Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
6. Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем тридцать пять процентов.
6.1. По результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем тридцать пять процентов и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но который может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, если при этом в совокупности соблюдаются следующие условия:
1) хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
2) доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
4) изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.
(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
6.2. Положение хозяйствующего субъекта по указанным в части 6.1 настоящей статьи основаниям может быть признано доминирующим в случае, если антимонопольным органом положение такого хозяйствующего субъекта не признано доминирующим по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 6 настоящей статьи.
(часть шестая.2 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
7. Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Доминирующее положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
8. При проведении предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.
(часть восьмая введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
9. Временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.
(часть 9 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)»
Впервые на законодательном уровне (в ч. 9 ст. 5 Закона о защите конкуренции) введена норма о том, что состояние конкуренции необходимо анализировать в динамике - в течение определенного интервала времени. Данный временной интервал определяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела, но в любом случае не может составлять менее года (или срока существования товарного рынка, если он существует менее года).
При этом данное указание было сделано почему-то только применительно к определению доминирующего положения; осталось непонятным, почему оно не носит общего характера и не было распространено на остальные институты антимонопольного права, применительно к которым тоже может требоваться определение наличия или отсутствия рыночной власти хозяйствующих субъектов. В любом случае данное положение свидетельствует о том, что российское антимонопольное регулирование постепенно становится ориентированным на более обстоятельный экономический анализ состояния конкуренции на соответствующих рынках.
Доминирующим признается положение субъектов естественных монополий.
Условия признания доминирующим положения кредитных организаций устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Банком России, а иных финансовых организаций - Правительством РФ <17>.
--------------------------------
<17> См.: Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. "Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)" // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2926; Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. "Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации" // СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3296.
Закон о конкуренции определяет понятия монопольно высокой цены и монопольно низкой цены товара (ст. ст. 6, 7). При этом используются два равноправных метода обоснования антимонопольным органом наличия монопольно высокой (низкой) цены: а) метод, основанный на сравнении цены, устанавливаемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и цены такого товара на сопоставимых рынках с учетом сопоставимости иных условий обращения товара; б) метод, базирующийся на сравнении цены товара, установленной занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и экономически оправданных расходов на производство и реализацию товара с учетом разумной прибыли такого хозяйствующего субъекта. Такой подход определения обоснованности цены соответствует международным стандартам.
По общему правилу монопольно высокая цена представляет собой цену товара, установленную занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, которая превышает (1) экономически обоснованную для данного хозяйствующего субъекта цену (определенную по так называемому затратному методу путем оценки расходов и прибыли), а также (2) уровень цен на сопоставимых товарных рынках. Нормы о монопольно высокой цене подвергались реформе в 2009 г., однако эти изменения не прояснили всех проблемных аспектов, возникавших на практике. Наиболее спорным вопросом по-прежнему является определение сопоставимых рынков, единообразный подход к которому так и не был выработан. Справедливости ради стоит отметить, что вряд ли это можно считать недоработкой ФАС России; это скорее объективная невозможность заранее на законодательном уровне установить даже примерные критерии сопоставимости для всех разновидностей рынков. В связи с этим положения о монопольно высокой цене остаются в значительной степени неопределенными и создают значительные риски для доминирующих субъектов, намеревающихся повышать цены.
Для того чтобы снизить данную неопределенность, "третий антимонопольный пакет" продолжает использовать подход, заложенный в 2009 г., а именно расширяет перечень исключений из общего правила о монопольно высокой цене. К исключениям, уже имеющимся в ст. 6 Закона о защите конкуренции, было добавлено несколько новых.
Так, монопольно высокой ценой не может быть признана:
1) цена, установленная на бирже, если торговля осуществлялась в соответствии с определенными правилами, направленными на снижение риска манипулирования ценой и обеспечение справедливых условий торгов (их полный перечень приведен в п. 1 - 8 ч. 5 ст. 6 Закона о защите конкуренции);
2) цена, установленная на бирже, если особенности формирования стартовой цены торгов были согласованы с антимонопольным органом;
3) цена по небиржевым сделкам, если она не превышает справедливой биржевой цены, установленной по указанным выше правилам, а также если условия соответствующей небиржевой сделки являются обычными или разумными для такого рода сделок.
Применительно к указанным выше исключениям необходимо отметить, что ФАС России еще в 2007 г. разработала требования к биржевым торгам, при соблюдении которых, по ее мнению, должен работать механизм рыночного ценообразования <1>. Представляется, что эти требования по-прежнему можно рассматривать в качестве общих условий справедливой торговли, принимаемых ФАС России.
