятия. Резкий спад производства в целом по стране, а главное — изменение экономических функций государства, которое уже не являлось основным инвестором и потребителем продукции, заставили посмотреть гораздо шире на проблему экономической безопасности предприятий. Согласно этому взгляду экономическая безопасность предприятия обусловлена влиянием внешней среды, которая в рыночной экономике все время изменяется, никогда не остается стабильной, постоянной или неизменной. Именно с позиций влияния внешней среды, защиты предприятий от ее отрицательного влияния и рассматривается содержание категории экономической безопасности предприятия, в том числе и в немногочисленных пока публикациях отечественных ученых-экономистов. В современной экономической науке универсальным определением экономической безопасности предприятия является следующее:
Экономическая безопасность предприятия – это состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем.
Концепция безопасности предприятия выражает систему взглядов на проблему безопасности предприятия на различных этапах и уровнях производственной деятельности, а также основные принципы, направления и этапы реализации мер безопасности. Зарубежный и отечественный опыт обеспечения безопасности свидетельствует, что для борьбы со всей совокупностью преступных и противоправных действий необходима стройная и целенаправленная организация процесса противодействия. Причём в организации этого процесса должны участвовать профессиональные специалисты, администрация фирмы, сотрудники и пользователи, что и определяет повышенную значимость организационной стороны вопроса.
Накопленный опыт показывает, что:
- Обеспечение безопасности может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей создания, совершенствования, развития системы безопасности, непрерывном управлении ею, контроле, выявлении её узких мест и потенциальных угроз фирме.
- Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала средств защиты и противодействия во всех структурных элементах производственной системы и на всех этапах технологического цикла.
- Экономическая безопасность не будет обеспечена без надлежащей подготовки персонала предприятия и пользователей, соблюдения ими всех установленных правил, направленных на обеспечение безопасности.
Алгоритм построения СЭБ должен включать в себя следующие этапы:
1) Изучение специфики бизнеса предприятия, занимаемого им сегмента на рынке, штатного расписания, знакомство с персоналом компании.
2) Анализ внешних и внутренних угроз экономике предприятия. Получение информации о возможно имевших место ранее кризисных ситуациях, их причинах и результатах разрешения.
3) Проведение аудита имеющихся (ранее введенных) мер по обеспечению безопасности и анализ их соответствия выявленным угрозам.
4) Моделирование новой системы экономической безопасности предприятия:
- план устранения выявленных в процессе аудита замечаний;
- предложения по совершенствованию СЭБ, расчет всех видов необходимых дополнительных ресурсов;
- планируемые ежемесячные затраты (бюджет) на обеспечение функционирования СЭБ.
5) Утверждение руководителем предприятия модели новой СЭБ и бюджета на ее поддержание.
6) Непосредственное построение СЭБ предприятия.
7) Экспертная оценка действенности построенной СЭБ, доводка ее до совершенств
К числу основных задач СЭБ любой коммерческой структуры относятся:
- защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;
- сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;
- изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;
- своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;
- недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;
- противодействие техническому проникновению в преступных целях;
- выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;
- защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;
- обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;
- добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании;
- физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;
- формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;
- возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;
- контроль за эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.
С учетом перечисленных задач, условий конкурентной борьбы, специфики бизнеса предприятия строится его система экономической безопасности. Необходимо отметить, что СЭБ каждой компании также сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника СЭБ, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в «рабочем состоянии» самой системы.
Построение СЭБ предприятия должно осуществляться на основе соблюдения принципов:
1. Комплексность – обеспечение безопасности персонала, материальных, финансовых и информационных ресурсов от возможных угроз всеми доступными законными средствами и методами.
2. Своевременность – постановка задач комплексной безопасности на ранних стадиях разработки системы безопасности на основе анализа и прогнозирования обстановки, угроз.
3. Непрерывность – злоумышленники только и ищут возможность, как бы обойти защитные меры.
4. Активность – защищать интересы фирмы необходимо с достаточной настойчивостью.
5. Законность – разработка системы безопасности на основе федерального законодательства в области предпринимательской деятельности, информатизации и защиты информации, частной охранной деятельности, а также других нормативных актов по безопасности.
6. Экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности (эффективность – стоимость)
7. Специализация – привлечение к разработке средств защиты специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности.
8. Взаимодействие и координация – осуществление мер обеспечения безопасности на основе чёткого взаимодействия заинтересованных подразделений и служб.
9. Совершенствование – появление новых технических средств защиты с учетом изменений в методах и средствах разведки и промышленного шпионажа, нормативно-технических требований, накопленного отечественного и зарубежного опыта.
10. Централизация управления – самостоятельное функционирование системы безопасности по единым принципам.
Особое внимание необходимо уделять принципу комплексности. Под комплексной безопасностью следует понимать полный охват объектов защиты все совокупностью форм противодействия и защиты (охрана, режим, кадры, документы и т.д.) на основе правовых организационных и инженерно- технических мероприятий.
Главной целью экономической безопасности предприятия является обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящее время и обеспечение высокого потенциала развития и роста предприятия в будущем.
Наиболее эффективное использование корпоративных ресурсов предприятия, необходимые для выполнения целей данного бизнеса, достигается путем следующих функциональных основных целей экономической безопасности:
- Обеспечение высокой финансовой эффективности работы предприятия
- Обеспечение технологической независимости предприятия
- Высокая эффективность менеджмента предприятия, эффективность его организационной структуры
- Высокий уровень квалификации персонала
- Качественная правовая защищенность всех аспектов деятельности
- Обеспечение защиты информационной среды предприятия
- Обеспечение безопасности персонала предприятия, его капитала, имущества и коммерческих интересов
Выполнение каждой из этих целей экономической безопасности предприятия является основой для нормального функционирования. Подробная разработка и контроль над выполнением целевой структуры экономической безопасности предприятия являются весьма важной составной частью процесса обеспечения его экономической безопасности.