Лекция 9. Выручка и прибыль - показатели финансовой деятельности предприятий

1.Выручка предприятий. Методы определения выручки.

2. Прибыль предприятия. Экономическая сущность и функции прибыли.

3. Управление прибылью предприятия.

4.Рентабельность деятельности предприятия.

1. Выручка - основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы выражается в достигнутых финансовых результатах.

Выручка от реализации характеризует общий финансовый результат (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) и является одним из важнейших показателей финансовой деятельности, по которому определяет­ся рейтинг фирмы.

В западной литературе этот показатель называют валовой выручкой.

Выручка предприятия формируется как результат его деятельности по трем основным направлениям:

· основному производственному;

· инвестиционному;

· финансовому.

Результат основной производственной деятельности выступает в ви­де выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая включает вы­ручку от:

· реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производ­ства;

· выполнения работ и услуг;

· использования покупных изделий (приобретенных для комплектации), проведения строительных, научно-исследовательских работ;

· реализации товаров в торговых, снабженческих и сбытовых предприятий;

· оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транс­порта.

Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финан­сового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Возможны два метода определения выручки от реализации продук­ции (работ, услуг): по отгрузке товаров и по фактическому поступлению средств на расчетный счет.

1. По отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявле­нию расчетных документов контрагенту - метод начислений. Докумен­тально это оформляется соответствующими документами об отгрузке. Моментом реализации и образования выручки считается дата отгрузки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собст­венности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции, несостоятельности плательщика или банка предприятие мо­жет иметь серьезные финансовые проблемы, результатом которых может стать цепочка неплатежей. Этот метод достаточно широко применяется в экономически развитых странах, где наличие фондовых и денежных рын­ков минимизирует финансовые риски.

2. В отечественной практике наибольшее распространение получил метод определения выручки по фактическому поступлению средств на расчет­ный счет или в кассу предприятия - кассовый метод. Документально это оформляется выпиской банка с расчетного счета предприятия или кассо­выми документами, на основе которых зачисляются наличные денежные средства. Моментом реализации и образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счет (в кассу) предприятия. Такой порядок учета выручки позволяет производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник.

В современных условиях предприятия имеют право для целей налогообложения использовать любой метод учета выручки, однако, бухгалтерский учет оно обязано вести методом начислений.

Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать номенклатуру, физический объем продаж и действующие цены реали­зации без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Выручка от выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера определяется исходя из объема выполненных работ (услуг) и соответствующих расценок и тарифов.

Существуетдва метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный портфель заказов. В этом случае выручку от реализации можно определить по следующей формуле:

В = Цр × Qпр,

где: В – выручка от реализации продукции;

Цр – цена реализации продукции;

Qпр – объем продаж продукции при заданной цене.

Как правило, в условиях рынка большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия для увеличения объемов выпускаемой конкурентоспособной продукции, расширения и постоянного обновления номенклатуры производимых товаров и услуг на основе маркетинговых исследований рынков сбыта.

В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректи­руемый на входные и выходные остатки, планирование выручки от реализации продукции осуществляется по аналогии с планированием затрат на ее производство и реализацию:

В = Он + Т – Ок,

где В – выручка от реализации продукции;

Он – нереализованные остатки готовой продукции на начало пла­нируемого периода;

Т – товарная продукция в планируемом периоде;

Ок – остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.

На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предпри­ятия:

в сфере производстваобъем производства, его структура, номенк­латура выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продук­ции, ритмичность производства;

в сфере обращения: уровень цен и ценовая политика, применяемые формы расчета, действующая система стимулирования товара, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия можно отнести несвоевременную оплату продукции вследствие неплатежеспособ­ности покупателей, нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, действие несбалансированной инфляции и др.

В рыночной экономике ведущее место занимает величина отпускных цен. Установление заниженных цен, не возмещающих понесенные издержки производства, приводит к образованию убытков и означает, что на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге отразится и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия.

В то же время в условиях конкуренции иногда для завоевания рынков сбыта, вытеснения конкурентов допустимо применять убыточные цены. Предприятие, внедряющееся на новые рынки, иногда сознательно идет на снижение выручки с тем, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.

Установление завышенных цен приводит к потере ценовой конкурен­тоспособности продукции, снижению спроса и уменьшению выручки.

В условиях стабильного развития экономики применяются аналити­ческие методы прогнозирования оптимальной выручки и оптимальной цены реализации товара.

Оптимальной ценой называется цена реализации товара, обеспечи­вающая производителю получение максимальной прибыли. При этом объем выручки, соответствующий условиям получения максимальной прибыли, называется оптимальной выручкой.