--------------------------------
<1> См.: http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_15500.html.
Помимо вышеуказанных новых исключений (ч. 8 ст. 6 Закона о защите конкуренции) также предусмотрено, что при анализе обоснованности предполагаемой монопольно высокой цены следует учитывать биржевые и небиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара. Интересно, что это положение сформулировано не в виде исключения из правила о монопольно высокой цене; иными словами, даже если цена товара не превышает соответствующие индикаторы, антимонопольный орган по-прежнему может установить наличие монопольно высокой цены на основе затратного метода и метода сопоставимых рынков. Примечательно, что в этом положении речь идет о ценах на мировых рынках, которых в принципе существует не так много, а также о неких аналогичных товарах. Возникает вопрос: корректно ли сравнивать цену, установленную хозяйствующим субъектом на российском рынке, с ценами на мировых рынках других, пусть и аналогичных, товаров? Если ответ на этот вопрос отрицательный, то ч. 8 ст. 6 Закона о защите конкуренции может быть применима для сравнения с мировыми индикаторами по сути только цен, установленных на мировых же рынках российскими хозяйствующими субъектами (поскольку сравнивать нужно сопоставимые вещи). Однако вряд ли при таком толковании ч. 8 ст. 6 Закона о защите конкуренции будет активно применяться ФАС России.
Поэтому, скорее всего, данная норма будет пониматься таким образом, что при анализе монопольно высокой цены антимонопольные органы будут учитывать цены, сложившиеся на мировых и региональных биржах, как они это делали и ранее <1>, но не будут обязаны останавливаться на этом в своем анализе. В связи с изложенным хозяйствующим субъектам не стоит полностью полагаться на это положение при анализе своего уровня цен на предмет возможных антимонопольных рисков.
--------------------------------
<1> См.: http://fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_32452.html.
Статья 7. Монопольно низкая цена товара
Комментарий к статье 7
1. В ч. 1 комментируемой статьи определено общее понятие монопольно низкой цены товара. Для определения монопольно низкой цены товара, так же как и при определении монопольно высокой цены товара, используется два равноправных метода:
а) метод, основанный на сравнении цены, устанавливаемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и цены такого товара на сопоставимых рынках с учетом сопоставимости иных условий обращения товара;
б) метод, базирующийся на сравнении цены товара, установленной занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и экономически оправданных расходов на производство и реализацию товара с учетом разумной прибыли такого хозяйствующего субъекта. Такой подход определения обоснованности цены соответствует международным стандартам.
По общему правилу монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории РФ или за ее пределами.
2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены отдельные случаи, когда цена не признается монопольно низкой, в частности:
- цена товара установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ;
- цена товара не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;
- установление цены продавцом товара не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с Законом о конкуренции защита конкуренции достигается 1) запретами на осуществление монополистической деятельности; 2) государственным контролем экономической концентрации.
Запреты на осуществление монополистической деятельности. Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с законом монополистическими (ст. 4 Закона о конкуренции).
Таким образом, монополистическая деятельность квалифицируется как правонарушение, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. При этом Закон о конкуренции в одних случаях устанавливает перечень запретов такой деятельности, из которых не могут быть сделаны исключения ни антимонопольным органом, ни судом (например, установление монопольно высоких (низких) цен, навязывание контрагенту невыгодных условий договора и др.), а в других случаях - допускает исключения, которые могут быть сделаны на основе правил разумности при решении вопроса о запрещении или разрешении антимонопольным органом какого-либо вида монополистической деятельности (например, при соглашениях и согласованных действиях).
В качестве правила разумности Закон о конкуренции определяет принятые в ЕС четыре условия допустимости соглашений и согласованных действий (ст. 13). Соглашения или согласованные действия: 1) не налагают на их участников или третьих лиц ограничений, не соответствующих достижению целей таких соглашений и действий; 2) не создают возможности для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке; 3) имеют своим результатом совершенствование производства (реализации) товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке; 4) имеют своим результатом получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате таких соглашений и действий.
Монополистическая деятельность характеризуется через состав правонарушения: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону <18>. Закон о конкуренции предусматривает следующие составы монополистической деятельности:
--------------------------------
<18> Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. М., 1996. С. 68 - 72.
- злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке определенного товара;
- соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, ограничивающие конкуренцию;
- акты и действия (бездействие) органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции;
- соглашения или согласованные действия органов исполнительной власти и местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию;
- действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении торгов, отборе финансовых организаций, заключении договоров в отношении государственного и муниципального имущества;
- незаконное предоставление государственных или муниципальных преференций;
- недобросовестная конкуренция.
Рассмотрим их подробнее.
1. Запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона о конкуренции). Правонарушением признается деятельность хозяйствующего субъекта (группы лиц), отвечающая одновременно двум условиям: а) хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение (количественный признак) и б) злоупотребляет своим положением, ограничивая конкуренцию (качественный признак), например устанавливает монопольно высокую или монопольно низкую цену товара, изымает товары из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывает контрагенту невыгодные условия договора, совершает другие запрещенные действия.
Бремя доказывания доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке лежит на ФАС России, которая должна определить вид рынка, состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для международной и межрегиональной торговли <19>. При несогласии хозяйствующего субъекта с признанием его положения доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение ФАС России правил установления данного факта <20>. Действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, могут быть признаны правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий превышает негативные последствия для данного товарного рынка (ст. 13).
--------------------------------
<19> См. подробнее: Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Отв. ред. О.М. Олейник. С. 481 - 498.
<20> Письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 5. С. 88.
ФАС России ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% <21>. Решение о включении хозяйствующего субъекта в реестр может быть обжаловано в арбитражный суд. Реестр является открытым и ежегодно публикуется по состоянию на 1 января.
--------------------------------
<21> Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.
2. Запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, направленные на ограничение конкуренции, например соглашения, направленные на установление, снижение или поддержание цен; на раздел товарного рынка по какому-либо признаку (территориальному, составу участников, объему продаваемой или покупаемой продукции) и др. Такие соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными, если хозяйствующие субъекты не докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия для рынка (ст. 11 Закона о конкуренции).
В качестве монополистической рассматривается также деятельность хозяйствующих субъектов по координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Такая деятельность запрещается и является основанием для ликвидации в судебном порядке названных организаций по иску антимонопольного органа (ст. 10 Закона о конкуренции).
Допускаются соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой и являются в отношении друг друга продавцом и покупателем (вертикальные соглашения), например договоры коммерческой концессии, договоры хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых на товарном рынке не превышает 20%, а также некоторые другие соглашения и согласованные действия (ст. ст. 12 - 13 Закона о конкуренции).
По праву зарубежных стран антиконкурентные соглашения также запрещены, хотя критерии отнесения соглашений к антиконкурентным в разных странах могут различаться. Так, в США антиконкурентным соглашением признается всякий договор, объединение или сговор с целью ограничения конкуренции. В Германии, Франции и Великобритании запрещены горизонтальные (картельные соглашения <22>) и вертикальные (соглашения о ценах перепродажи, о ведении дел только с определенными предприятиями, связывающие соглашения и т.п.) ограничения конкуренции. В Японии критерием оценки соглашения как антиконкурентного является чрезмерность ограничения конкуренции. В ЕС запрещены все соглашения между предприятиями, решения ассоциаций предприятий и согласованные действия, которые могут причинить ущерб торговле между государствами-членами и которые имеют своей целью или следствием предотвращение, ограничение или искажение конкуренции в пределах общего рынка. Предусмотрен примерный перечень таких нарушений.
--------------------------------
<22> Картель (фр. cartel) - одна из основных форм капиталистических монополий, объединение предпринимателей, участники которого договариваются о размерах производства, о рынках сбыта, условиях продажи, ценах, сроках платежа и т.д., сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность.
3. Особенностью российского законодательства о защите конкуренции является запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Банку России принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к ограничению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 15 Закона о конкуренции). В частности, запрещается введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов; установление запретов на продажу (покупку) товаров из разные регионы РФ в другой и др.
Гарантией обеспечения конкуренции является также запрет на совмещение функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
4. Запрещаются соглашения или согласованные действия между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Банком России или между ними и хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию посредством повышения, снижения или поддержания цен; раздела рынка и др. (ст. 16 Закона о конкуренции). Такие соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными.
5. Запрещаются действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении торгов, в том числе координация организаторами торгов деятельности участников торгов; создание преимуществ кому-либо из участников торгов, ограничение доступа к торгам и др. (ст. 17 Закона о конкуренции).
Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества (аренда, доверительное управление имуществом), может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 17.1 Закона о конкуренции).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг (услуги кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, лизингодателей, страховщиков) путем проведения открытого конкурса или аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <23>.
