Анализ бизнес среды. Анализ рынка.
Титульный лист (1 страница).
· Наименование проекта (Бизнес-план открытия/развития);
· Место подготовки плана (город, в котором вы пишите бизнес-план);
· Автор проекта;
· Название и адрес предприятия, телефон;
· Имена и адреса учредителей;
· Меморандум о конфиденциальности (предупреждение о неразглашении);
Аннотация (0,5-2 страницы)
· Название предприятия, адрес, телефон;
· Руководитель предприятия;
· Суть предлагаемого проекта (основная идея) и место его реализации;
· Результат реализации проекта. Эту информацию брать из пункта 4.8. Финансовый план. Указать сколько клиентов хотите охватить, выручку, тенденция развития за 2 года, 2017 и 2018.
· Необходимые финансовые ресурсы (тоже брать из пункта 4.8.)
· Срок окупаемости проекта;
· Ожидаемая среднегодовая прибыль;
· Предполагаемая форма и условия участия инвестора;
Оглавление.
В оглавление включать только «основной раздел» с указанием страниц.
Основной раздел.
Резюме.
Концепция бизнеса, краткое изложение основных положений предполагаемого плана.
· Идея, цели и суть проекта;
· Особенности предполагаемых услуг или товаров, и их преимущества в сравнении с конкурентами (почему инвестор должен выбрать именно вас), (если ваша идея уникальна и подобных нет, то сравнивать с конкурентами не надо);
· Стратегия и тактика достижения поставленных целей;
· Квалификация персонала (особенно управленцев);
· Прогноз спроса, объемы продаж и суммы выручки в ближайший период (2 года);
· Планируемая себестоимость продукции;
· Ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости. Уровень доходности среди подобных организаций.
История развития организации или описание отрасли.
В этом разделе необходимо поместить информацию об основных сведениях, касающихся организации (карточка предприятия).
· Необходимо описать положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов:
1. Доступность рабочей силы в данном регионе;
2. Близость к сырью;
3. Близость к потенциальным клиентам;
4. Близость поставщика.
· Далее делается SWOT-анализ в форме таблицы:
Сильные стороны | Слабые стороны | Угрозы | Возможности |
* Слабые и сильные стороны – это внутренняя среда организации. Персонал, здание предприятия (если аренда – слабая сторона, если собственность – сильная сторона), ценовая политика, имидж предприятия, месторасположение и т.д.
* Угрозы и возможности – это внешняя среда. Уровень конкуренции и прочее.
· Цели и задачи предприятия. Глобальная цель. С помощью чего будете идти к цели.
· Формировка стратеги
1. Общая стратегия предприятия (стратегия стабильности или стратегия роста);
2. Конкурентная стратегия. Описание конкурентов преимуществ;
3. Функциональная стратегия. По абзацу про каждую. (Производственная, маркетинговая, финансовая, стратегия управления персоналом);
Характеристика объекта бизнеса организации. Описание характера бизнеса.
Данный раздел должен содержать:
· Описание всех услуг и их специфики (особенности);
· Прогрессивность (новизна) продукта или услуги;
· Особенности дизайна здания. Концепция дизайна, стиль;
· Основные потребительские и технико-экономические характеристики (номера, площадь, оснащение, цены);
· Наличие сертификатов и лицензий;
· Наличие фирменной марки;
· Степень изменчивости спроса на данные услуги;
· Особенности цены товара (сравнить с конкурентами);
· Стадия жизненного цикла услуга или товара (внедрение, зрелость, рост, спад).
Анализ бизнес среды. Анализ рынка.
· Анализ спроса (3-4 диаграммы);
· Анализ предложения (сколько подобных организаций существует);
· Анализ конкурентов по 10 критериям (любые критерии, например месторасположение, время обслуживания, квалификация персонала, реклама). Делать в виде таблицы, себе каждому из конкурентов ставим баллы (от 1 до 5, где 5 высший балл):
Критерии | Моя компания | Конкурент №1 | Конкурент №2 |
После таблицы выводим ИТОГО и считаем, кто сколько баллов набрал.
План маркетинга.
· Продуктовая политика (ассортимент). Основные и дополнительные услуги;
· Ценовая политика.
Стратегия ценообразования. Выбрать одну из стратегий (стратегия снятия сливок, стратегия цен проникновения на рынок, стратегия престижных цен) и рассчитать цену одной любой услуги по формуле:
Себестоимость + Прибыль + НДС = Цена. |
· Средства продвижения. Реклама; пиар; каналы сбыта (посредники).
Производственный план (1 страница).
План производства и реализации услуг, натуральных и стоимостных показателях (сколько средняя стоимость).
Брать в интернете.
Организационный план.
· Описать персонал (сколько штук, кто именно);
· Составить организационную структуру (линейная, функциональная или др), используя только тот персонал, который состоит в штате. Нарисовать схему и подписать, какая она.
· Заполнить таблицу. Название: «Распределение основных функций управления».
Виды функций управления предприятием | Ответственный сотрудник |
Юридическая, рекламная и тд. |
· Заполнить таблицу. Название: «Потребность в штатном расписании и квалификационные требования». Сюда уже включаем весь персонал, и штатный, и внештатный.
