Основные экономические понятия (термины), используемые в учете затрат
Управленческий учет затрат производства | ||
Сфера применения (участки учета) | Входная информация | Выходная информация |
Учет основных средств и нематериальных активов | Первоначальная стоимость | Амортизация |
Учет производственных, материальных и трудовых ресурсов | Затраты предприятия | Стоимость потребленных в производстве материальных и трудовых ресурсов |
Учет производства | Издержки производства | Издержки незавершенного производства и издержки производства готовой продукции |
Учет резервов предстоящих расходов | Создание резервов с отнесением на издержки производства | Списание резервов на произведенную продукцию |
Калькуляционный учет себестоимости | Себестоимость продукции | Выручка от продажи продукции |
Производственно-финансовый результат |
Все затраты могут быть распределены по трем группам - производственные, коммерческие и управленческие. Внутри каждой такой группы можно выделить переменные и постоянные элементы (таблица 2).[2]
Таблица 2.
Распределение затрат по группам
Производственные | Коммерческие | Управленческие | ||
переменные | постоянные | переменные | постоянные | постоянные |
Материальные затраты | Амортизация фондов | Премиальные, бонусы менеджерам по продажам | Затраты на рекламу | Зарплата работников головного офиса (управленческого персонала, финансового отдела сотрудников) и обеспечивающих служб |
Прямые затраты на оплату труда | Затраты на вспомогательные материалы, которые нельзя отнести на конкретный вид продукции | |||
Затраты на топливо, газ, электроэнергию для технологических нужд | Зарплата прочего производственного персонала с начислениями | Командиро-вочные расходы, связанные со сбытом конкретного вида продукции | Расходы на содержание отдела маркетинга | |
Арендная плата. Лизинговые платежи и др. | ||||
Расходы на тару и упаковку готовой продукции | Оплата услуг мобильной связи | Представительские расходы | ||
Оплата услуг Интернета | ||||
Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей |
Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, т.к. учитывают характер и структуру производства, создавая достаточную базу для анализа.
2. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли.
Затраты в управленческом учете принято классифицировать по ряду признаков, среди которых основными являются следующие.
По экономическому содержанию выделяют следующие группировки: по элементам затрат и по статьям калькуляции. Для определения объемов используемых предприятием материальных, трудовых, финансовых ресурсов на всю производственно-хозяйственную деятельность независимо от их назначения и использования пользуются классификацией по экономическим элементам. Номенклатура элементов одинакова для всех предприятий. Производственные затраты, образующие себестоимость продукции, состоят из следующих элементов:[3]
− материальные затраты;
− затраты на оплату труда;
− отчисления на социальные нужды;
− амортизация основных средств;
− прочие затраты.
По статьям калькуляции группируют затраты для формирования себестоимости отдельных видов продукции. Перечень статей устанавливается для отдельных отраслей промышленности, исходя из особенностей технологии и организации производства. Типовой набор данных по статьям калькуляции представлен в Приложении 1.[4]
По степени однородности затраты бывают одноэлементными и комплексными. Одноэлементные затраты – те, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Комплексные – состоят из нескольких экономических элементов. Например, цеховые (общепроизводственные), в которые входят почти все элементы.
Для расчета себестоимости единицы продукции по способу включения в себестоимость единицы продукции затраты делят на прямые и косвенные.
По связи затрат с технологическим процессом затраты бывают основные и накладные.
По сфере возникновения все затраты делят на производственные и внепроизводственные. Первая группа отражает расходы, связанные с производством продукции, а вторая – затраты, формируемые в процессе реализации.
ТЕСТЫ
1. Управленческий учет – это:
а) система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью;
б) это непрерывное сплошное и документальное отражение в денежном выражении хозяйственных средств и операций;
в) система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении