Один из актуальнейших вопросов теории и практики контроля - его структурные уровни или элементы
Рассмотрим их подробнее.
1) Формально установленные и реально осуществляемые процедуры контроля.
В целях обеспечения эффективности процедур необходимо следующее:
1. на основе детально разработанных должностных инструкций формальное определение и документальное закрепление порядка деятельности (действий и взаимоотношений) определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций организации;
2. определение круга первичных документов или других носителей информации, где отражаются данные, свидетельствующие об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации этапов соответствующих финансовых или хозяйственных операций; определение порядка движения документов или иных носителей информации от момента их возникновения до архивирования;
3. определение "точек контроля" для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки состояния или наличия ресурсов организации; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление "критических" точек контроля, где риск возникновения ошибок и искажений особенно велик;
4. выбор типов и методов проведения контроля.
Среда (т.е. основные условия) управленческого контроля
Среду определяют:
· управленческая философия и стиль работы руководителей организации (отношение управляющих к коммерческим, финансовым и внутрифирменным рискам;
· адекватное понимание ими роли внутреннего контроля в управлении организацией;
· конкретные действия в плане организации контрольной системы и ее совершенствования; склонность к авторитарному стилю в управлении и т.д.);
· оргстатус отдела внутреннего аудита, т.е. положение в оргструктуре этого важного координационного центра ответственности;
· принятый организацией курс действий (ее ориентиры), цели и стратегии; виды и масштаб деятельности организации;
· соответствие оргструктуры размерам и степени сложности организации;
· регламентация взаимоотношений между звеньями организации, сотрудниками, наличие кодекса поведения;
· определение и документальное закрепление процедур контроля;
· определение и документальное закрепление полномочий и ответственности сотрудников; методы доведения установленных правил до сотрудников;
· изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений по данным отклонениям;
· налаженность системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления;
· налаженность систем бюджетирования, бизнес-планирования, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей;
· адекватность системы документации и документооборота организации ее размерам и структуре;
· рациональность кадровой политики, т.е. механизмов управления персоналом;
· конфликтность в коллективах;
· мотивация трудовой деятельности, профессиональная подготовка, интеллектуальный уровень, наклонности, личностные качества, этические принципы, а также физические, психические, половые и возрастные характеристики работников организации;
· внешние влияния - уровень развития экономики, экономическая и политическая устойчивость рынка, развитие законодательной базы рыночного типа, налоговая политика государства;
· соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органами контроля;
· неопределенность и риск деятельности, а также иные условия, специфичные для каждой конкретной организации.
Система учета
Учетную систему организации целесообразно представить как определенным образом упорядоченную и подчиненную внутреннему регламенту систему процедур определения, сбора, измерения, регистрации и обработки информации об имуществе, источниках его формирования, финансовых и хозяйственных операциях организации, о затратах и результатах хозяйственной деятельности, а также передачи этой информации менеджерам (управленческому персоналу), осуществляющим контроль и принимающим управленческие решения.
Об эффективности учетной системы можно судить по уровню достижения следующих показателей безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации:
1) наличие: отражены действительно существующие операции;
2) полнота: отражены все реальные операции;
3) арифметическая точность: все операции правильно подсчитаны;
4) разноска по счетам: все операции правильно разнесены по соответствующим бухгалтерским счетам;
5) формальная разрешенность: на каждую операцию получено общее или специальное формальное разрешение;
6) временная определенность: все операции отнесены к надлежащему отчетному периоду;
7) представление и раскрытие данных в отчетности: все данные правильно суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка и обьема раскрытия информации в отчетности.
Кроме того, при формировании системы учета должно быть учтено следующее:
1. Организационная структура учетных подразделений. Вопросы оргструктуры аппарата учета решаются на каждом конкретном предприятии с учетом внешних и внутренних факторов. Общее же требование здесь таково: оргструктура должна быть соответствующей размерам предприятия, масштабу и специфике его бизнеса.
2. Обязанности и полномочия работников, осуществляющих ведение учета и подготовку отчетности. Во избежание искажений учетной информации за человеком, осуществляющим учет операций с определенными активами, не должны быть одновременно закреплены функции санкционирования операций с этими активами, обеспечения их сохранности и осуществление их инвентаризации.
3. Формально установленные процедуры санкционирования хозяйственных операций. Должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий. Формальное разрешение - это решение либо относительно общего типа хозяйственных операций либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение - это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования возрастает вероятность как злоупотреблений (растрата или хищение активов), так и ошибок.
4. Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции; порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, подготовки периодической бухгалтерской отчетности.
5. Качественное информационное обеспечение. О качестве информации, предоставляемой системой управленческого учета, следует судить по следующим основным критериям:
· необходимость, которая характеризуется содержательностью информации и степенью ее использования в непосредственных целях управления;
· достаточность, которая характеризуется полнотой охвата, количественного и качественного описания явления, факта, а также существенностью информации, зависящей от возможности ее практического применения в процессе обработки и представления для управления;
· истинность - достоверность (доказательность и обоснованность) и надежность (определяется источником получения, качеством технических средств измерения и контроля, технологии получения, обработки и хранения управленческой информации) данных учета;
· своевременность получения информации - управленческая информация (в том числе об отклонениях) должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то теряется сам смысл информации (могут быть упущены возможности предприятия и т.п.), кроме того, нежелательные последствия различного рода отклонений усугубляются.