Необходимые производственные площади и оборудование
Для определения необходимого для проекта оборудования и производственных площадей используются следующие данные.
1. Оборудование:
1.1. Производственное оборудование:
1.1.1. Для определения объемов спроса рассчитываются потенциальные объемы потребления продукции (максимальная и минимальная величины).
1.1.2. Технологии производства. Необходимо привести полный список необходимого оборудования, а именно:
− тип и марка оборудования;
− основные характеристики (производительность, масса, площадь установки, цена);
− вспомогательные материалы: смазочные, обтирочные и прочие материалы, необходимые для нормальной работы;
− порядок запуска оборудования (например, требуется ли прогрев перед выходом на проектную мощность и т.п.).
1.1.3. Объемы потребления сырья и материалов, а также покупных полуфабрикатов, необходимых для производства, периодичность их закупки, возможность хранения и т.п. Пример приведен в [3, с. 59—60]. Их можно представить в таблице, аналогичной табл. 4.
Таблица 6. Предварительный расчет объемов и
Сроков закупки сырья и материалов, 2016 г.
Месяц | Сырье и материалы | |||
цена руб./ед-цу | Объем закупок единиц | Объем закупок руб. | ||
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май | ||||
Июнь | ||||
Июль | ||||
Август | ||||
Сентябрь | ||||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
Итого | ||||
1.2. Административно-хозяйственное оборудование, необходимое для работы административно-управленческого персонала (за исключением служб, относящихся к сбытовой деятельности, и служб, относящихся непосредственно к производству):
1.2.1. Оборудование для производственных служб, непосредственно не занятых в процессе производства (например, для служба технического контроля, технологи и т.п.).
1.2.2. Оборудование для административно-управленческого персонала (бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел кадров и т.п.).
1.2.3. Оборудование для служб, относящихся к коммерческой деятельности (например, служба сбыта):
− мебель;
− офисная техника;
− транспортные средства.
Пример приведен в [3, с. 57]. Данные можно представить в таблице, аналогичной табл. 7.
№ | Наиме-нование | Цена, руб. | Кол-во, шт. | Стоимость, руб. | Размер, см | Обоснование (адрес страницы в сети, прайс-лист или иное) |
Мебель | ||||||
Офисная техника | ||||||
Транспортные средства | ||||||
Итого |
Таблица 7. Смета затрат на покупку офисной техники и оборудования
2. Здания и сооружения.Потребность в них рассчитывается исходя из объемов спроса на продукцию, а также площадей, необходимых для установки оборудования и комфортной работы персонала. При проектировании зданий и сооружений необходимо сверяться с требованиями градостроительного Кодекса и нормативами. Здания и сооружения могут быть:
2.1. Производственные (непосредственно связанные с производством: цеха, отделы, участки и т.п.).
2.2. Административно-хозяйственные (связанные с управлением: офисные помещения, центры связи и т.п.).
2.3. Коммерческие (сбытовые): склады, силосы и т.п.
2.4. Производственная инфраструктура: канализация, связь, вода, отопление, электроэнергия, газ, очистные сооружения.
2.5. Социальная инфраструктура: жилье, санитарные объекты (больницы, поликлиники), курортные объекты (дома отдыха, санатории), объекты культуры и отдыха (парки, кинотеатры, театры). Для всех этих объектов желательно указывать:
2.5.1. Наименование, технические характеристики и стоимость объекта.
2.5.2. Периодичность и стоимость ремонта (желательно приводить официальные сметы затрат).
Пример приведен в [3, с. 57]. Данные можно представить в таблице, аналогичной табл. 8.
Таблица 8. План затрат на ремонт и строительство
Наименование/ годы | Год | ||
Строительство | |||
Капитальный ремонт | |||
Ежегодные плановые ремонты | |||
Итого | |||
После обоснования потребности в зданиях, сооружениях и оборудовании переходят к определению потребности в сертификации.
Сертификация
В некоторых случаях требуется сертификация продукции и/или производства. Сертификация в случае ее добровольного проведения говорит о качестве производства и высоком уровне подготовки персонала. Обычно сертифицируют по ГОСТ или по ISO (например, ISO 9001). Сертификацией занимаются специальные организации, например РосПромТест. При проведении сертификации желательно приводить сметы затрат.
После обоснования потребности в сертификации переходят к составлению производственного плана в натуральных единицах.
