Что такое служба «Одного окна»?

Служба «Одного окна» — это многофункциональные государственные центры (МФЦ), в которых по принципу «одного окна» создан доступ к государственным услугам, предоставляемым всеми основными ведомствами и организациями федерального, а также местного уровня.

В МФЦ предоставляют услуги в сфере образования, оформления сделок с недвижимостью, жилищного и миграционного учёта, коммунального хозяйства и т. д.

Какие обязательные госуслуги предоставляет служба?

Среди государственных услуг, предоставляемых многофункциональными центрами:

o выдача и замена внутреннего российского паспорта;

o оформление и выдача заграничного паспорта гражданина РФ;

o выдача водительских удостоверений при замене (утрате);

o оформление международных водительских прав;

o государственная регистрация рождения и смерти, установления отцовства;

o приём заявлений и выплата материальной и иной помощи для погребения;

o постановка иностранных граждан и лиц без гражданства на учёт по месту пребывания;

o регистрационный учёт по месту пребывания и по месту жительства;

o выдача справок о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;

o оформление пособий многодетным семьям, а также семьям, воспитывающим ребёнка-инвалида;

o предоставление информации социально-правового характера;

o предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, прекращение прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, продажу (приватизацию) земельных участков;

o государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

o государственный кадастровый учёт недвижимого имущества;

o выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;

o оформление пособий в связи с беременностью, родами, в связи с рождением ребёнка и уходом за ребёнком;

o приватизация жилых помещений жилищного фонда;

o приём заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

o приём заявлений и выдача документов о согласовании переустройства помещений и производства ремонтно-строительных работ;

o предоставление заверенных копий документов, находящихся в архиве района (префектуре);

o проведение инвентаризации и предоставление информации технического учёта (техпаспорта помещения);

o выдача и аннулирование охотничьих билетов;

o выдача справок о регистрации по адресу; о составе семьи; об изменении адреса; об оплате коммунальных и прочих услуг (история платежей по лицевому счёту, карточке учёта); об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг и др.

Какие услуги можно получить в МФЦ?

Без личной явки заявителя в соответствующий орган государственной власти предоставляются услуги, в числе которых:

o выдача, замена паспорта гражданина РФ, удостоверяющего его личность на территории РФ;

o оформление и выдача паспорта гражданина РФ, удостоверяющего его личность за пределами территории РФ;

o выдача водительских удостоверений при замене или утрате и международных удостоверений;

o государственная регистрация рождения и смерти.

Порядок получения госуслуг в МФЦ

Чтобы получить услугу в МФЦ нужно:

1. Предварительно записаться, в МФЦ действует электронная очередь.

2. Работник центра принимает и регистрирует поданное заявление.

3. МФЦ направляет документы в орган власти.

4. Орган власти принимает решение.

5. Решение или отказ направляется в МФЦ.

6. МФЦ информирует заявителя о дате получения результата услуги или вынесенного решения об отказе в её предоставлении.

Проблемы реализации МФЦ

В действующем законодательстве по оказанию государственных и муниципальных услуг есть пробелы и недостатки. Прежде всего, федеральное законодательство не содержит единого определения понятия «государственная и муниципальная услуга». В частности, Бюджетный кодекс в качестве услуг рассматривает оказываемые учреждением услуги в соответствии с государственными и муниципальными заданиями. А Федеральный закон № 210-ФЗ определяет, что таковыми являются услуги, предоставляемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также организациями, участвующими в предоставлении услуг по запросам. Это несколько иная формулировка. Также федеральное законодательство не раскрывает понятие «государственные и муниципальные функции».

Федеральный закон № 210-ФЗ указывает, что его действие распространяется на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Однако такая редакция допускает неоднозначное толкование того, кто именно оказывает услуги, поскольку под организацией подразумевается как многофункциональный центр, так и непосредственно поставщик услуг.

Указанные некорректности в законодательстве порождают неопределенность на практике. Во-первых, при формировании административных регламентов и стандартов услуг затрудняются внедрение и практика разграничения государственных и муниципальных услуг для целей реформирования бюджетных учреждений. Отсутствуют единые принципы, методологические рекомендации, классификации государственных и муниципальных услуг. В результате органы государственной и муниципальной власти вынуждены самостоятельно вырабатывать подходы к определению и классификации услуг, что замедляет внедрение нормативного финансирования.

Негативное влияние на процесс предоставления услуг в электронном виде оказывает отсутствие механизма унификации наименований муниципальных услуг, хотя такие унификация и перечень были предусмотрены еще Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993.

Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, не в полной мере соответствует полномочиям органов местного самоуправления. Наименования услуг, включенных в указанный перечень, являются чрезмерно обобщенными и фактически включают несколько услуг, оказываемых органами местного самоуправления.

Есть проблемы, связанные с применением правил организации работы в многофункциональных центрах. Например, правила предусматривают только четыре направления, по которым такие центры предоставляют услуги, при этом все они не относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Или возьмем требования к помещениям многофункциональных центров. В населенных пунктах с численностью более 50 тысяч жителей должно быть не менее 20 окон для приема и выдачи документов, при этом площадь центра должна быть не менее 800 квадратных метров. Где сегодня можно найти свободные помещения с такой площадью и с должной технической оснащенностью? Видимо, необходимо более дифференцированно подходить в каждом конкретном случае.

Еще одно несоответствие между Федеральным законом № 210-ФЗ и правилами заключается в том, что закон не ограничивает организационно-правовую форму многофункционального центра, зато правила предусматривают создание такого центра только в форме учреждения. Опять нестыковка, опять разночтения, которые порождают повод для коррупции.

Негативное влияние на процесс обеспечения эффективного планирования и расходования бюджетных средств оказывает отсутствие единой терминологии в нормативно-правовых актах, регламентирующих процесс формирования «электронного правительства» или «электронного муниципалитета», а также отсутствие утвержденной методики ценообразования разработки информационных систем.

В настоящий момент сфера предоставления государственных и муниципальных услуг характеризуется значительными трудностями для заявителя, связанными с участием учреждений подведомственных органов исполнительной власти в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Подобное участие связано с оказанием подведомственными учреждениями услуг, необходимых для получения документа, требуемого органом исполнительной власти.

При этом подобная деятельность подведомственных учреждений имеет следующие недостатки:

• непрозрачность механизмов ценообразования на услуги, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг;

• неограниченность оснований, по которым заявитель может быть направлен за получением услуги в подведомственное учреждение;

• монопольное положение подведомственных учреждений на рынке оказания услуг, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг.

По мнению экспертов, основным инструментом решения указанных проблем является формирование исчерпывающих перечней услуг, необходимых и обязательных для предоставления органами исполнительной власти государственных и муниципальных услуг, предусмотренных статьей 9 Федерального закона № 210-ФЗ на всех уровнях власти.

Законом также установлен запрет на требования от заявителей при предоставлении государственных и муниципальных услуг обращения за оказанием услуг, не включенных в перечень, а также предоставления документов, выдаваемых по результатам оказания таких услуг.


Наши рекомендации