Потребность в кадрах | Квалификационные требования | Спец. подготовка и особые условия | Форма привлечения к труду | Режим труда | Зарплата |
Должности сотрудников | Образование | Знание языков, каких-то программ | Постоянная, непостоянная, сезонная | График работы |
Финансовый план.
Составляем таблицу: «Основные технико-экономические и финансовые показатели компании». (таблица заполнена для примера)
№ | Наименование показателя | Единица измерения | Величина показателя | Отклонение | ||
Абсолютный показатель | Темп роста в % | |||||
Объем реализации услуг | тыс. руб. | 2000 | 4000 | 2000 | 200 | |
Численность работающих | чел. | 10 | 10 | 0 | 100 | |
Производительность труда одного рабочего. | тыс.руб. | 200 | 400 | 200 | 100 | |
Фонд зарплаты | тыс.руб. | 500 | 600 | 100 | 120 | |
Среднегодовая зарплата одного рабочего | тыс.руб. | 50 | 60 | 10 | 120 | |
Себестоимость услуги | тыс.руб. | 1400 | 1000 | 400 | 71,4 | |
Затраты на 1 руб. реализации услуги | коп. | 70 | 25 | 45 | 35,7 | |
Прибыль от реализации услуг | тыс.руб. | 600 | 3000 | 2400 | 500 | |
Рентабельность деятельности | % | 42,86 | 300 | 257,14 | - | |
Рентабельность продаж. | % | 30 | 75 | 40 | - |
Чтобы заполнить эту таблицу нужны формулы. Ниже расписаны формулы для каждого показателя.
1. В столбик «Величина показателя» пишем доход по каждому году. Доход по каждому году рассчитывается так: количество услуг «умножить» на среднюю стоимость услуги.
В столбике «Отклонение» раздел «Абсолютный показатель» заполняем по следующей формуле: Величина показателя 2018 года «минус» Величина показателя 2017 года. Например, 4000 – 2000 = 2 000 (это и есть абсолютный показатель).
Раздел «Темп роста» заполняем по следующей формуле: Величина показателя 2018 года «разделить» на Величина показателя 2017 года и «умножить» на 100%. Например, 4000/2000 × 100% = 200%.
2. В раздел «Величина показателе» пишем численность работающих в вашей организации в 2017 и 2018 году.
Столбцы «Абсолютный показатель» и «Темп роста» рассчитываются по той же формуле, что и в пункте 1.
3. Производительность труда одного рабочего рассчитывается по следующей формуле: Объем реализации услуг «разделить» на Численность работающих. Например, 2000/10=200.
Столбцы «Абсолютный показатель» и «Темп роста» рассчитываются по той же формуле, что и в пункте 1.
4. Перед тем, как считать этот показатель, надо сначала посчитать показатель №5 «Среднегодовая зарплата одного рабочего».
После того, как вы рассчитали показатель №5, фонд зарплаты рассчитываем по формуле: Среднегодовая зарплата одного рабочего «умножить» на число работников. Например, 50×10=500.
Столбцы «Абсолютный показатель» и «Темп роста» рассчитываются по той же формуле, что и в пункте 1.
5. Этот показатель берете в среднем по подобным организациям. Для примера, впишем Среднегодовую зарплату одного рабочего в 2017 году – 50 тыс.руб., и в 2018 – 60 тыс.руб.
Столбцы «Абсолютный показатель» и «Темп роста» рассчитываются по той же формуле, что и в пункте 1.
6. Фонд зарплаты не может быть больше себестоимости. Этот показатель вводим примерный по подобным организациям. Например, в 2017 году Себестоимость услуги будет 1400 тыс. руб. А в 2018 – 1000 тыс. руб. (на самом деле себестоимость услуги должна расти, а не снижаться).
Столбцы «Абсолютный показатель» и «Темп роста» рассчитываются по той же формуле, что и в пункте 1.
7. Этот показатель высчитываем по следующей формуле: Себестоимость услуги «разделить» на Объем реализации и «умножить» на 100. Например, 1400/2000×100=70.
Столбцы «Абсолютный показатель» и «Темп роста» рассчитываются по той же формуле, что и в пункте 1.
8. Этот показатель высчитываем по следующей формуле: Объем реализации «минус» Себестоимость. Например, 2000-1400=600.
Столбцы «Абсолютный показатель» и «Темп роста» рассчитываются по той же формуле, что и в пункте 1.
9. Рентабельность деятельности рассчитывается так: Прибыль от реализации «разделить» на Себестоимость и «умножить» на 100. Например, 600/1400×100=42,86.
Столбцы «Абсолютный показатель» и «Темп роста» рассчитываются по той же формуле, что и в пункте 1.
10. Рентабельность продаж рассчитывается по следующей формуле: Прибыль от реализации услуг «разделить» на Объем реализации и «умножить» на 100. Например, 600/2000×100=30.
Столбцы «Абсолютный показатель» и «Темп роста» рассчитываются по той же формуле, что и в пункте 1.