Проблемы приобретения франшизы

Говоря прямо, преимущества франчайзинга могут означать разницу между успехом и провалом для малого бизнеса. Как бы то ни было, франчайзи должен пожертвовать частью свободу франчайзеру. Будущие френчайзи должны изучить остальные ограничения франчайзинга прежде, чем покупать франшизу. Тщательное изучение потенциальных возможностей франчайза –это единственный путь для предпринимателя найти тот френчайз, который действительно подходит к его или ее вкусам, предпочтениям и антипатиям.

Отчисления по франшизе и распределение прибыли.Фактически все франчайзеры облагают своих франчайзи определенными выплатами и требуют отчислений с дохода от продаж за использование своего имени, продуктов и услуг, а также бизнес-системы. Отчисления по франшизе и требования к стартовому капиталу варьируются в зависимости от френчайзеров. Департамент по коммерческой деятельности сообщает, что совокупные инвестиции во франшизу варьируются от 1000 долларов за бизнес сервис до 10 миллионов за гостиничный франчайз. К примеру, «Jani-king», базирующийся на дому предприятие по уборке, продает франшизу за сумму от 8200 долларов до 113 000 долларов, в зависимости от размера территории; франшиза «Mail Boxes etc.» продается за совокупные капиталовложение в размере от 113 тысяч долларов до 210 тысяч долларов; и, наконец, «МакДональдс» требует инвестиций от 48 тысяч до 1 миллиона 400 тысяч долларов (при этом за «МакДональдсом» остаются права на здание и землю) В среднем обычный старт-ап обойдется франчайзи приблизительно в 150-200 тысяч долларов.

Начальные затраты также обычно включают в себя множество отчислений. Большинство френчайзеров требуют от френчайзи отчислений в размере от 5000 долларов до 50000 сразу за использование наименования компании. Как вариант, «Molly Made» требуют выплат в размере 6900 долларов, а «МакДональдс»-аванса в 45000 долларов. Другие дополнительные расходу могут включать приобретение территории, подготовку, постройку, покупку вывесок, недвижимого имущества, оборудования, затрат на управленческую помощь и тренинги. Некоторые отчисления по франшизе включают подобные траты, другие нет. Прежде чем подписывать любой контракт, предусмотрительный френчайзи должен подсчитать совокупные затраты на франшизу- некоторые из затрат установленыфранчайзерами в пункте 10 Стандартного Циркуляра Приобретения Франшизы (см. «Франчайзинг и закон на странице 103-106»)

Франчайзер также применяют обложение постоянными роялти в качестве механизма распределения прибыли. Роялти обычно включают в себя процент от общих продаж с определенным минимумом выплат или равномерные постоянные выплаты за франчайз. Эти выплаты обычно варьируются от 1 до 12 процентов от продаж, также, большинство френчайзеров устанавливают выплаты между 3 и 7 процентам. «Сэндвичи и Салаты Subway» требуют выплат роялти на уровне 8 процентов, которые выплачиваются каждую неделю. Эти отчисления могут включать в себя и сверхдоходы френчайзи. Так как выплаты отчислений и роялти франчайзеру включены как процент продаж, они будут получать платежи, даже если френчайзи не получает прибыль. Иногда случается так, что неподготовленный френчайзи осознает (слишком поздно), что эти роялти и отчисления съедают весь возможный доход. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, прозорливый френчайзи должен понять, какие отчисления обязательны (некоторые только рекомендуются) и затем определить, какие сервисы и выгоды покрывают выплаты. Одним из лучших вариантов является разложение по пунктам того, что вы получаете за свои деньги, а затем вычислить, какие из них заслуживают затрат. Вы должны учесть все- величину, время выплат и финансовые расчеты; определить, что включено в начальные выплаты по франшизе и какие из них являются главными.

Строгое Следование Стандартам Деятельности. Поскольку франчайзи покупают свой бизнес, они не обладают той автономией, доступной независимым предпринимателям. Условия соглашения о франшизе влияют на отношения франчайзер - франчайзи Это соглашение требует от френчайзи управлять своей торговой точке согласно принципам, указанным в руководстве по работе френчайзера. Типичная тема, описанная в этом руководстве посвящена, рабочим часам, дресс-коду, управлению политикой предприятия и процедурами, спецификациям продуктов и услуг, а также требованием конфиденциальности.

Чтобы защитить свой образ в глазах публики, франчайзеры требуют от своих френчайзи точно следовать стандартам работы. Если же работа франшизы постоянно не соответствует минимальным требованиям, указанным для деятельности, франчайзер может расторгнуть договор. Соответствие стандартам обычно контролируется путем проведения периодических инспекций. Таким образом, строгое соблюдение требованием может лечь тяжелым грузом на плечи френчайзи.

