Аудит основных средств и нематериальных активов

Документирование аудита

Документированиеявляется одним из важнейших аспектов в работе аудитора. От тщательности, своевременности и систематичности записей во многом зависит качество и результаты проверки. В МСА вопросам документирования посвящен МСА 230 «Документирование».

Цель МСА 230 – установление стандартов и предоставление руководства в отношении ведения документации в процессе аудита.

Все аспекты аудита в обязательном порядке должны оформляться документально. Под документацией и документированием понимаются рабочие документы, которые создаются и оформляются в ходе аудита.

Стандарт предъявляет следующие требования к рабочим документам:

1) документы должны быть подробными и достаточно полными для общего понимания аудита;

2) в документах должна содержаться информация о планировании, характере, сроках и объеме аудиторских процедур, их результатах, о выводах на основании доказательств.

Основой для определения объема документацииявляется профессиональное суждение аудитора. Необходимо подчеркнуть, что вынесение профессионального суждения является одним из важнейших требований МСА по отношению к аудитору и его профессиональной прерогативой. Этот аспект обращает на себя особое внимание, поскольку в настоящее время в российском бухгалтерском и аудиторском законодательстве понятие профессионального суждения фактически отсутствует и заменяется конкретными требованиями того или иного нормативного документа.

Форма и содержание документовмогут зависеть от самых разных факторов, к которым относятся: характер аудиторского задания; форма аудиторского отчета; характер бизнеса клиента; СВК клиента и организация его бухгалтерского учета; методы и приемы проверки и др.

В случае повторяющихся проверок часть рабочих документов может быть занесена в постоянные рабочие файлы.

Одно из важнейших требованийк документации аудита – обеспечение конфиденциальности в целях соблюдения интересов клиента.

Российский стандарт – аналог МСА 230 – включает в себя всю информацию, которая содержится в МСА, но изложена она более подробно, с учетом российской практики документирования. Так, в российском ПСАД детально представлены реквизиты, которые должны содержать документы. Подробно излагается порядок хранения документов, содержится перечень типовых рабочих документов.

19. Аудиторское заключение: виды, структура.

Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности, аудируемых лиц и держащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствия порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Заключение аудиторской организации по результатам проверки годовой отчетности является неотъемлемым элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному аудиту.

Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными в правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности". По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности предприятия аудиторская организация должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в одной из следующих форм:

1. Безусловно положительное заключение означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.

2. Условно положительное заключение означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.

3. Отрицательное заключение означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.

4. Заключение с отказом выражения своего мнения о достоверности отчетности (отказ от выдачи заключения) означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская организация не может выразить и не выражает мнение о бухгалтерской отчетности предприятия (в одной из приведенных выше форм).

Структура аудиторского заключения имеет следующие элементы:

- заголовок;

- адресат;

- вступление;

- описание объема аудиторской проверки;

- заключение аудитора о проверенной финансовой отчетности;

- дата аудиторского заключения;

- подпись аудиторского заключения;

- адрес аудиторской фирмы

Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналити­ческую и итоговую.

Структура аудиторского заключения

Вводная часть: Период, за который проводится проверка. Состав проверяемой отчетности. Цель аудиторской проверки. Обязанности аудитора по договору. Ответственность руко водителя предприятия за подготовку отчетно­сти

Часть, описывающая объем аудита: Нормативная база аудиторской проверки. Объем аудита. Выборочный метод проверки. Описание основных аудиторских процедур. Заявление аудитора о получении достаточных оснований для выражения мнения

Часть, содержащая мнение аудитора: Оценка принципов и порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в организации. Мнение аудитора о достоверности бухг. (финн.) отч-ти

Аудит основных средств и нематериальных активов

Целью аудита основных средств является проверка законности операций по движению основных средств и подтверждение достоверности информации в бухгалтерской отчетности требованиям законодательства Российской Федерации.

1. Проверка соблюдения положений учетной политики организации в части организации учета основных средств.

1.1. Наличие в приказе об учетной политике предела стоимости активов (менее 20 тыс. руб.) для их принятия к бухгалтерскому учету в составе материально-производственных запасов.

1.2. Проверка правомерности применения алгоритма ускоренной амортизации по отдельным объектам основных средств.

1.3.Проверка методики учета затрат на ремонт основных средств и порядка создания ремонтного фонда.

1.4. Проверка выбранного способа начисления амортизации. Не амортизируются (п. 17 ПБУ 6/01) следующие объекты:

  • законсервированные и не используемые в производстве продукции. В случае консервации на срок, превышающий три месяца, основное средство исключается из состава амортизируемого имущества. По основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, начисление амортизации не производится начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел указанный перевод. Это же правило действует в налоговом учете (п. 3 ст. 256, п. 2 ст. 322 НК РФ). Любые затраты на консервацию и последующую рас консервацию производственных мощностей, а также расходы на содержание имущества в период его консервации можно учесть при расчете налога на прибыль как внереализационные. В бухгалтерском учете такие затраты относятся к прочим расходам;
  • арендованные в учете арендатора, за исключением неотделимых улучшений. Срок полезного использования для произведенных арендатором неотделимых улучшений в арендованное имущество равен сроку полезного использования объекта аренды при расчете амортизации;
  • земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям.

2. Инспектирование договоров о полной материальной ответственности с работниками в отношении объектов основных средств, изучение состава комиссии, назначенной руководителем организации для контроля за движением и ликвидацией основных средств.

3. Проверка правильности определения первоначальной стоимости основных средств. Аудитору необходимо убедиться в наличии инвентарных номеров, присвоенных каждому объекту основных средств при принятии их к бухгалтерскому учету. Таможенные пошлины и сборы, информационные и консультационные услуги, услуги нотариуса относятся к прочим расходам и поэтому не увеличивают первоначальную стоимость объектов в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского учета.

4. Проверка правильности оформления документов и корреспонденции счетов при различных вариантах поступления основных средств.

5. Проверка правильности начисления амортизации в соответствии со способом, указанным в учетной политике организации.

Применение избранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в амортизационную группу.

6. Проверка правильности оформления операций и корреспонденции счетов по выбытию основных средств.

7. Проверка правильности возмещения НДС по основным средствам, требующим монтажа, построенных подрядным и хозяйственным способом, а также приобретенных за плату у поставщиков.

8. Проверка затрат на ремонт объектов основных средств, установление условий эксплуатации основных средств и своевременности проведения ремонта.

9. Проверка результатов переоценки основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе. Коммерческие организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации или за счет нераспределенной прибыли.

10. Проверка соответствия отчетных показателей бухгалтерского баланса и приложения к бухгалтерскому балансу показателям главной книги и инвентарным карточкам.

Наши рекомендации