Показатели работы зон ТО и Р АТП
Лабораторная работа №4
Системный анализ эффективности мероприятий инженерно-технической службы
Цель работы: ознакомится с методом структурно-производственного анализа; понять особенность выявления агрегатов, механизмов, систем автомобиля, а также зон, цехов, участков, на которые приходятся наибольший простой во всех видах ТО и ремонте (оказывающих главное влияние на общий удельный простой в ТО и ремонте) и коэффициент технической готовности автомобилей.
Исходные данные
Данные по своему варианту заносим в табл. 1. При этом известно нормативное значение коэффициента технической готовности (0,92). За рассматриваемый период времени при суммарном пробеге LΣ = 270 тыс. км зафиксировано n = 100+60+110=270 отказов (см. табл. 1). Среднесуточный пробег автомобилей lcc = 0,27 тыс. км.
Таблица 1
Данные для зон обслуживания подвижного состава
Целевыми нормативами являются: - средняя наработка на случай простоя в ремонте, выполняемом конкретным цехом (участком) i; - средняя продолжительность простоя в ремонте, выполняемом цехом i.
Ход решения
Средняя наработка на отказ, связанный с работой конкретной зоны (цеха, участка):
Например, для зоны ТО:
Проверяем полученные данные (по выражениям из теории надежности):
Деление отчетных данных по числу машино-дней (машино-смен) простоя автомобиля в ремонте, связанного с потерей рабочего времени Др, на число случаев простоя (заездов) в ремонте в соответствующей зоне, цехе или по их вине:
Например, для вспомогательного участка:
Далее определяем удельные простои автомобилей по зонам (цехам, участкам):
Например, для зоны технического обслуживания:
Определяем общий удельный простой автомобиля в ТО и ТР:
Результаты заносим в табл. 2.
Таблица 2
Показатели работы зон ТО и Р АТП
Фактическое (до проведения мероприятий) значение коэффициента технической готовности:
где K – коэффициент, учитывающий потери рабочего времени автомобиля в связи с проведением капитального ремонта (K=1,1).
Сравниваем фактическое и нормативное значение КТГ:
Таким образом, для выполнения целевого норматива необходимо увеличить К.Т.Г. на 1,3%.
Определяем нормативное значение удельного простоя в ТО и ремонте
Таким образом, для выполнения нормативных требований цельный простой в ТО и ТР должен быть сокращен на 0,022 дня/1000 км или на 2,2 %. Это показывает значительную чувствительность удельного простоя как показателя эффективности: сокращение на 2,2% дает изменение К.Т.Г. на 1,3 %.
Далее проводится предварительный анализ удельных простоев по зонам (см. табл. 2). Как видно из табл. 2, 58% всех простоев приходится на зону постового ТР. Значит, будет целесообразно проводить мероприятия по сокращению удельных простоев сначала по участкам этой зоны. При этом удельный простой в ТР по этой зоне или целевой норматив должен быть равен:
Определяются возможные варианты сокращения удельных простоев:
Iв результате увеличения наработки между ремонтами:
(целевой норматив по наработке для постового ТР).
II в результате сокращения простоев в ремонте:
III комплексный вариант – одновременное увеличение наработки (до 3,5 тыс. км) и сокращение продолжительности ремонта:
Далее проводится экономическое сравнение вариантов. Стоимость прироста наработки на случай ремонта ∆хпр=1 тыс. у. е. принимается Зпр(х)=1,2 тыс. у. е., стоимость сокращения простоя в ремонте на 0,1 смены ∆t=0,1 см принимается Зпр(х)=0,75 тыс. у. е. Затраты по вариантам:
Iвариант:
II вариант:
III вариант:
По результатам видно, что по наименее затратным является III вариант.
Результаты заносим в таб. 3.
Таблица 3
Варианты целевых нормативов для зоны постового ТР
Определяются и назначаются целевые нормативы для зон и цехов ИТС.
Находим целевые нормативы зон ИТС, которые должны обеспечить заданное значение КТГ при III (смешанном) варианте. Результаты заносим в табл. 4.
Таблица 4
Целевые нормативы зон ИТС (III вариант)
Таким образом, целевой норматив ИТС при выполнении целевых нормативов зонами, цехами и участками также обеспечивается. Целевые нормативы зон используются для планирования и оценки их работы.
Выполняется проверка выполнения целевого норматива ИТС:
Определяются источники образования дополнительных фондов для ИТС и выполняется проверка проверка самоокупаемости мероприятий по совершенствованию зоны постового ТР:
1) определяется доля прибыли, отчисляемой в фонд развития производства ИТС:
(∆Пп)итс=a*b*∆П,
где: ∆П – доля прибыли от прироста транспортной работы;
а– норма отчислений прибыли в фонд развития предприятия;
b– то же для развития ИТС.
Принимаем: ∆П=6,5 тыс. у. е., а=0,25, b=0,9. Тогда:
(∆Пп)итс=0,25*0,9*6,5=1,46 тыс. у. е,
что выше затрат на все варианты.
б) определяется доля прибыли, отчисляемой в фонд материального поощрения персонала ИТС:
(∆Пм)итс=с*d*∆П,
где: с – доля прибыли, отчисляемой в фонд материального поощрения персонала предприятия;
d– то же персонала ИТС.
Принимаем c=0,15, d=0,8. Тогда:
(∆Пм)итс=0,15*0,8*6,5=0,78 тыс. у. е.
Таким образом, по приведенным годовым затратам самоокупаемыми являются все три варианта, самые наименьшие затраты получились в смешанном III варианте.
Сравнивая данные табл.2 и табл. 4 можно увидеть, что произошло сокращение удельного простоя на постовом ТР с 58% до 55 %.
Резерв фонда развития производства:
Р= (ΔПп)итс–Зп=1,46-0,27 =1,19 тыс. у.е.
Резерв может быть направлен на дополнительное развитие цехов и участков или по прямому назначению - для резервирования непредвиденных расходов и рисков в условиях рыночных отношений.
Определяется размер фонда материального поощрения
персонала ИТС:
(ΔПм)итс=0,15×0,8×6,5=0,78 тыс. у.е.
Эти средства следует распределить: участникам, которые реально повлияли на сокращение простоев в ремонте, т. е. на достижение установленных целевых нормативов для зон, участков и для ИТС в целом; на стимулирование зон, участков, соблюдающих нормативное значение простоев в ремонте; часть средств из фонда целесообразно зарезервировать.
Вывод: изменяя К.Т.Г. (сокращение удельного простоя на 2,2% дало изменение К.Т.Г. на 1,3 %), увеличив наработки между ремонтами, сократив размеры удельного простоя в ремонте, а также применив комплексное изменение обоих параметров (см. табл.3), были выявлены размеры затрат и выбран оптимальный вариант стратегий по изменению целевых нормативов для ИТС и предприятия в целом (для данного примера – III вариант). В итоге были определены размеры фонда развития производства (1,46 тыс. у. е.) и фонда материального поощрения (0,78 тыс. у. е.), по которым можно судить о финансовом состоянии и об эффективности применения мер по увеличению работоспособности предприятия. Для данного примера доля прибыли позволяет также зарезервировать часть денег для продвижения предприятия (1,19 тыс. у. е.).