Производственный план в натуральных единицах
Для составления плана производства дополнительно необходимо рассчитать величину текущего и страхового запаса сырья. Для этого обычно используются следующие способы:
− расчет величины запасов при помощи логистических методов (например, используя формулу Вильсона). В российской практике применение весьма сложно в связи с отсутствием ряда показателей (средних затрат на заказ, средней стоимости заказа и т.п.). Подробнее можно ознакомиться, например, в [9];
− экспертное определение;
− расчет величины запаса на основе данных о технологическом процессе, периодичности поставок, надежности поставщиков и т.п.;
Пример приведен в [3, с. 61]. Расчет можно представить в таблице, аналогичной табл. 9.
Таблица 9. План производства в натуральных единицах, 2016 г.
Месяц | Сырье | ||||||
Объем закупок исходный, шт. | Размер текущего запаса, шт. | Размер страхового запаса, шт. | Объем закупок сырья окончательный, шт. | Объем переработки сырья, шт. | Объем производства конечного продукта, шт. | Запасы сырья на складе шт. | |
Январь | |||||||
Февраль | |||||||
Март | |||||||
Апрель | |||||||
Май | |||||||
Июнь | |||||||
Июль | |||||||
Август | |||||||
Сентябрь | |||||||
Октябрь | |||||||
Ноябрь | |||||||
Декабрь | |||||||
Итого |
После составления плана производства в натуральных единицах переходят к определению потребности в кадровом обеспечении и юридическом обосновании создания организации.
Тема 10. Организационный план
Общие положения
Организационный план обосновывает потребность в сотрудниках, их квалификации, затраты на персонал, а также описывает основные юридические положения, особенности организации и функционирование фирмы.
В организационном плане необходимо отразить организационно-штатную структуру организации, которая представляет организацию в виде схемы с указанием ее подразделений и структуру подчиненности этих подразделений (см. подробнее [10]), штатное (кадровое) расписание и правовое распределение.
Рассмотрим подробнее обозначенные пункты.
Структура подчиненности
На одном и том же предприятии можно создать множество вариантов организационно-штатных структур, при этом в качестве критериев выбора конечной структуры подчиненности желательно учитывать следующие основные аспекты:
− удовлетворение целей инициаторов проекта;
− минимум затрат денежных средств и времени на принятие и осуществление различного рода управленческих решений;
− выпуск качественной продукции и т.п.
Пример приведен в [3, с. 63]. Следующий шаг — составление штатного расписания.
Штатное расписание
Штатное расписание описывает структурные единицы (или укрупненные структурные единицы) организации, раскрывая следующие данные:
− наименование должности;
− количество работников (или ставок заработной платы);
− оклад (его минимальное и максимальное значение, а также фактическую величину, оговоренную с конкретным работником);
− регулярность выплат;
− использование (в какие месяцы года данная штатная единица выполняет свои функции).
− годовая величина выплат (оклада).
Пример приведен в [3, с. 64—65]. Информацию можно представить в таблице, аналогичной табл. 10.
Таблица 10. Штатное расписание
Наименование | Кол-во, чел | Оклад | Регулярность выплат | Испо-льзование | Сумма выплат в год | |||||
руб. | мес. | мес. | руб. | |||||||
min | факт | max | min | факт | max | |||||
Управленческий персонал | ||||||||||
Генеральный директор | ежемесячно | янв | дек | |||||||
Исполн-ый директор | ежемесячно | янв | дек | |||||||
Итогопо управленч-кий персонал | ||||||||||
Производственный персонал | ||||||||||
Слесарь ремонтник | ежемесячно | янв | дек | |||||||
Разнорабочий | ежемесячно | янв | дек | |||||||
Итогопо производ-ный персонал | ||||||||||
Персонал по маркетингу и прочие сотрудники | ||||||||||
Менеджер по снабжению | ежемесячно | янв | дек | |||||||
Менеджер по сбыту | ежемесячно | янв | дек | |||||||
Итогопо прочий персонал | ||||||||||
Всего | ||||||||||
Всего в месяц |
Существует несколько основных систем оплаты труда (см. подробнее [11]):
− сдельная (выплаты производятся за фактически произведенные изделия);
− повременная (выплаты производятся за отработанное время);
− аккордная (оплата осуществляется, исходя из общего объема выполненной работы, независимо от потраченного на ее выполнение времени).
Аккордная оплата труда предусматривает следующий механизм формирования зарплатного фонда: выявляются основные и вспомогательные производственные процессы, рассчитывается необходимый объем работ, определяется время на его выполнение, а также выводятся сдельные расценки, рассчитывается произведение расценок на объем работ по перечню, определяется сумма необходимой зарплаты путем сложения оплат по каждому пункту. Фонд зарплаты выделяется на весь коллектив (бригаду) и распределяется внутри него по сдельным расценкам, зафиксированным в договоре тарифам или коэффициенту трудового участия.