Расчет оптимальной цены и оптимальной выручки основан на опти­мизации значения прибыли (П), которая рассчитывается в соответствии со следующей формулой:

Пр = В – 3,

где: В – выручка от реализации продукции;

3 – затраты производителя на производство и реализацию продукции.

Выручка от реализации продукции зависит от цены ее реализации, так как рассчитывается по формуле:

В = Цр Х Опр,

где: Цр – цена реализации продукции;

Опр – объем продаж продукции при заданной цене.

В соответствии с законом спроса объем продаж товара является функцией от цены реализации товара. В этой связи и выручка от реализации товара является функцией от цены товара.

Затраты на производство товара подразделяются на постоянные затраты (не зависящие от объема производства) и переменные затраты (зависящие от объема производства). При условии, что объем производства товара равен объему продаж (производится столько товара, сколько реализуется), переменные издержки также являются функцией от цены реализации товара.

Таким образом, прибыль предприятия является функцией от цены реализации товара. Тогда возможно нахождение максимального значения функции. Цена товара, обеспечивающая максимальное значение функции прибыли, и является оптимальной ценой товара.

Для оценки возможных последствий планируемых ценовых решений на изменение выручки от реализации следует использовать показатель ценовой эластичности спроса товара. Данный показатель характеризует процентное изменение спроса при изменении цены товара на один процент. Например, показатель ценовой эластичности спроса, равный 0,8, означает, что при увеличении цены товара на 1 % , спрос на данный товар упадет на 0,8 %, и наоборот, снижение цены на 1 % приведет к росту спроса на 0,8 %.

Если показатель ценовой эластичности товара больше 1 (так называемые товары эластичного спроса), то рост цен на данный товар приводит к уменьшению выручки, а снижение цены - к росту выручки.

Если показатель ценовой эластичности товара меньше 1 (товары неэластичного спроса), то рост цен на данный товар приводит к увеличению выручки, а снижение цены - к ее уменьшению.

При прогнозировании выручки кроме ценовой эластичности следует

учитывать также эластичность товара по доходам потребителей и перекрестную эластичность спроса данного товара.

Эластичность по доходам определяет зависимость между изменением доходов потребителей и изменением спроса на данный товар. Например, если эластичность по доходу равна 1,2, то это означает, что при увеличении доходов потребителей на 1 % спрос на данный товар возрастет на 1,2 %.

Прогнозируя изменение доходов населения, можно прогнозировать изменение спроса, а значит и выручки от реализации.

Перекрестная эластичность спроса показывает изменение спроса на данный товар при изменении цены другого товара (дополняющего или заме­ряющего в потреблении данный товар) на 1 %. Перекрестная эластичность отрицательна по товарам, дополняющим друг друга в потреблении (например, перекрестная эластичность автомобилей и бензина равна - 0,6, это озна­чает, что при увеличении цены бензина на 1 %, спрос на автомобили уменьшается на 0,6 %) и положительна по товарам, заменяющим друг друга в потреблении, например, чай - кофе.

Наконец, до начала непосредственного планирования выручки пред­приятию необходимо определиться с концептуальным подходом к его орга­низации.

Первый подход предполагает реализацию концепции планирования от доходов, при которой вначале определяется общий объем выручки, ожидаемой в расчетном периоде, и лишь затем - направления и конкрет­ные суммы предстоящих расходов.

Второй подход определяет первоначальное планирование необходи­мых затрат с последующим определением необходимых для их покрытия доходов. Каждый из указанных вариантов имеет свои преимущества и не­достатки, выбор же конкретного подхода определяется как общей экономи­ческой ситуацией (например, на стадии кризиса большее распространение приобретает планирование «от доходов», что связано, прежде всего, с за­трудненностью доступа к заемным финансовым ресурсам), так и специфи­кой деятельности конкретного типа предприятия (например, для финансо­вых структур принцип планирования «от доходов» практически не реализу­ем).

Реализацией продукции и поступлением выручки на денежные счета предприятия завершается последняя стадия кругооборота средств предпри­ятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную.

Если поступление выручки на денежные счета предприятия пред­ставляет собой завершение кругооборота средств, то ее использование пред­ставляет как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов. На этой стадии формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.

Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полу­фабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топли­ва, энергии и т.п. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещает­ся износ основных фондов, формируется прибыль предприятия, которая в свою очередь распределяется в соответствии с инвестиционной и социаль­ной политикой предприятия.

Наши рекомендации