Ограничения на Покупку.В интересах соблюдения стандартов качества, франчайзеры иногда требуют от франчайзи приобретать товары, материалы или специальное оборудование у самого френчайзера или у одобренных поставщиков. К примеру, KFC требуют, чтобы френчайзи использовали приправы, изготовленные отобранными компаниями. Негативная репутация целого франчайза может сложиться изза того, что некоторые нерадивые (или просто нерадивые) франчайзи используют плохую продукции для снижения себестоимости(затрат). В некоторых сетях френчайзи вносятся в черные списки, означающим, что франчайзер повышает для них выплату отчислений за снабжение и оборудование, а также отказывается утверждать альтернативных поставщиков. Френчайзер может совершенно легально устанавливать цены на свою сбываемую продукцию френчайзи, но не может устанавливать розничные цены, выставляемые франчайзи. Франчайзеры могут только советовать франчайзи, какую цену выставлять, но не вправе требовать этого.

Ограничения Линии Продуктов. В соглашении, как правило, ставится условие, гласящее, что весь франчайз продает только ту продукцию, которая была одобрена франчайзером. Под страхом потери лицензии франчайзи должны избегать продаж любых неодобренных товаров в своих магазинах. Френчайзер старается унифицировать свою линейку товаров, чтобы любой их клиент знал, чего стоит ожидать. Некоторые компании позволяют своим франчайзи вносить изменения в товары и предложения услуг, чтобы удовлетворить региональным или местным предпочтениям, но толкло с разрешения франчайзера.

В договоре франчайза также могут быть оговорены специфические ситуации вроде продаж непопулярной продукции или наоборот, вывода на рынок интересной новинки. Свобода френчайзи в адаптации товарной линии для вкусов местного рынка весьма ограничено. Тем не менее, некоторые франчайзеры рассматривают предложении франчайзи по улучшению продукции. К примеру. В качестве примера можно привести Херба Петерсона, создавшего весьма популярный сэндвич «Эгг МакМаффин» во время экспериментов по приготовлению яиц-пашот в специальной тефлоновой формочке. Петерсон выложил приготовленные яйца на английские булочки, добавил канадский бекон и плавленый сыр, после чего продемонстрировал свой сэндвич главе МакДональдса – Рэю Кроку. Крог съел 2 бургера и купил идею после того, как жена Петерсона придумала звонкое название продукту. В 1975 году МакДональдс стал первым фаст-фуд франчайзи, ставшим предлагать меню для завтрака, в котором особым блюдом стал Эгг МакМаффин.

Некачественные Программы Подготовки.Каждый будущий франчайзи должен опасаться недобропорядочных франчайзеров, сулящих широкий спектр услуг и помощи. но на практике не предоставляющих ничего. Один из владельцев жалуется на франчайзера, обещавшего предоставить за немалые сборы за техническую помощь то, что преподносилось как «обширная и тщательная программа подготовки». НА самом деле ему не предоставили ничего кроме дешевых брошюр и пособий для самоподготовки. Как правило жертвами нечестивых френчайзеров становятся неосторожные франчайзи, которые покупают франшизу без изучения бизнеса, больше никогда не слышавшим о франчайзере снова. Пока не будет серьезно поднята данная тема, мошенники будут продолжать дурить неподготовленных френчайзи.

Перенасыщение Рынка.Как открыли для себя многие франчайзи фаст-фуда, йогуртов и мороженого, перенасыщение рынка - весьма реальная опасность. Лишь некоторые франчайзеры предлагают френчайзи территориальную защиту, большинство же ее не предоставляют. Территориальная агрессии стала весьма актуально во франчайзинге после того как ищущие новые рынки сбыта френчайзеры заняли большую часть прибыльных мест, и теперь они располагают новых френчайзи непосредственно вблизи от старых. Огромная конкуренция возникает именно из-за недостатка удобных территорий. В некоторых областях страны френчайзи терпят крах из-за перенасыщения рынка, приведшего к провалу продаж.

Другим местом конкуренции вокруг площадок для франчайзи стал Интернет. Все больше и больше франчайзеров создают свои Веб-сайты, которые, по мнению френчайзеров, съедают часть их прибыли от продаж и посягают на их земельные соглашения. Аптечные франчайзи не так давно подали заявление в арбитражный суд, чтобы запретить френчайзерам, конкурирующим с ними посредством продаж через веб-сайты. Френчайзи посчитали, что веб-магазины отбирают продажи у торговых точек и потребовали, чтобы сайты продвигали исключительно бренд целой компании.

Малая свобода.При приобретении франшизы и подписывании контракта, франчайзи также соглашаются, что товары или услуги соответствовали формулам, установленным франчайзи. Когда МакДональдс начинает производить новый национальный продукт, то от франчайзи требуется включить новое блюдо в свои меню. Фречайзеры хотят гарантированного успеха, и большинство из них внимательно следят за деятельность франчайзи. Жесткая унификации – это, скорее, правило, чем исключение. Предприниматели, желающие быть начальниками сами себе, а не субъектом контроля, будут разочарованы в работе в качестве френчайзи. Независимым, «ищущих свой путь» индивидуалистам не место среди франчайзи. Таблица 4.1 предлагает Тест на ожидания от франчайзинга, который поможет потенциальным франчайзи решить, стоит ли им.

Наши рекомендации