При этом выделяют:
− основную заработную плату (выплаты за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда);
− дополнительную заработную плату (за фактически не выполненную работу: оплата отпуска, больничных листов и т.п.);
− премиальные выплаты и бонусы.
После составления организационно-штатного расписания переходят к описанию правовых аспектов создания и функционирования организации
Правовое обеспечение
В рамках этого раздела бизнес-плана приводятся документы, которые подтверждают государственную регистрацию организации, права собственности и ее организационно-правовые аспекты. Желательно описать следующие пункты:
1. Форма собственности (частная, государственная, субъектов федерации, смешанная и т.п.).
2. Организационно-правовая форма (cм. подробнее [12]).
3. Документы, регулирующие деятельность организации в правовой сфере:
− устав предприятия;
− регистрационное свидетельство;
− договор оценки;
− договор купли-продажи бизнеса;
− рекомендательные письма о поддержке данного проекта со стороны местных властей;
− лицензии и патенты;
− сертификат качества продукции;
− сертификат уровня производства.
4. Особенности налогообложения (применение общей системы налогообложения или упрощенных систем) (см. подробнее [13]):
− налог на добавленную стоимость (НДС) — % от всего заявленного дохода (не от полученных денег, а от общей стоимости отгруженного товара по накладным и/или актам на оказанные услуги);
− налог на имущество — % от стоимости имущества;
− налоги на заработную плату — % от фонда оплаты труда;
− налог на прибыль — % от разницы между доходами и расходами без НДС;
− взносы на травматизм — % от фонда оплаты труда;
− иные налоги.
Все виды налогов необходимо обосновывать, исходя из ставок тех регионов, в которых планируется деятельность организации, так как они могут существенно отличаться от среднероссийских ставок.
После обоснования производственного плана и достижения удовлетворительных характеристик переходят к составлению финансового плана.
Тема 11. Финансовый план
Общие положения
Финансовый план — комплекс документов, отражающих планируемые результаты финансово-хозяйственной деятельности организации в стоимостном выражении. Обычно вся деятельность организации в этой плоскости подразделяется на следующие виды:
− операционная (иногда употребляются термины «текущая» или «операциональная»). В ней отражаются притоки и оттоки денежных средств по основной деятельности.
− Инвестиционная, связанная с осуществлением инвестиций.
− Финансовая, связанная со средствами внешними по отношению к проекту.
Перед составлением финансового плана необходимо определить финансовые нормативы, которые будут использоваться для расчетов и сопоставления данных.
В этом разделе приводятся расчеты всех затрат и доходов, при этом в качестве информационной базы используются данные из маркетингового и производственного планов. Последовательность составления финансового плана следующая:
1) Определение нормативов для финансово-экономических расчетов.
2) Определение затрат на персонал.
3) Учет инфляции.
4) Расчет ставки дисконтирования.
5) Расчет себестоимости.
5.1.) Определение постоянных и переменных затрат на производство продукции.
5.2.) Калькуляция себестоимости.
6) Составление основных финансовых документов.
При оценке финансового состояния предприятия, реализующего инвестиционный проект, рассматриваются данные за прошедший период. Если речь идет о финансовом плане самого инвестиционного проекта, то все данные имеют прогнозный характер.
Рассмотрим подробнее выделенные пункты.
Финансовые нормативы
При выборе нормативов для проведения финансово-экономических расчетов в первую очередь нужно определиться с ценами, которые планируется использовать: текущие или постоянные (с учетом или без учета НДС), в иностранной или в отечественной валюте. Наиболее важной для проекта является сопоставимость цен. В Российской Федерации проекты внутри страны необходимо учитывать в рублях.
Перечень и размер налогов должны быть установлены в соответствии с действующей системой налогообложения и юридическим статусом реализующей проект фирмы.
Если планируется осуществлять расчеты в текущих ценах, то необходимо учитывать инфляцию. Инфляцию необходимо брать не среднестатистическую по России, а конкретную в конкретном регионе, определяемую по базе статистических данных (например, Росстата).
Финансово-экономические расчеты обычно проводятся на первый год с периодом в один месяц, на последующий год — поквартально, а затем — по годам.
При определении предполагаемого кредитного процента следует ориентироваться на ставку Центрального банка РФ (с 2016 года — ключевую ставку ЦБ, которая планируется в размере 11% годовых). Обычно кредитный процент не превышает ставку рефинансирования больше, чем на 10% (см. подробнее [3, с. 68]).
После обоснования финансовых нормативов переходят к определению общих затрат на персонал по шагам расчетного периода.