Стратегия формир-ния инв-ных ресурсов
Все направл-я и формы инв-ной деят-ти осущ-ся за счет формир-х ею инв-ных ресурсов. ИР– это все виды ден. и иных активов, привлекаемых для влож-я в объекты инв-ия. Стратегия формир-я ИР явл-ся сост. эл-том не только инв-ной, но и фин. стратегии компании. Разработка такой стратегии должна обесп-ть бесперебойную инв-ную деят-ть в прогноз-мом объеме, наиб. эфф-е исп-ние собств-х ср-в, а т.ж. фин. устойчивость в долгоср. перспективе. Разработка стратегии формир-я ИР осущ-ся по след. этапам: 1)Прогноз-е потребностей в общем V инв-ых ресурсов; 2)Изучение возможностей формир-я инв-х ресурсов за счет различн. источников; 3)Опр-е методов фин-я отд-х инв-х программ и проектов; 4)Оптимизация структуры. 1 Этап. Методич. подходы к разработке стратегии формир-я ИР существ. различ-ся в компаниях-институц-х инвесторах и в компаниях, осущ-х реальную произв. деят-ть. Первые в осн. форм-ют ресурсы за счет выпуска ц. б. Данные инвесторы опр-ют возможный V инв. ресур-сов исходя из стратегии андеррайтинга, т.е. возможности реализации ц.б. Для вторых - 1-ый этап осущ-ся в след. послед-ти: 1 стадия: опр-ся необх. объем фин.ресурсов для реального инв-я. Для этого в кажд. отрасли подбирают необх-ые объекты-аналоги, по кот. рассчит-ся ст-ть нового строит-ва или приобретения. Ст-ть нового строит-ва м.б. определена по фактич. ст-ти или по удельным кап.вложениям на ед. мощности. В случае, если V опр-ся по удельным кап.вложениям, то общая потребность в кап.вложениях = удельные кап.влож.*мощность + пр затраты. Ст-ть строит-ва – это только часть потребности в инв-ых ресурсах. Чтобы запустить объекты, необходимо предусм-ть доп. влож-я в об. активы, для этого изучают особ-ти отрасли и находят уд. вес осн. ср-в в общ. сумме активов. Общ потребность в инв-ых ресурсах = кап. влож.*100%/удельный вес ОС. При приобр-ии действ. компании, слиянии и поглощ-и ст-ть приобретения м. б. определена на основе чистой баланс. ст-ти, кот. опр-ся след. образом: ЧБС = Сумма активов – Сумма об-в. Ст-ть приобр-я м. б. определена на основе прибыли. Метод примен-ся по орг-циям, по кот. есть регулярный ден поток, есть реальная сумма прибыли. В этом случае опр-ют ожид. прибыль и ср. норму прибыльности инв-ций. Ст-ть компании = Среднегод. прибыль/ Норма прибыли.Такой же принцип оценки ст-ти компании заложен при опр-нии ст-ти сравнительным методом, когда подбирается компания-аналог, и проводятся корректировки по сравниваемым эл-там. На 2 стадии опр-ют V для фин. инв-ций. Расчет потребности для фин. инв-ций осн-ся на установл-ых ранее соотн-ях разл-х форм инв-ия в прогноз-ый период. Потребность в фин.инв-ных ресурсах = (ИР реальные* уд. вес фин.инв-ций)/Уд. вес реальных инв-ций. Общ. потребность в инв-ных ресурсах – это сумма потребностей на 1 периоде и размеров прироста на каждом этапе. На 3 стадии опр-ся потребность ИР с учетом резерва кап-ла. 2 этап. Рассм-ся все источ-ки фин-я. Важнейший вопрос - опр-ть доступность каждого источника. Доступность опр-ся с учетом специфики деят-ти по 3 осн. группам: собств., заемные, привлеченные.Собств. ср-ва: 1.Чистая прибыль – размер источника зависит от величины самой прибыли, распред-ия прибыли на дивиденды и рефин-е. В дальнейшем распр-е зависит от эк. политики орг-ции. 2.Амортиз-ные отч-я зависят от имеющегося V заемных ср-в, гос политики. Чем короче срок полезного исп-ия, тем выше норма аморт-ции, тем > будет денег, как источник возобновления ОС. Орг-ция может самост. выбрать метод начисл-я аморт-ции – прямолинейный или какой-то из ускоренных методов. Заемн. ист-ки: 1.