--------------------------------
<23> СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3105.
Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
6. Запрещается незаконное предоставление государственных или муниципальных преференций (ст. ст. 20 - 21 Закона о конкуренции). Такие преференции могут быть предоставлены в целях обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера; проведения фундаментальных исследований; защиты окружающей среды; развития культуры; производства сельскохозяйственной продукции; поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социальной защиты населения, в частности поддержки безработных граждан.
Не является государственной или муниципальной преференцией, а следовательно, допускаются предоставление имущества или иных объектов гражданских прав по результатам торгов; закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передача государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или военных действий; предоставление имущества или иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или вступившего в законную силу решения суда.
Если акты о предоставлении государственной или муниципальной преференции приняты в нарушение Закона о конкуренции, они могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, а переданное по ним имущество подлежащим возврату в государственную или муниципальную собственность.
7. Запрещается недобросовестная конкуренция, т. е. любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о конкуренции). Примерный перечень составов недобросовестной конкуренции приведен в ст. 14 Закона о конкуренции:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (дискредитация, диффамация);
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, его продукции, работ, услуг (фирменного наименования, товарного знака и др.);
- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну;
- ненадлежащая реклама, т. е. недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законом. Контроль в сфере рекламы возложен на антимонопольные органы (ст. ст. 2, 6, 33 Закона о рекламе).
Государственный контроль экономической концентрации. Экономическая концентрация - это действия хозяйствующих субъектов, оказывающие влияние на состояние конкуренции, как то: 1) создание и реорганизация крупных коммерческих организаций; 2) совершение крупных сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении указанных организаций.
Антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за такой деятельностью: в одних случаях требуется получение хозяйствующими субъектами предварительного согласия ФАС России на совершение таких сделок и действий (ст. ст. 27 - 29 Закона о конкуренции), в других - необходимо лишь последующее уведомление ФАС России (ст. 30 Закона о конкуренции).
1. С предварительного согласия ФАС России осуществляются действия, связанные с крупными слияниями (присоединением), созданием крупных коммерческих организаций, а также совершение крупных сделок с акциями (долями), имуществом или правами (ст. ст. 27, 28 Закона о конкуренции).
Крупным слиянием (присоединением), созданием крупных коммерческих организаций считается такое слияние (присоединение), создание коммерческих организаций, при которых пороговые величины концентрации капитала превышают соответственно 3 и 7 млрд. рублей по суммарной стоимости активов таких организаций или учредителей по последним бухгалтерским балансам, или соответственно 6 и 10 млрд. рублей - по суммарной выручке таких организаций или учредителей от реализации товаров за последний календарный год, или если одна из таких организаций или учредитель включена в реестр.
Сделки с акциями (долями), имуществом или правами считаются крупными в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц, приобретающих акции (доли), имущество или права, и лица, акции (доли), имущество которого или права в отношении которого приобретаются, превышает 7 млрд. рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд. рублей, и при этом стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли), имущество которого или права в отношении которого приобретаются, превышает 250 млн. рублей, либо если одно из указанных лиц включено в реестр.
2. Последующее уведомление антимонопольного органа осуществляется в срок не позднее чем через 45 дней после:
- создания коммерческой организации в результате слияния (присоединения), если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год реорганизуемых организаций превышает 400 млн. рублей;
- приобретения акций (долей), имущества или прав, указанных в ст. 28 Закона о конкуренции, если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лиц (группы лиц), указанных в ст. 28 Закона о конкуренции, за предшествующий календарный год превышает 400 млн. рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли), имущество которого приобретаются или в отношении которого приобретаются права, превышает 60 млн. рублей либо если одно из таких лиц включено в реестр (ст. 30 Закона о конкуренции).
Пороговые величины концентрации капитала применительно к финансовым организациям устанавливаются Правительством РФ (ст. 29 Закона о конкуренции) <24>.
--------------------------------
<24> См.: Постановление Правительства РФ от 30 мая 2007 г. "Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля" // СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2799; Постановление Правительства РФ от 30 мая 2007 г. "Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля" // СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2800.
Последствия нарушения порядка совершении сделок и действий, подлежащих антимонопольному контролю, предусмотрены ст. ст. 32 - 35 Закона о конкуренции. Коммерческие организации, созданные с нарушением установленного порядка, ликвидируются либо реорганизуются в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если их создание привело или может привести к ограничению конкуренции. Сделки и иные действия, совершенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки и иные действия привели или могут привести к ограничению конкуренции.