Основные экономические понятия (термины), используемые в учете затрат

Управленческий учет затрат производства
Сфера применения (участки учета) Входная информация Выходная информация
Учет основных средств и нематериальных активов Первоначальная стоимость Амортизация
Учет производственных, материальных и трудовых ресурсов Затраты предприятия Стоимость потребленных в производстве материальных и трудовых ресурсов
Учет производства Издержки производства Издержки незавершенного производства и издержки производства готовой продукции
Учет резервов предстоящих расходов Создание резервов с отнесением на издержки производства Списание резервов на произведенную продукцию
Калькуляционный учет себестоимости Себестоимость продукции Выручка от продажи продукции
Производственно-финансовый результат

Все затраты могут быть распределены по трем группам - производственные, коммерческие и управленческие. Внутри каждой такой группы можно выделить переменные и постоянные элементы (таблица 2).[2]

Таблица 2.

Распределение затрат по группам

Производственные Коммерческие Управленческие
переменные постоянные переменные постоянные постоянные
Материальные затраты Амортизация фондов Премиальные, бонусы менеджерам по продажам Затраты на рекламу Зарплата работников головного офиса (управленческого персонала, финансового отдела сотрудников) и обеспечивающих служб
Прямые затраты на оплату труда Затраты на вспомогательные материалы, которые нельзя отнести на конкретный вид продукции
Затраты на топливо, газ, электроэнергию для технологических нужд Зарплата прочего производственного персонала с начислениями Командиро-вочные расходы, связанные со сбытом конкретного вида продукции Расходы на содержание отдела маркетинга
Арендная плата. Лизинговые платежи и др.
Расходы на тару и упаковку готовой продукции Оплата услуг мобильной связи Представительские расходы
Оплата услуг Интернета
Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей

Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, т.к. учитывают характер и структуру производства, создавая достаточную базу для анализа.

2. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли.

Затраты в управленческом учете принято классифицировать по ряду признаков, среди которых основными являются следующие.

По экономическому содержанию выделяют следующие группировки: по элементам затрат и по статьям калькуляции. Для определения объемов используемых предприятием материальных, трудовых, финансовых ресурсов на всю производственно-хозяйственную деятельность независимо от их назначения и использования пользуются классификацией по экономическим элементам. Номенклатура элементов одинакова для всех предприятий. Производственные затраты, образующие себестоимость продукции, состоят из следующих элементов:[3]

− материальные затраты;

− затраты на оплату труда;

− отчисления на социальные нужды;

− амортизация основных средств;

− прочие затраты.

По статьям калькуляции группируют затраты для формирования себестоимости отдельных видов продукции. Перечень статей устанавливается для отдельных отраслей промышленности, исходя из особенностей технологии и организации производства. Типовой набор данных по статьям калькуляции представлен в Приложении 1.[4]

По степени однородности затраты бывают одноэлементными и комплексными. Одноэлементные затраты – те, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Комплексные – состоят из нескольких экономических элементов. Например, цеховые (общепроизводственные), в которые входят почти все элементы.

Для расчета себестоимости единицы продукции по способу включения в себестоимость единицы продукции затраты делят на прямые и косвенные.

По связи затрат с технологическим процессом затраты бывают основные и накладные.

По сфере возникновения все затраты делят на производственные и внепроизводственные. Первая группа отражает расходы, связанные с производством продукции, а вторая – затраты, формируемые в процессе реализации.

ТЕСТЫ

1. Управленческий учет – это:

а) система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью;

б) это непрерывное сплошное и документальное отражение в денежном выражении хозяйственных средств и операций;

в) система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении

Наши рекомендации