Школа человеческих отн-ий. Предпосылки. Хотторнские эксперименты
Школа чел отн-ний возникла на западе в 30-50г. Объективная потреб-ть заключалась в недооценке класс. школой чел фактора как осн определяющего эл-та эфф-ти орг-ции.
Отличит особ-ть этого напр-ния: перенос акцента упр-ния с вып-ния поставл задач на отн-ния м/у людьми. Кроме того неоклассич школа подвергла критике концепцию эк-кого чел-ка, утв-щую, что гл стимулом чел деят-ти явл-ся мат заинтерес-ть. Эта школа придерживалась т. зр., что психологич и соц аспект процесса труда явл-ся осн, поэтому у истоков этого напр-ния стояли социологии психологи.
Первый ученый из них Гюго Мюнстерберг. Им создана первая в мире школа промыш психологов. Его фундамент работа «Психология и промыш эфф-ть» посвящена рассмотрению осн принципов, кот следует придерживаться при отборе людей на руковод д/сть. Кроме того, он был одним из осн-лей психотехники: тесты на спос-ти, психолог совместимость на соотв-вие той или иной спец-ти или д/сти. Он проводил многочисл эксперименты по проблемам утомляемости , правил труда, питания и отдыха на пр-ве, влияние факторов на произв-ть, труда и произв-ный травматизм. Вывод: необх-мость гуманизации произв процессов. Его школа впервые стала готовить психологов по заданию п/п и орг-ций.
Мари Паркер Фоллетт (1868-1933). В ее книге «Новое гос-во» 1920 г. была сформ-на идея гармонии труда и кап-ла, кот по ее мнению м/б достигнута при правильной мотивации труда и учете интересов всех сторон уч-ков пр-ва. В ее теории гармонично нашли отражение осн школы мен-та. Она определила мен-т как обеспечение вып-ния работ с помощью др лиц, придавала большое значение неформаль отн-ниям м/у рук-лем и подчиненными, изучала феномен лидерства.
Элтон Мэйо (1880-1949). Известны его «Хоторнские эксперименты» Мэйо увеличил уровень освещенности рабочего места и отметил серьезное увеличение производительности. Затем, уменьшил уровень освещения, однако производительность снова возросла. После сделан вывод о том, что производительность труда растет не из-за уровня освещенности, а в силу того, что к исполнителям просто проявлялось внимание. В ходе дальнейших экспериментов был сделан вывод, что рабочие предпочитают нормальные человеческие отношения высоким заработкам.
Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные.
Мэйо модифицировал эксперимент: теперь изменялась уже не только освещенность, но и условий труда (помещение шести работниц в отдельную комнату, улучшение, введение доп перерывов.). Пр-ть труда повышалась, но, когда по условиям эксперимента, нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Выводы хоторнских исследований сводились большей частью к трем постулатам: 1)человек представляет собой «социальное животное»;2)жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека,3) решение проблемы человека – дело бизнесменов
Основ-сь на этих выводах, иссл-ли психологич школы полагали, что, если рук-во проявляет большую заботу о своих раб-ках, то и ур-нь удовл-ти работников д/ возрастать, что будет вести к увел-ию произв-ти. Они рекомендовали исп-ть приемы упр-ния чел отн-ниями, включающие более эфф действия непосредств начальников, консультации с раб-ми и предоставление им более широких возм-тей общения на работе.
Обращение к чел фактору явилось революц переворотом в менедж-те. Сегодня вложения в чел кап-л или затраты на чел-ка стали рассм-ся не как изд-ки, а как активы компании, кот необх-мо правильно исп-ть для дост-ния высок эфф-ти орг-ции.
После 50-х г-в 20 выборка школа чел отн-ний трансформируется в школу поведенческих наук, ее осн предст-ми явл-ся К. Арджирис, Лайкерт, Маслоу, МакГрегор. Они изучали различ аспекты мотивации, хар-р рук-ва и власти на п/п-тии, соц. взаимоотн-ния в коллективе, что положило начало возн-нию науки упр-ния персоналом. Цели поведенч. школы: раскрытие творч потенциала раб-ков, повышение эфф-ти чел рес-в.
Школа поведенч наук значит-но отошла от школы чел отн-ний, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличн отн-ний. Нов подход стремился в большей степени оказать помощь раб-ку в осознании своих собств возм-тей на основе применения концепций поведенч наук к построению и упр-нию орг-циями. В самых общих чертах, осн целью этой школы бало повышение эфф-ти орг-ции за счет повышения эфф-ти ее чел ресурсов
Дуглас МакГрегор (1906-1964) создал «теорию Х и У», осн содерж-ем кот явл-ся то, что сущ-ет два типа упр-ния, отражающих два типа раб-ков или же, 2 типа взглядов на раб-ков.
«Х» | «У» |
1. чел-к генетически ленив, старается избегать работы | 1. люди способны осущ-лять самоконтроль, им присущ интерес к деят-ти, чув-во отв-ти |
2. больш-во людей т/о с помощью контроля, приказов и при страхе наказания осущ-ет необх действия для дост-ния цели | 2. физически и эмоц/но чел-к восприн-ет работу или как источник удовл-ния, или как наказание в зав-ти от условий труда, побуждения к труду многообразны |
3. он старается не брать на себя отв-ти, не имеет амбиций | 3. наиб важным явл-ся вознаграждение, связ-е с удовл-м творч-х, дух-х, эстетич. потреб-тей |
МакГрегор подчеркивал, применительно к теории «X и У», что многим людям присуща готовность исп-ть свой опыт, знания, воображение в решении проблем орг-ции. Однако соврем индустриальное общество слабо исп-ет интеллект потенциал обычного чел-ка. Вывод Макгрегора: упр-ние типа «У» гораздо более эффективно и высказал рекомендацию мен-м, состоящую в том, что их задачей явл-ся создание условий, при кот раб затрачивал усилия для дост-ния целей орг-ции, одновременно наилучшим образом достигает своих.
Поведенч подход стал наст/о популярен, что он почти полностью охватил всю область упр-ния в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единств наилучший путь» решения управленч проблем. Его гл постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эфф-ти как отдель работника, так и орг-ции в целом. Как показала практика это не всегда верно и наиболее эффективно.
Школа чел отн-ний и школа поведенческих наук.
1. Применение приемов упр-ния межличн-ми отн-ниями для повышения степени удовлетворенности и производит-ти 2. Примен. наук о чел-ком поведении к упр-ю и форм-нию орг-и т.обр., чтобы кажд раб-к мог б. полностью исп-н в соотв-ии с его потенциалом