Долгоср. кредиты, Доступность этого источника для отд. орг-ций проблематична. 2. Эмиссия облигаций – доступен компаниям с высоким размером УК, т.к. выпуск облигаций д. б. обеспечен; есть огранич-я, что выпуски не д.б. > 25% УК. Выпуск необеспеч-х облигаций возможен при внушит-ных V выручки. 3. Инв-ный лизинг и селенг –разновидность долгоср. кред-я в натур. форме, погашение произв-ся в рассрочку. Гл. недостаток – дороговизна по ср-ю с ден. кредитом. Удорожание иногда сост-ет > чем 25%/ Инв-ный лизинг оправд-ет себя при гос. поддержке. Инв. селенг – разновидность инв. лизинга, его сущность - передача собств-ком прав по польз-ю и распоряж-ю имущ-вом за опр. плату. На западе исп-ся для вывода орг-ции из банкр-ва. 4. Налог. Инв-ный кредит дается под опр-ный вид оборуд-я на опр. срок. Налог. кредит, как источник, м. б. доступен, когда орг-ция работает прибыльно и при соблюдении жестких усл-ий может не платить налог на прибыль в теч. опр-го времени при покупке специфич. оборуд-я, инновац. технологий. Из заемных источников обычно план-т кредиты, эмиссию, лизинг (селенг), ост. источники – тактич. оперативное упр-е. Привлеч. источники: 1.Эмиссия акций м. исп-ся материн. компаниями и их дочерн. структурами. 2. Для коллект-х инв-ций возможен выпуск инв-ных сертификатов. 3. Для орг-ций неакц-ных форм взносы в УК в виде паев.
Бизнес- план инвестиционного проекта, его характеристика.
Бизнес-план - это документ, содержащий краткое, точное и понятное описание предполагаемой предпринимательской деятельности, необходимый при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее рациональные решения и определить средства для их реализации.
Основные задачи бизнес - планирования: 1) обоснование экономической целесообразности направлений развития объекта предпринимательства; 2) расчет ожидаемых финансовых результатов предпринимательской деятельности; 3) определение источников финансирования реализации выбранной стратегии предпринимательства; 4) подбор команды работников, способных реализовать бизнес - планы, и др.
Разделы бизнес-плана:
Краткая характеристика инвестиционного проекта (резюме) (цель - заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана ); Характеристика отрасли, в которой реализуется инвестиционный проект; Характеристика продукта (услуги) (описание продукции, качественные показатели, условия выпуска продукции); Размещение объекта; Анализ рынка (условия транспортировки, реализации и рынок сбыта, Основные потребители, конкуренты, уровень цен на продукцию); Планируемые объем и структура производства продукта (оказываемых услуг);
Обеспеченность выпуска продукта (услуги) основными ресурсами; Стратегия маркетинга (содержит информацию об имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров); Управление реализацией инвестиционного проекта (рассматривается организационно-правовой статус инвестора, качественный состав кадров, характеристика подрядчика, регулирование отношений между заказчиком и подрядчиком); Оценка рисков и формы их страхования; Финансовый план (график потока инвестиций, план доходов и расходов во время эксплуатации, порог безубыточности инвестиционного проекта, обеспечение эффективности инвестиционного проекта и сроки его окупаемости); Стратегия финансирования инвестиционного проекта (общая потребность в финансовых ресурсах, источники финансирования инвестиций, формы финансирования инвестиций).